Патриарх Алексий: "Христиане видят свою социальную задачу в нравственном преображении общества"

Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журнала "Армянская Церковь"

- Какова, на взгляд Вашего Святейшества, основная миссия христиан в XXI веке и какую роль может сыграть межрелигиозный диалог в глобальном миротворческом процессе?

- Для большинства христиан прошедший XX век стал веком тяжелейшего испытания твердости веры. Многие из них претерпели такие гонения за свою веру, которые во много раз превосходили преследования христиан в первые века после Рождества Христова. В тех странах, где гонения были не столь очевидны, тем не менее, происходили процессы, связанные с дальнейшим отходом людей от веры в Бога. Атеистическое мировоззрение во всем многообразии своих идеологических форм и направлений все больше и больше утверждало себя в качестве если не единственной, то главенствующей идеологии. В этих условиях исповедание христианства стало подвигом.

Впрочем, новые исторические условия бытия Церкви не изменили основной ее цели - спасения людей для Жизни Вечной. Не изменилось и главное средство достижения этой цели: постоянно свидетельствовать об Истине Христовой. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13. 8). Каждый христианин, исполняя главную заповедь любви к Богу и ближним, призван следовать тому, к чему Господь призывал в Нагорной проповеди. Одно из направлений миссии христианина - быть миротворцем: "Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5. 9). Особенно это актуально сегодня, когда мировое сообщество разделено по самым разным признакам - партийным, религиозным, экономическим, социальным, идеологическим. Роль Церкви в этих условиях незаменима. Это признают даже те, кто к религии относятся весьма сдержанно.

Совместно с Армянской Апостольской Церковью мы неоднократно участвовали в межрелигиозном миротворческом диалоге. Так, по нашей инициативе многократно происходили трех- и четырехсторонние встречи, посвященные проблемам урегулирования конфликтов на Кавказе. В их подготовке и проведении активно участвовали Католикосы всех армян Вазген I, Гарегин I, Гарегин П. Мы вместе вырабатывали принципы мирного и справедливого урегулирования конфликтов. В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, призывающим к новым силовым переделам земли и власти, мы объявили, что считаем принципиально важным разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Представители власти и общества в наших странах надеются, что миротворческие усилия лидеров традиционных религий помогут уврачевать раны в душах людей и этим подготовят почву для всеобъемлющего урегулирования имеющихся противоречий.

- Что Вы считаете приоритетом в деятельности Русской Православной Церкви на данном этапе исторического развития России?

- Последний по времени Архиерейский собор, прошедший в Москве 3-8 октября 2004 года, четко определил эти задачи. Во внешней жизни нашей Церкви - это укрепление межправославных связей. Особенно это касается преодоления церковного разделения, которое явилось следствием революции и Гражданской войны в России. Но не менее важным для нас является дело внутренней миссии. Десятилетия главенства атеистической идеологии в стране отложили неизгладимый отпечаток на нравственное здоровье нации. И как следствие этого - распад института семьи. Сейчас происходит трагическая депопуляция нашего народа, смертность в центральных регионах России превышает рождаемость в несколько раз. Задача российских христиан - так повлиять на общество, чтобы оно внутренне преобразилось. Никаким экономическим реформам это не по плечу. Только возврат людей к Богу, дела любви и милосердия, терпимость и благочестие смогут вывести нацию из кризиса.

В связи с этим мы решили особо уделить внимание работе с молодежью. Сейчас у нас разрабатывается множество программ по взаимодействию Церкви с молодыми людьми. Причем мы имеем в виду не только тех, кто находятся в церковной ограде, но тех, кто пока далеки от нее.

Во внутрицерковной деятельности Архиерейский Собор посчитал важным достичь координации всех частей церковного организма.

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние межцерковных взаимоотношений и перспективы сотрудничества Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей?

- С Армянской Апостольской Церковью у нас сложились весьма добрые взаимосвязи. Мы уважаем ее как древнюю Церковь, которая, подобно Церкви Русской, исторически стала ведущей духовной силой своего народа, основой его культуры и государственности. Сегодня она особо помогает взаимодействию между Арменией, Россией и другими странами Содружества Независимых Государств.

Хотелось бы отметить наши прекрасные личные отношения с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви - Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. В сентябре 2001 года по случаю празднования 1700-летия принятия Арменией христианства состоялся Наш визит в Армянскую Апостольскую Церковь. В свою очередь, Католикос Гарегин II многократно посещал нашу Церковь, в ходе чего мы всегда имели искреннее братское общение.

На протяжении многих лет Русская Православная Церковь принимает участие в общеправославном диалоге с семьей Церквей, в которую входит Армянская Апостольская Церковь. В рамках подготовки к этому диалогу мы проводим регулярные консультации на двустороннем уровне. В феврале 2001 года в Святом Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями двух Церквей. В ноябре 2004 года делегация нашей Церкви снова посетила Святой Эчмиадзин с целью согласования повестки двухсторонних собеседований. Представитель Армянской Церкви епископ Езник (Петросян) недавно приезжал в Россию с целью обсуждения сотрудничества в области совместного изучения богословских и пастырских вопросов, в сфере дел милосердия и церковно-общественного служения.

Представители Армянской и Русской Церквей плодотворно взаимодействуют в различных межрелигиозных организациях. Например, в прошлом году на II Межрелигиозном миротворческом форуме был образован Межрелигиозный совет СНГ, соучредителем которого явилась и Армянская Апостольская Церковь. Святейший Патриарх и Католикос Гарегин II вошел в состав президиума этого Совета.

- В 2005 году народы России и Армении, как и весь цивилизованный мир, отмечают 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом же году исполняется 90-лет геноциду армян в Османской империи. Что, на Ваш взгляд, могут и должны сделать общество, государство и Церковь, дабы исключить возможность повторения преступлений фашизма и нацизма?

- XX век был одним из самых кровавых столетий для многих народов мира, в том числе народов Армении и России. Без духовного осмысления этих событий, повлекших страдания миллионов безвинных людей, без скорбной памяти о тех, кто отдали свою жизнь за правду Божию, нельзя строить будущее общество. Стараться забыть о трагическом прошлом, делать вид, что ничего не происходило, - значит давать повод и стимул силам, сеющим рознь и ненависть между народами, между религиями, между государствами, вновь вершить свои черные дела. Общество обязано открыто говорить о попытках повторения преступлений фашизма и нацизма. Государство должно предупреждать и пресекать появление агрессивных групп с экстремистской идеологией. Церковь может настойчивой проповедью раскрывать безбожную суть того, что разделяет людей. Только совместными усилиями мы сможем противостоять злу.

- Русская Православная Церковь пользуется огромным уважением и авторитетом в Армении и в армянской диаспоре. С каким посланием Вы хотели бы обратиться к армянскому народу и, в частности, к армянам, живущим в России?

- Хотел бы пожелать армянскому народу помощи Божией, согласия и взаимопонимания, духовного мира и радости. Наши народы имеют многовековую общую историю и ныне продолжают идти рука об руку, пытаясь вместе преодолеть возникающие на пути трудности.

Уверен, что такое же видение отношений между нашими народами существует у людей, живущих в Армении и составляющих армянскую диаспору, множество представителей которой пребывает в России.

Недавно я имел возможность присутствовать при начале строительства армянского кафедрального соборного храма в честь Животворящего Креста Господня в Москве. Отрадно, что армянские христиане, составляющие большую общину в городе, где я являюсь правящим епископом, вскоре будут иметь обширный храм, в котором смогут духовно возрастать, черпать внутренние силы, укрепляться в вере Христовой и осенять себя Животворящим Крестом Господним для продолжения своего жизненного пути.

Надеюсь, что сыны и дочери армянского народа в нашей стране всегда будут желанными друзьями, а их труды внесут добрый вклад в преумножение славы и благосостояния России.

"Армянская Церковь" N 1, 2005 год

http://www.mospat.ru/text/interview/id/9686.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
+Алексий II :
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
5 декабря исполняется два года со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
05.12.2010
Годовщина со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
Патриарх Алексий II о времени, о близких, о себе...
04.12.2009
Все статьи автора