Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ненавязчивая пропаганда веры

Алексей  Кочетов, НГ-Религии

15.06.2005


Иезуитский журнал "Символ" продолжает дело князя Гагарина …

В Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы 9 июня состоялся вечер, посвященный 25-летию журнала "Символ", который издают французские иезуиты. Первый номер этого журнала увидел свет в январе 1979 года. И, наверное, юбилей было бы логичнее отмечать в 2004 году, но организаторы мероприятия решили отложить его на год и приурочить к выходу 48-го номера журнала. Журнал выходит два раза в год, но в последнее время не всегда регулярно.

"Символ" - один из наиболее известных католических изданий, выходящих на русском языке за рубежом. В предисловии к его первому номеру издатели писали: "Журнал ставит себе целью ознакомление читателей с многогранной действительностью западного христианства как в области богословской мысли, так и в плане ежедневной практической жизни христианских общин".

Однако постепенно интересы издателей почему-то "перекочевали" с Запада на Восток. "Символ" стал все больше и больше писать о православии. Из журнала, освещающего жизнь Католической Церкви, он превратился в издание, в значительной степени посвященное восточному христианству, его богословию, истории и культуре. О причинах такой метаморфозы остается только догадываться...

История журнала "Символ" неразрывно связана со Славянской библиотекой (Париж-Лион). Собственно говоря, раньше это была не просто библиотека, а некий научно-исследовательский центр, занимавшийся изучением православия и славянской культуры. Приступая к изданию "Символа", Славянская библиотека стремилась продолжить дело, начатое ее основателем - русским иезуитом Иваном Сергеевичем Гагариным (1814-1882).

Именно знаменитому деятелю русского католичества, князю Гагарину она и обязана своим возникновением. Блестяще образованный дипломат, он десять лет прослужил в российских посольствах в Европе. В 1842 году Гагарин оставил службу и самовольно не вернулся в Россию. В Париже он принял католичество и на следующий год вступил в "Общество Иисуса" (Орден иезуитов).

Одинокий мечтатель, он верил в возможность примирения и соединения Русской и Римской Церквей, что должно было бы принести взаимную выгоду и царю, и Понтифику. Гагарин даже делал такой прогноз: либо Россия примет католицизм, либо в стране произойдет революция. Можно подумать, что в католической Европе революции не совершались!

В 1849 году Гагарин стал католическим священником. Завершив богословское образование, он по благословению генерала Ордена иезуитов начал систематически собирать литературу, посвященную проблеме отношений между русским православием и католичеством. Личная библиотека Гагарина стала основой парижского Славянского музея, впоследствии переименованного в Славянскую библиотеку. Здесь хранится около 50 тыс., большей частью посвященных России и Русской Церкви, богатейшее собрание периодических изданий XIX века, коллекция старообрядческих рукописей, а также архивы (в частности, переписка хранителей библиотеки с выдающимися деятелями русской культуры).

В 1854 году Гагарин вместе с другими русскими иезуитами Мартыновым и Джунковским был заочно осужден российскими властями "за самовольное пребывание и вступление в монахи иезуитского ордена", что лишило его всех сословных и имущественных прав и закрыло ему путь на родину.

Планы русского были грандиозны... В 1855 году он направил генералу Ордена иезуитов "Заметку о деятельности Общества Иисуса по обращению Востока и особенно России". В ней он предлагал проект дальнейших мер по развитию католической миссии среди славян, в частности создание культурных центров и развертывание просветительско-издательской деятельности. С 1857 года в сборнике "Теологические, философские и исторические исследования" (с 1862 года - "Религиозные, исторические и литературные исследования") начинают выходить в свет работы Гагарина и его сотрудников.

Спустя более ста лет дело, начатое Гагариным, продолжил журнал "Символ", который мыслился его создателями "неким перекрестком, где две христианские традиции могли бы встречаться для того, чтобы постепенно осознать сущность своей взаимодополнительности".

Выступая на вечере в Овальном зале, редактор "Символа" священник-иезуит Рене Маришаль рассказал, что издатели намеривались возвратить читателям как на Западе, так и в Советском Союзе "родное русское наследие", "потерянные сокровища" православной культуры. Журнал должен был возместить недостаток духовной литературы, который испытывали русские христиане.

На страницах "Символа" публиковались работы не только выдающихся русских мыслителей - Сергия Булгакова, Льва Карсавина, Павла Флоренского, Георгия Флоровского, но здесь же помещались энциклики Папы Римского Иоанна Павла II, сочинения основателя "Общества Иисуса" Игнатия Лойолы, деяния II Ватиканского Собора и писания русских католиков. Таким образом, иезуиты занимались не только возвращением "потерянных сокровищ", но и ненавязчивой пропагандой католицизма.

Сменив несколько мест хранения, Славянская библиотека последние десятилетия размещалась в пригороде Парижа Медоне, в интернате "Сен Жорж" (Св. Георгий), основанном иезуитами в 1921 году для воспитания русских мальчиков. В 1994-2000 годах директором интерната был Рене Маришаль. Объединенные фонды Славянской библиотеки и библиотеки интерната стали источником информации для миссионерских изданий - бюллетеня "Пламя" и журнала "Символ". Однако впоследствии "Общество Иисуса" расформировало за ненадобностью интернат, а Славянская библиотека лишилась своего пристанища и в 2002 году была перевезена на временное хранение в Лион.

Несмотря ни на что, "Символ" продолжает выходить и, как утверждает Рене Маришаль, по-прежнему остается "местом свободной встречи католической и православной традиций". Однако сейчас, когда в России выходят десятки периодических изданий, посвященных русской культуре и церковной истории, существование журнала "Символ" кажется явным анахронизмом. Сам факт того, что ни в одном книжном магазине Москвы этот журнал не продается, свидетельствует о том, что дело Ивана Гагарина и других русских иезуитов так и осталось втуне.

Алексей Александрович Кочетов - историк и публицист

http://religion.ng.ru/politic/2005-06-15/6_propaganda.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме