Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ВсЈ зависит от Церкви

Протоиерей  Александр  Шаргунов, Русский дом

13.06.2005


12 июня 325 г. 1680 лет назад состоялся 1-й Вселенский Собор …

Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора после Поста, после Пасхи, после Вознесения, когда мы узнали, что Христос - истинный Бог и совершенный Человек, мы исповедуем нашу веру, и это наша жизнь. Это всегда вопрос жизни и смерти не только земной, а вечной. В начале каждого дня и за каждой Божественной Литургией мы произносим Символ веры, каждое слово которого определяет, где мы духовно находимся и перед чем предстоим.

Первый Вселенский Собор, утвердивший Символ веры, - главные тайны нашей веры, состоялся в 325 году, после трЈхвекового гонения. Сатана, видя, что ему не удаЈтся уничтожить Церковь физически, пытается разрушить еЈ изнутри ложными учениями. Духоносные мужи собрались в Никее, близ Константинополя. Достаточно назвать трЈх из них, чтобы мы могли представить, какими были остальные. Прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, - "правило веры и образ кротости", - в пламенной ревности по истине смутивший отцов своим, как будто выходящим за пределы дозволенного поступком. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трЈх Ипостасей, взял плинфу - строительный камень, - и силой Духа Святого из этого простого кирпича кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода, а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны стали ясны языческому философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого была в непрестанных ссылках и изгнании. Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своЈм теле раны, полученные ими во время недавних гонений за веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали у него глаз, требуя отречения от Православия. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет и запечатлели свою веру исповедничеством. Истина стоит очень дорого. Она стоит крови Христовой. Тот, кто хочет обрести истину, должен быть готовым и сам заплатить за неЈ жизнью - верностью заповедям Господним.

В этот день мы слышим за Литургией Первосвященническую молитву Христа на Тайной Вечери. Прежде Своих Крестных страданий Христос молится Отцу Небесному. О ком Он молится? От Господа не сокрыто, что будет с человечеством - до последнего дня. Он может каждому человеку сказать: "Прежде чем ты был соткан во чреве материнском, Я видел все вхождения твои и исхождения твои" (Иер. 1, 5). И то же самое Он может сказать о судьбах всех народов. Господь видит тюрьмы, истязания, преследования, когда ученики Его будут поставлены перед выбором мученичества или отречения от истины. Господь говорит: "Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои"(Ин. 17, 9). Снова и снова повторяет Он, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто истинно верит в Бога.

Неужели Христос пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира. Величайшее проявление Его любви - в том, что Он до конца разделяет с нами весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Что же означают его слова о том, что Он не о всем мире молится, но только "о тех, которых дал Ему Отец"? Они говорят, что, в конце концов, всЈ зависит от Церкви, от тех, кто хранит в чистоте веру в Него, - сохранится ли истина в мире. Если Церковь поколеблется в вере, наступит полная тьма и гибель всего человечества. Вот почему молитва Христа не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но и о всех верующих по слову их, то есть о всех нас.

Сколько мечтателей было в истории, которые горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! И Христос тоже говорит, что пришЈл всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех их лжеучениях была одна особенная черта - желание понравиться всем. Для этого им надо было создать другое христианство. И сегодня мы часто слышим: "Православие не подходит современному человеку, оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо всЈ упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас всЈ понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся! Создадим одну единую религию и спасЈм сразу всех".

Есть в Отечнике замечательный рассказ о преподобном авве Агафоне, которого отцы решили испытать в смирении и начали обличать во множестве его мнимых грехов. Они называли самые тяжЈлые грехи, которые для монаха невозможно и слышать. Авва кланялся земно братии и говорил: "Воистину так, отцы, я грешен во всЈм, помолитесь, чтобы Господь простил меня". И, наконец, они сказали: "А ещЈ говорят - ты еретик". Тогда преподобный Агафон ответил, поклонившись: "Простите, отцы, но я не еретик, я - православный человек". Они с изумлением спрашивали его: "Почему же ты признал за собой самые ужасные грехи, а здесь проявляешь такую твЈрдость?" Он сказал, что нет такого греха, в котором так или иначе ни был бы повинен всякий человек, но пока он исповедует истину, для него есть надежда на спасение.

Мы спасаемся только истиною - светом, в котором нет никакой тьмы. Если бы Церковь когда-нибудь поколебалась в исповедании истины, то никому не нужно было бы закрывать храмы и разрушать их. Не нужно было бы нам их снова восстанавливать. Это не имело бы никакого значения, если бы мы ни знали, что только в Православии есть истина, свет и жизнь.

Хуже всего - внешнее исповедание веры. Она по сути мертва. Это вера книжников и фарисеев, которые всю жизнь занимались изучением Священного Писания, но когда к ним пришЈл Сам Бог, они отвергли Его и предали смерти. И те, кто в Церкви одними устами исповедуют Символ веры, когда явится антихрист, будут обмануты ложью и примут его.

В истинном исповедании веры - всЈ наше спасение. "Како веруеши?" - вот древнее отеческое вопрошание. Символ веры, который мы поЈм на Божественной Литургии, является ли нашим личным исповеданием? Причастны ли мы тайнам, которыми Церковь живЈт, или для нас это просто слова - очень высокие, может быть, но достаточно отвлечЈнные? Святые отцы говорят: когда заметишь в себе малейшее отклонение от исповедания Церкви, поражай эту мысль, как Архистратиг Михаил поразил денницу. Как святой Георгий Победоносец копием сокрушил дракона - древнего змия. Как святитель Николай заушил на Первом Вселенском Соборе нечестивого Ария. Он сатану ударил, который через него искушал всю Церковь и хотел погубить весь род человеческий.

http://www.russdom.ru/2005/200506i/20050603.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме