Заявление пресс-службы Ярославской епархии по поводу установки памятников в поселке Борисоглебский

0
71
Время на чтение 4 минуты
В газете "Новое время" от 18 мая была опубликована статья Н.П. Катащенко, где не точно высказано мнение Ярославской епархии в вопросе установки памятников. Речь в данном случае идет о доработке образов.
Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым - преподобному Иринарху Затворнику и святому иноку Александру (Пересвету). Ярославская епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству.
Проект памятников выполнен известным скульптором Зурабом Церетелли, который передает бронзовые изваяния в дар поселку Борисоглебскому. Реализация проекта происходило в сотрудничестве с Ярославской епархией. Высказанные епархией замечания были приняты и отражены в конечном результате.
Однако это неординарное событие, благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определенных кругов общественности, что нашло свое отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий.
1. Принято считать, что скульптурные монументы святым нехарактерны для русской художественной традиции - их функцию на Руси принимали на себя храмы и часовни. Между тем идея такого монумента возникает в конце XIV века, когда в память о явлении Святителя Николая жителям Можайска во время осады города неприятелем была выполнена из дерева и поставлена на фоне крепостной стены 2-х метровая фигура святого, держащего в одной руке меч, а в другой - модель города. Скульптурное изображение. Николы Можайского очень почиталось. Многократно воспроизведенное на протяжении следующих столетий, оно было установлено также в Пскове, Волоколамске, Мценске и других городах. Но когда в русском искусстве утвердился классицизм, он принес с собой другие темы и других героев.
В последние годы наметилась тенденция к разработке образов русских святых в рамках классической традиции (памятник Сергию Радонежскому у стен Троице-Сергиевой Лавры, Святителю Николаю в Магадане). Работы Зураба Церетели для Борисоглебского выполнены в русле этой общей тенденции. Не имея прямой связи с древнерусской традицией в плане пластического выражения, она не чужда ей по духу, а потому отрицание самой возможности постановки памятника святому не представляется правомерным. Вопрос о том, ставить или ставить такой памятник должен решаться только в зависимости от художественных качеств конкретного авторского предложения. В данном случае, цельность, выразительность и одухотворенность образа обнаруживает глубокую внутреннюю связь, как с традициями древней иконописи, так и с традициями русской скульптуры конца Х1Х-начала XX вв. Безусловно, представленные работы можно считать большой творческой удачей автора.
2. Зураба Церетели упрекают в недостаточном внимании к некоторым деталям исторического характера, таким как атрибуты, одежды и тому подобное. Здесь следует иметь в виду, что творческий процесс всегда включает в себя согласование ряда принципиальных вопросов с заказчиком или, при необходимости, с консультантом. 17 мая архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл имел встречу с автором проекта, в ходе которой были обсуждены все сложные моменты и в проект внесены необходимые коррективы.
Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства - таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе.
3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта.
Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата - 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.
В свете вышеизложенного вызывает удивление и озабоченность то обстоятельство, что организаторы этой непродуктивной и, по сути, вредной для русского национального самосознания дискуссии не принадлежат к числу верных чад Русской Православной Церкви, являясь приверженцами одного из старообрядческих согласий. При этом, они предпочитают критиковать именно духовенство Московской Патриархии, а не свое собственное. Используя свой официальный статус и широкую известность в обществе, инициаторы дискуссии пытаются оказывать влияние на внутреннюю жизнь Церкви. С другой стороны, прикрываясь заботой о Православии, зарабатывают политические дивиденды. Ярославская епархия считает такое положение дел совершенно недопустимым и соблазнительным для православного народа.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:20
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04