itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Единственный путь примирения - покаяние и осознание своей вины перед вселенским православием

Интервью с Управляющим делами Украинской Православной Церкви, архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном

0
227
Время на чтение 5 минут
Мы разделяем озабоченность относительно раскола в Украинском Православии, но вместе с тем подчеркиваем, что не может быть никакого общения с теми, кто сегодня находится под проклятием, то есть вне ограды Канонической Вселенской Православной Церкви, к которой принадлежала и принадлежит Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом).

- Владыка, как Вы отреагируете на недавнее обращение главы УПЦ КП относительно объединения?

- Призывы к объединению неоднократно делала наша Украинская Православная Церковь. Но ни сам анафематствованый "патриарх Филарет", ни кто-либо из его окружения не желали идти на диалог. Как и ранее, так и сегодня, несмотря на непостоянную политическую ситуацию в государстве, в Церкви всегда остаются едиными и непоколебимыми Священное Писание и каноны, которые неизменны по своему содержанию. Мы разделяем озабоченность относительно раскола в Украинском Православии, но вместе с тем подчеркиваем, что не может быть никакого общения с теми, кто сегодня находится под проклятием, то есть вне ограды канонической Вселенской Православной Церкви, к которой принадлежала и принадлежит Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом).

- То есть, вы готовы к переговорам относительно примирения?

- Мы всегда стремимся вести дискуссию о наболевшем вопросе относительно Церкви, и ее будущей целостности, но только на канонической основе, которая является своеобразной церковной конституцией. Каждая Православная Церковь в мире именно на ней строит свою внутреннюю жизнь. Нарушения каких-либо из канонов или законов, которые регулируют дисциплинарные отношения, автоматически ведет к тому, что та или иная Церковь оказывается вне закона, вне благодати - становится неканонической. Это дело носит не политический характер, как это часто представляют представители "киевских патриархатов" (УПЦ КП, УАПЦ), а в первую очередь имеет богословский подтекст. Его следует рассматривать и решать именно на глубоком богословском уровне. Еще раз хочу подчеркнуть, что наша Церковь весьма обеспокоена расколом, который стал кровоточивой раной на ее теле, но только с помощью правильных и действительно целебных средств, которыми являются святые каноны, возможно заживить рану раскола и осуществить желаемое соединение.

Следует отметить, что так называемый "Киевский Патриархат", который был образован еще при старой власти во времена экс-президента Леонида Кравчука, а также имел поддержку от экс-президента Леонида Кучмы, неоднократно был в черном списке Генеральной Прокуратуры Украины. И в 1993, и в 2002 годах ею несколько раз ставился вопрос о снятии УПЦ КП с регистрации. Но как и в первом, так и во втором случае, "Киевский Патриархат" заручался поддержкой власти. Поэтому сегодня нам тяжело говорить о каком-то общении и примирении, когда нарушены законы жизни Церкви. Существует один-единственный путь примирения с Церковью - покаяние и осознание своей вины перед Вселенским Православием. И лишь после этого возможно говорить о единой Церкви с соответствующим юридическим статусом.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы сказали о покаянии, как единственном пути к примирению, а именно покаяние и является канонической основой для единения?

- Безусловно, канонические правила определяют единственный путь. Те дети, которые вышли из родительского дома и начали блуждать неправильными дорогами, чтобы иметь возможность снова называться детьми своего отца, должны возвратиться в свой дом. Если мы будем видеть соответствующие действия со стороны "Киевского Патриархата", когда появится единомыслие и единое видение самостоятельной Церкви, только тогда возможен диалог.

- То есть Вы предлагаете, чтобы УПЦ КП принес покаяние?

- Не я предлагаю. Об этом говорят канонические правила. Если они желают единства, желают, чтобы Церковь в Украине была каноническая и законная, то есть лишь один верный путь - принести покаяние и вместе трудиться над будущей судьбой нашей Церкви.

- Какие еще условия существуют для примирения?

- Что касается примирения, хочу сказать, что были нарушены права наших верующих в западных регионах Украины: в частности на Волыни, на Галиции, где они были лишены возможности молиться в своих храмах. Не раз к притеснениям прав наших верующих привлекалась и городская власть, которая передавала храмы и молитвенные дома "Киевскому Патриархату" или греко-католикам. И именно сегодня наша каноническая Церковь выступает за восстановление конституционных прав верующих и возвращение им отнятого. Когда же мы говорили о примирении и несколько раз поднимали вопрос о том, что верующие нашей Церкви должны иметь одинаковые права с другими, это часто воспринималось, как разжигание вражды и нарушение мира. Но я хочу отметить, что с нашей стороны каких-либо негативных и компрометирующих действий не было и быть не могло. Потому что мы уважаем закон, который в свою очередь должен быть защитником прав и свобод всех верующих нашего государства.

- А готовы ли вы начать диалог духовного возрождения всего общества? Имеется в виду, чтобы и УПЦ МП, и УПЦ КП, а также УАПЦ разработали какую-то общую концепцию, предложенную правительством? Вы готовы к такому сотрудничеству?

- Мы предложили свою концепцию, наше видение выхода из того духовного кризиса, в котором находится наше общество. Во-первых, Церкви должны быть возвращенны все права, начиная с основного - предоставления статуса юридического лица, без чего невозможна никакая плодотворная работа. До этого времени, как раз благодаря действиям "Киевского Патриархата", был провален новый законопроект о свободе совести, предусматривавший предоставление как нашей Церкви, так и УПЦ КП, статуса юридического лица. Вместе с тем, Церковь имела бы еще большую возможность заниматься не только более широкой благотворительной деятельностью, но еще и преподавать Закон Божий в общеобразовательных учебных заведениях, а также более плотно заниматься с молодежью. Но этот прогрессивный закон, который должен был реализовать в жизнь новые проекты, был провален и остался на бумаге. Тем не менее, несмотря на препятствующие действия "Киевского Патриархата", мы продолжаем свою миссию по возрождению духовности среди украинского народа, потому что это действительно насущная необходимость нашего времени. Именно сейчас мы с вами становимся свидетелями того, как вся наша нация, а тем более молодежь, остается незащищенной от разного рода сект и ложных учений, которые вообще не имеют с Православием ничего общего. А потому, как никогда, Церкви необходимо посеять доброе семя на основе исторически традиционного православного учения, чтобы в душе каждого человека был твердый стержень истинной веры.

- И все же, владыка, диалог относительно объединения, готовы ли Вы к этому вопросу?

- Все будет зависеть от позиции "Киевского Патриархата". Мы неоднократно обращались с подобными предложениями, а потому то, что касается работы в этом направлении, нами воспринималось положительно. Но для этого есть свои препятствия канонического характера, о которых я уже упоминал. Хотел бы также привести одно из Апостольских правил, которое четко свидетельствует, что каждый православный верующий даже в бытовом плане не имеет права общаться с анафематствованными, или отлученными от канонической Церкви. А поскольку это проклятие тяготеет над отлученным главой УПЦ КП Филаретом (Денисенко), то оно автоматически тяготеет и над всеми его последователями. Поэтому мы не можем общаться с отлученными от Церкви, а тем более молиться.

- А не возражаете ли Вы против объединения между "Киевским Патриархатом" и Автокефальной Церковью?

- Это частное дело Автокефальной Церкви. Но тем людям, которые еще способны хоть немного мыслить, следует задуматься над фактом: если нас считают Церковью Русской и враждебной, и это основная причина нашего нежелания объединяться с другими конфессиями, то почему же тогда УПЦ КП и УАПЦ, имея общие идеологические интересы, до сих пор не едины? Если же они найдут в себе силы все-таки прийти к единению, мы будем наблюдать, какие с их стороны будут следующие шаги.

Сайт "Украина православная"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук)
Все статьи Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук)
Последние комментарии