Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Крымские татары или татарский Крым?

Эдуард  Попов, Новая политика

10.06.2005

"Лучше Крым татарский, чем москальский!"
Лозунг блока В. Ющенко "Наша Украина"
на выборах в Верховную раду Украины 2002 г.

В условиях Крыма одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской политики Киева является крымско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно крымской и даже украинской внутренней политики. Один из рецидивов этой поощряющей крымскотатарский национализм политики Киева мы наблюдали совсем недавно, когда по российским телеканалам прошли сюжеты о самозахвате татарами земельных участков на южном берегу Крыма.

Идея об использовании крымско-татарского движения (КТД) для нейтрализации позиций России в Крыму впервые была озвучена на нашумевшем совместном чрезвычайном заседании Совета обороны и безопасности и Всеукраинского конгресса и комитета обороны правительства Украины, происходившем в Киеве 7 сентября 1993 г. На заседании с участием руководства Национальной гвардии Украины и практически всех государственных структур присутствовали в качестве почетных гостей руководители УНА-УНСО, ОУН-УПА, Руха. Тогда в своей речи к собравшимся президент Леонид Кравчук заявил: "Мы должны объединиться против могущества России. Только тогда она и ее президент будут управляемы нами. Министерству обороны, Национальной гвардии, СБУ, МВД необходимо самым решительным образом взяться за проблему Крыма, Севастополя и ЧФ. Мы, наконец, должны устранить эту головную боль. Указанным ведомствам разрешаю делать все возможное, что может пошатнуть влияние России в этом регионе (выделено нами - Э.П., Ю.К.). Активнее нужно использовать крымско-татарское движение" (Правда, 1993 г., 15 сентября).

В то время это движение еще не имело реальной силы, но в настоящее время от него исходит серьезнейшая угроза стабильности в регионе. Украинские власти пытались и пытаются противопоставить русских украинцам и татарам. В этом плане националисты в Киеве находят широкую поддержку у руководящей верхушки татарской общины, для которой ущемление интересов русского населения Крыма означает укрепление собственных позиций. Так, в ходе выборов в Верховную раду Украины 2002 г. сторонники В. Ющенко и его блока "Наша Украина" устраивали в Киеве митинги под лозунгами "Лучше Крым татарский, чем москальский!". В свою очередь, националистические газеты крымских татар (например, "Адалет") представляют Украину в качестве колонии России, доказывают существование исконной дружбы между украинцами и татарами, прославляют силу и доблесть крымско-татарских вооруженных сил, неоднократно сжигавших Москву, другие русские города. Русские объявляются грабителями и оккупантами, виновными в развязывании геноцида крымско-татарского народа. Опираясь на поддержку властей, меджлис (наиболее влиятельная националистическая организация крымских татар) и его лидеры Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров переходят к организации массовых акций политического характера. Так, на митинге 18 мая 1996 г. в г. Симферополе было принято обращение к президенту и правительству Украины с требованием законодательно установить такое гарантированное представительство татар в Верховном Совете Автономной республики Крым (ВС АРК), которая позволила бы им реально взять власть в свои руки ("Российская община Севастополя", 1996, N 11). На тот период по настоянию Киева в ВС АРК заседали 14 крымских татар, что составляло 15 % от общего числа депутатов. И это при том, что крымские татары составляют 10 % населения полуострова, а их доля в создании трудового дохода крымского народа намного меньше 10 %. Однако даже при таком раскладе 15 % мест в ВС АРК меджлис не устраивает, и в настоящее время одним из его основных требований является выделение 50 процентов мест в парламенте. Вторую же половину предлагается поделить поровну между другими национальностями, населяющими Крым. Таким образом, получается, что 75 % русского населения полуострова должны иметь в парламенте 15-20 %. Аргументацией этих требований служит утверждение, согласно которому русские живут не на своей земле, а на татарской. Крымские же татары являются коренными жителями полуострова.

Отдать власть в руки татар - основное, но не единственное требование меджлиса. Из многочисленных социально-экономических требований выделяются следующие: дать право возвращающимся в Крым татарам по их усмотрению поселяться на уже занятой другими территории, восстановить топонимику Крыма в том виде, какой она была 50 лет назад, создать "максимум реального возмещения материального и морального ущерба", причиненного крымско-татарскому народу, причиненного в ходе депортации и последующей дискриминации. Подразумевается, что возместить этот ущерб должны русские, а Киев должен помочь заставить их сделать это. Отметим, что татары в большинстве своем настроены против России и русских, что обуславливается поддержкой официальных властей и исламистской идеологией.

Неотъемлемая часть последней - поддержка целей и действий чеченских сепаратистов в их борьбе против России. Уже давно в среде украинской, российской и крымской общественности ходят слухи о существовании в горах Крыма центра вербовки и подготовки боевиков для ведения боевых действий против федеральных войск в Чеченской республике. По имеющейся информации, в районе г. Старый Крым (большинство населения - татары) существует некий "Центр воинов ислама" группировки "Адалет". В интервью корреспонденту передачи "Совершенно секретно" (июль 1998 г.) М. Джемилев публично признал факт подготовки людей в Крыму для участия в боевых действиях в Чечне. Но официальный Киев все это опровергает, не желая вызвать законные обвинения. Не стоит забывать и о том, что в Чеченской республике на стороне сепаратистов воевали боевики Д. Корчинского из УНА-УНСО, которых объединяет с крымскими наемниками ненависть к общему врагу - России.

Отношение крымских татар к чеченским боевикам проявляется и в принятии детей "бойцов за веру" на период военных действий: в первую кампанию - около 500 детей; данными по второй кампании мы не располагаем. Территория размещения - гг. Алупка, Алушта и другие крымско-татарские населенные пункты на побережье. (Сведения получены из личных бесед одного из авторов статьи с крымскими татарами - Ю.К.). Официальный Киев такую информацию либо опровергает, либо оставляет без внимания. Русское население всерьез обеспокоено возрастающей активностью татар, которая выливается в действия явочного характера: создание отрядов самообороны аскеров, создания обществ помощи чеченскому народу, получающих средства от Турции, незаконные захваты и дележи земли и др. В настоящее время самозахваты земли крымскими татарами стали вопиющим фактом, проводимом при потворстве властей. Это приводит к серьезным осложнениям межнациональных отношений. Наибольшую известность получил конфликт в селе Морском Судакского района 15 января 2003 г., где ранее (в 2001 г.) уже происходили столкновения между славянами и татарами из-за слома последними православных крестов. Но если первый конфликт в селе Морское властям удалось скрыть от широкой общественности, то во втором случае этого не произошло, поскольку татары захватили российские земли. Конфликт был связан с выделением властями села участка земли площадью 1 га руководству московской фирмы "Центр-книга" (организация, осуществлявшая выпуск учебников по заказу Ю. Лужкова для московских школ Крыма) для строительства оздоровительного комплекса. Представители татарского населения села Морское выступили против выделения земли россиянам, которое охарактеризовали как разбазаривание "их" земель. В сентябре 2002 г. ими были построены на отведенном участке 22 дома из 24 по плану под собственные мини-пансионы. Русские жители села с сентября 2002 г. требовали ликвидации татарских построек. 13 января 2003 г. сессия поссовета приняла решение о сносе домов, которое крымскими татарами было проигнорировано. 15 января недовольство русского населения вылилось в силовую попытку выполнить решение суда о сносе построек, в ходе которой пострадало около 20 крымских татар. Осуществили силовую акцию члены казачьих формирований из окрестных населенных пунктов. 16 января около 600 татар пришли на митинг, организованный меджлисом, организованный под лозунгом "Прекратить разбазаривание наших земель!", ликвидации казачьих формирований, принимавших участие в избиении. В противном случае они угрожали созданием собственных вооруженных отрядов для борьбы с казаками. К месту конфликта были стянуты крупные силы внутренних войск Украины, которые разъединили враждующие стороны и не допустили дальнейшего распространения конфликта, который удалось перевести в правовое русло. Однако снос татарских домов был приостановлен. Налицо незаинтересованность властей в предоставлении земли инвесторам из России. Глава поссовета Л. Крысов, принявший решение о выделении земли, стал объектом беспощадной критики (газета "Кафа", 2003 г., NN 7,10; "Провинция", 2003 г., N 5 и др.).

Общеизвестно также, что татарская община служит проводником проникновения турецкого влияния на полуострове, получает серьезную финансовую и экономическую поддержку со стороны Анкары. Выделяются крупные средства на строительство жилья для репатриантов-татар, на подставных лиц татарской национальности ведется скупка земли на побережье, оттесняя русских в глубь Крыма, на неплодородные земли. Тем самым татары, а через них Турция, стремятся прибрать к рукам наиболее рентабельную сферу крымского хозяйства - рекреационную. Хочется отметить, что при приобретении земли представители 300-тысячной общины крымских татар, пользуясь статусом репатриантов, находятся в более привилегированном положении, чем представители славянских народов. В качестве примера приведем данные о выделении земли в селе Морском Судакского района. За последнее десятилетие выделено населению 394 участка, из них 298 - крымским татарам. В селе проживают 2,5 тыс. человек, из них лишь 500 - крымских татар. В целом на одного татарина приходится 1,7 участка земли, а на 20 русских - 1 участок земли. Приведенная картина отражает ситуацию в Крыму в целом. Крымское и, тем более, киевское руководство не замечает или не хочет замечать опасность усиления татарских интересов на полуострове. Более того: для киевских властей требование татар "не разбазаривать их землю" весьма удобно, так как позволяет не допустить возможность приобретения земельной собственности российскими гражданами, что несомненно упрочит положение российских собственников.

Однако необходимо отметить, что крымско-татарское движение неоднородно и представлено двумя крупнейшими организациями: Меджлис и Национальное движение крымских татар (НДКТ). Лидер последнего, Васви Абдураимов, отстаивает идею славяно-тюркского единства в Крыму, говорит о перспективе создания новой народности, придерживается ориентации на создание республиканского патриотического движения на базе различных партий и общественных организаций. К числу приоритетов движения можно отнести поддержку интеграционных процессов, направленных на создание союзного государства России, Украины, Белоруссии, других республик бывшего СССР. НДКТ резко отрицательно относится к панисламистской идее, которую эксплуатирует меджлис. Усиление Турции в Черноморском регионе она воспринимает как угрозу интеграционным процессам России, главного гаранта стабильности всего региона. По словам В. Абдураимова, те, кто ощущает себя крымскими турками, должны переселиться в Турцию, а в республике должны остаться крымские татары, осознающие необходимость мирного сосуществования со славянами (газета "Житуха", 1996, N 9).

Итак, на середину 2000-х гг. межнациональная обстановка в АРК далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова - русской. Экономические, политические и культурные потребности третьей по численности общины - крымско-татарской - обеспечены на несколько порядков лучше, что вызвано политическими устремлениями Киева. В дальнейшем можно прогнозировать еще большее усиление кризисной ситуации в республике по линии межнационального противостояние между русскими и татарами.

http://www.novopol.ru/material2593.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме