Отец и дочь пошли на расстрел вместе

В церковном календаре появились имена новых святых - это Николай и Варвара Чернышёвы

На недавнем заседании Священного Синода в число святых новомучеников включены протоиерей Николай Чернышёв и его дочь Варвара. Их имена для совершения памяти будут помещены в церковном календаре под датой 2 января - день их мученической кончины в удмуртском городе Воткинске в 1919 году.


В семье их осталось двое

Когда красноармейцы пришли за 65-летним отцом Николаем, он находился дома вместе с дочерью. А больше в этой семье к 1918 году никого и не было.

Жена священника, Юлия Ивановна, скончалась давно, когда ей ещё и 40 лет не исполнилось. Отец Николай остался тогда с четырьмя детьми - младшей дочери было всего шесть лет. Детей он вырастил. А осталась с ним одна Варя. Это был её сознательный выбор. Она решила не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию детей в школе, помощи отцу в его пастырском служении и уходу за ним.

Так и жили. Дочь после окончания гимназии и Высших женских курсов работала учительницей в здешней школе. Отец служил в Благовещенском храме Воткинска и был благочинным Воткинской и Галевской волостей. Его в Воткинске знали все. Он ведь не только слыл ярким проповедником, но и в общественных делах проявлял себя заметно. Читал лекции в Общественном собрании, учредил местное Общество трезвости и стал его председателем. Избрали его и почётным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства.

В годы русско-японской войны отец Николай активно участвовал в работе комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью. А во время Первой мировой оказался активным организатором движения по снабжению армии. И конечно же, когда в 1918 году в Воткинске начались драматические события, он не мог отсидеться дома, был всё время на виду.


Неизвестная война

В августе здесь вспыхнуло восстание против советской власти. Рабочие и служащие единственного воткинского завода, крестьяне окрестных деревень, офицеры, вернувшиеся с фронта, сумели организовать многочисленную и боеспособную Воткинскую народную армию. Эта удивительная история долгое время замалчивалась и только недавно стала известной во всех деталях. Народная армия освободила Воткинск и одерживала одну победу за другой. Её эпопея продолжалась 100 дней.

На подавление восстания были брошены крупные силы Красной армии. Кровопролитные бои шли в предместьях и в самом Воткинске. Отец Николай не оставлял своих прихожан, участвовавших в восстании, - исповедовал, причащал и напутствовал раненых, умирающих, уходящих в бой. И даже участвовал в сборе средств для восставших. А Варвара самоотверженно исполняла служение сестры милосердия.

Когда части Красной армии уже вступали в Воткинск, священнику с дочерью предлагали уйти вместе с отступавшей Народной армией. Но Чернышёвы предпочли остаться.


«Умру - тогда и снимете крест»

На Воткинск обрушились массовые репрессии. За несколько дней были расстреляны и вырезаны тысячи людей. Добрались, конечно, и до отца Николая. По свидетельству очевидцев, во время его ареста Варвара бросилась к нему и крепко обхватила руками. Ни сам священник, ни красноармейцы не смогли оторвать её от отца. Так и увели их вместе.

В тюрьме они держались спокойно и с достоинством. Отец Николай просил передать ему облачение для совершения богослужений и для исповеди заключённых. До последнего часа он оставался пастырем для своих прихожан.

На казнь их тоже вывели вместе 2 января 1919 года. Расстрел устроили на берегу пруда - напротив нынешнего Музея П.И.Чайковского, который был уроженцем Воткинска. Первой расстреляли Варвару. У отца Николая потребовали снять крест. Он сказал: «Когда умру - тогда и снимете».

Один из красноармейцев, участников расстрела, зашёл потом в соседний дом погреться и, по свидетельству очевидцев, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал».

Это, конечно, были последние молитвы священника.


От Воткинска до Беркли

А через три месяца красных вновь выбили из Воткинска. Теперь уже армия Колчака. Это было ненадолго. Но люди успели отыскать тела священника и его дочери. Устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание. Память об этом событии передавалась из поколения в поколение, несмотря на атеистические времена. Вот только место захоронения считалось неизвестным. Люди, видимо, утаивали его. И только в 1990‑х годах одна жительница указала, где захоронены Чернышёвы - у стен Преображенской церкви, рядом с их родственниками. Теперь там установлен православный крест.

Но есть и ещё одно место, совсем на другом конце планеты - в США, где память о казнённых сохранялась многие годы. Дело в том, что некоторые уцелевшие участники Воткинского восстания, прихожане отца Николая, добрались в 1920-х годах до Калифорнии и там образовали свою общину, которая существует и по сей день. Сейчас она называется «Объединение ижевцев и воткинцев в Сан-Франциско». Эти люди участвовали в создании русского православного храма Иоанна Крестителя в городе Беркли неподалёку от Сан-Франциско. И здесь установлена специальная неугасимая лампада, возле которой совершаются молебны в память о Николае и Варваре Чернышё­вых. По свидетельству старосты храма, зафиксированы факты чудесной помощи молящимся после таких молитв.

Валерий КОНОВАЛОВ

Крестовский мост

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Коновалов:
Кто там верует и трепещет?
О храмоборцах
30.05.2019
Отец и дочь пошли на расстрел вместе
В церковном календаре появились имена новых святых - это Николай и Варвара Чернышёвы
28.03.2018
Как радиофизик стал монахом
Знакомьтесь: епископ Иоанн (Руденко) - викарий Патриарха
28.02.2018
Человек есть то, что он помнит
Есть ли духовная польза от генеалогии - обсуждаем со священником Владиславом Мишиным
06.02.2018
Старая вера: открытия и мифы
Уникальное издание о русских старообрядцах само похоже на чудо
21.06.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
12.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019