Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Спасительница России" - Леушинская икона Божией Матери

Марина  Васильева, Победа.Ru

05.04.2005


Голгофа-на-водах …

Это было одно из злодеяний советского режима.

13 апреля 1941 года под Рыбинском, был перекрыт последний проЈм плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи стали выходить из берегов, затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около сотни сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков.

Молога впервые упоминается в летописи в XII веке. К началу XX века в городе было около семи тысяч жителей, 34 каменных дома и 659 деревянных. Из промышленных предприятий в Мологе находились винокуренный пряничный, булочный, крендельный, свечной да солодовенный заводы. Окрестности были покрыты дремучими лесами, луга давали горы ароматного сена и просторный выпас стадам молочного скота (не отсюда ли название города?) Жили здесь землепашцы, купцы средней руки, ремесленники. Тихо, неспешно жили, истово молились Богу. Золотились купола храмов, звонили колокола, в открытые врата монастырей рекой текли паломники... Разливались-пламенели в полнеба волжские закаты, плескалась волна в лодочные борта - рыбы здесь было видимо-невидимо. И земля эта была изобильна, мирна и благочестива.

По свидетельствам местных историков, советская власть установилась здесь без особого кровопролития. Продолжалась она 18 лет. Поначалу район славился, как прежде, лугами и пастбищами. Жить бы и дальше!

Но 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС - Рыбинской и Угличской. И в этом же году, в сентябре, в небольшой деревеньке Переборах под Рыбинском развернулось строительство. Никого не заботила судьба населенных центров, десятков тысяч людей. Это были времена "великого перелома".

Вот и переломили. Весной 1937 началось переселение мологжан, длившееся четыре года. Стройка века принесла людям неисчислимые страдания. Город Молога стал "русской Атлантидой".

Вот скупая статистика беды. При строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов - Весьегонска. Перенесено старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние, из летописей известные села и храмы, ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.

Но, как бы ни были велики эти потери, главное - изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья были принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч - из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств, более 4 тысяч попали в зону подтопления. О мытарствах переселенцев писалось немало, но следует отметить, что Волгострой им помогал лишь в буксировке плотов - разобранных домов (горожанам кое-что строили в Новолосевском поселке заключенные) - и незначительной компенсацией.

В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища. В рапорте лейтенанта НКВД сообщается, что 294 жителя пожелали добровольно "уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища". Согласно рапорту, "среди них были те, кто накрепко прикрепляли себя замками к предметам. К некоторым из них были применены меры силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР". Читаешь такое - и кровь стынет в жилах. Головы им проламывали, что ли? Все ведь могло статься.

14 апреля объявлено днем памяти города Молога.

В этот черный день на плодоносные пажити, мирные улицы, монастырские подворья ринулись ревущие волны и накрыли все.

Современного уровня водохранилище достигло только в 1947 году. Но уже весной 41-го косяки ценных рыб, стремящихся пройти к нерестилищам в реках Мологе и Шексне, вдруг встретили преграду и встали перед ней метровым слоем на несколько километров. Над разверзшейся бездной метались птицы в поисках прежних гнездовий, искали спасения многочисленные животные, взбирались на деревья, на крыши домов - и тысячами гибли, как во время великого потопа. Веками возделываемые поля, долины с медовым разнотравьем, грибные и ягодные леса и дубравы, клюквенные и суходольные болота, озера и реки - все поглотило рукотворное море.

Долгие годы снились уцелевшим родные дворы и пажити. Бессонные ночи проводили в молитвах и тяжких раздумьях верующие, вспоминая оставленные, затопленные храмы и обители.

Теперь самое время рассказать о Леушинском монастыре. Широкой российской публике он известен до обидного мало. Не все знают, что именно здесь была явлена миру икона Пресвятой Богородицы, которую позднее назовут "Спасительницей России". В обители, скрывшейся под толщей вод, просияло бесценное сокровище веры.

У Леушинского монастыря есть своя "тайна". Официально он имел название - Иоанно-Предтеченский - в честь Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, однако такого храма в монастыре не было. Главным же монастырским храмом в Леушино был величественный собор Похвалы Божией Матери. Именно он, воздвигнутый трудами игумении Таисии, и воплощал "великую Леушинскую тайну".

В 1875 году в сельце Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии была учреждена женская община. Поначалу ее возглавила монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей. Первую начальницу вскоре сменила другая - монахиня Леонтия из Горицкого Воскресенского монастыря. За ней пришла третья... Видя нестроения, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть общину. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей: "Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою".

Монахиня Таисия в Леушино - как и ее предшественница - столкнулась с происками и хитростями противников, ужасалась, скорбела, наконец, выбилась из сил и решила оставить общину. Так в самом начале могла бы и закончиться история Леушинской обители. В этот решающий момент матушке Таисии явилась Сама Божия Матерь. Это явление, определившее будущую историю обители, игумения подробно описала в своих "Келейных записках".

Во сне она увидела пожар, знаменовавший полыхавшие в обители страсти и скорби. Келейный корпус, в котором находилась матушка с сестрами, грозил вспыхнуть. В этот момент матушка Таисия увидела в окне икону Божией Матери "Скоропослушницы", причем Богородица была изображена вместе со Святым Иоанном Предтечей. Царица Небесная обратилась к Таисии: "Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься? Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!"

Явление Небесной Заступницы открыли матушке Таисии тайну Покрова Божией Матери над Леушино и укрепили ее в несении креста. Она дала обет не оставлять обитель даже до смерти. Отныне матушка смотрела на себя как на послушницу Божией Матери.

Помощью Небесной новая обитель устраивалась на диво скоро. Уже в 1885 году община была обращена в монастырь. В том же году 1 октября - на Покров Божией Матери - его начальница, монахиня Таисия была возведена в сан игумении.

Леушинская игумения возжелала посвятить строящийся собор празднику Похвалы Божией Матери. Проект пятикупольного храма составил известный петербургский архитектор академик М.А. Щурупов (1815-1901). До этого по его чертежам возводились храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве, Рыбинске, Токио. Прообразом леушинского игумения избрала Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

Перед началом строительства игумения Таисия совершила паломничество в Киев. В Великой Лавре она заказала список чудотворной иконы Успения Божией Матери, принесенной сюда по указанию Самой Пречистой из Царьграда. Вернувшись в Леушино, игумения Таисия сподобилась второго видения Пречистой. В ночь на 27 ноября 1886 года - праздник иконы Божией Матери "Знамение" - она увидела сон: сестры монастыря вышли крестным ходом "встречать идущую к нам Царицу". У игумении в руках было две свечи: малая, догоравшая, и большая, которую нужно было подать Царице.

Та показалась как восходящее солнце. Когда Она вошла в святые врата, в небе - Невидимые Силы, а на земле - сестры запели "Достойно есть". Зазвонили колокола. Таисия зажгла приготовленную большую свечу и, поклонившись Царице, подала Ей. Но к удивлению Таисии, Небесная Посетительница протянула руку не к новой свече, а к малому огарку в руке игумении, сказав: "Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место".

Это второе Леушинское явление Пречистой Богородицы также стало откровением о том, что Божия Матерь благословляет Леушино как Свой Дом. Явление Богородицы со свечой как бы символизировало слова из Акафиста: "Светоприменую свечу узревше волсви..." 14 июня 1887 года была совершена закладка храма. Строительство продолжалось пять лет и потребовало усердных и непрерывных трудов. Освящение Похвальского собора было совершено накануне праздника Рождества Богородицы 7(21) сентября 1891 при стечении множества богомольцев.

Продолжение следует...

http://www.pobeda.ru/molitva/ikoni/leushin.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме