Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Граф, который стал монахом

Валерий  Коновалов, Труд

12.07.2005

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс) Если попытаться кратко пересказать сюжет этой книги, то фантазия автора может показаться чересчур буйной. Тут и юная англичанка, которая, спасаясь от роковой любви восточного принца, бежит в незнакомую Россию. И роман ее с русским графом, который дружил с царственной семьей, а потом стал красным командиром. И невероятная история их сына, который был поочередно Эдуардом, Сергием, Александром, Симеоном, Сампсоном. Его расстреливали, пытали, отправляли то на кладбище, то в лагеря, он бежал из тюрьмы, был отлучен от Церкви и реабилитирован самим Патриархом... И вокруг главных героев действует множество несовместимых, кажется, персонажей - от чекистов, академика Павлова и царственных особ до зэков, Хрущева и новых русских. Под стать действующим лицам и повествование прихотливо перескакивает из Лондона XIX века в современный поселок Малаховку, а из революционного Петрограда в Псково-Печорский монастырь советских времен.

Но самое удивительное не то, как удалось все это автору выдумать и сочетать, а то, что он почти ничего не выдумал. То есть в главном роман Александра Полякова "Огненный Авва" почти документален. Он рассказывает о человеке действительно фантастической судьбы - знаменитом старце Сампсоне, почти что нашем современнике - умер он в 1979 году. А будучи совсем юным, он, тогда граф Эдуард Сиверс, принял православие и монашеский постриг, а затем пережил необычайные испытания и приключения, которых хватило бы не на один авантюрный роман.

Однако Александр Поляков обратился к личности старца Сампсона и его жизни не для того, чтобы развлечь читателя. Это книга о духовном поиске, о вере и о нашем будущем. Ведь такие удивительные судьбы и такие уникальные личности позволяют многое понять и в нас самих, и во времени, и в стране, в которых мы живем.

Таков уж этот необычный роман, что совершенно естественно, например, в главе, повествующей о революционных брожениях в Петрограде, вдруг звучат такие слова святителя Игнатия Брянчанинова: "Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку - тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела... " Да ведь это то, что занимало тогда более всего главного героя. И мысли о вечном, духовный поиск были главным стержнем его жизни, а потому стали и основой сюжета книги. Подлинные дневниковые записи старца Сампсона и свидетельства его духовных детей здесь вполне уместны.

Еще при жизни иеросхимонах Сампсон приобрел народную известность. К нему ехали за помощью и советом в самых разнообразных злоключениях. И сейчас его могила на Николо-Архангельском кладбище в Москве - место паломничества.

http://www.trud.ru/002_Vtr/200507121250605_.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме