Долой "бабовщину"!

На Архиерейском Соборе РПЦ осудили "неуставные отношения" в армии и в женских монастырях

В храме Христа Спасителя из уст высших иерархов Русской православной церкви звучат сенсационные по уровню самокритики заявления. Тон задал сам Патриарх Алексий II.

Многое из того, о чем так долго писали язвительные публицисты, сказано теперь Его Святейшеством. К примеру: "Количественный рост отнюдь не всегда свидетельствует о высоком качестве организации деятельности церковных структур". В переводе на библейский (и публицистический) язык: "Не в силе Бог, а в правде". Другая цитата из доклада Патриарха: "На сегодняшний день у нас не существует программы работы с детьми подросткового возраста... Иногда православная гимназия вместо средства воцерковления ребенка становится средством отвращения его от Церкви... Из множества детей, оканчивающих воскресные школы, в храме мы видим лишь малую часть. И если остальных нет в Церкви, то это не их вина, а наша..."

Говорил Патриарх на Соборе и о низкой образованности духовенства, и о сердечной холодности, отвращающей прихожан от Бога, и о противопоставлении прозелитизму пришлых католиков и протестантов своего миссионерского подвига в духе любви. О любви, альфе и омеге православия, Святейший говорил как никогда много. И о "лжестарцах", расплодившихся в лоне РПЦ, и о диких нравах, царящих в монастырях, коих на территории России действует шесть с половиной сотен и где живут свыше десяти тысяч насельников и насельниц.

Монастырскую тему продолжил, вынося сор из святая святых, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), председатель Синодальной богослужебной комиссии. Его доклад можно назвать "гвоздем программы" - как стало "гвоздем" Собора 1992 года выступление архиепископа Литовского и Виленского Хризостома (Мартишкина), который призвал тогда собратьев покаяться в сотрудничестве с КГБ, а потом, в интервью автору этих строк, признался, что сам носил агентурную кличку "Реставратор".

Монастыри - предмет особой гордости РПЦ, подчеркивающей, что в этом она едва ли не единственная преемница традиций христианских обителей первых веков. Но в отличие от них в наших больших и малых монастырях миром пахнет редко. В чем имеет возможность убедиться всякий паломник (разумеется, не из числа кликуш, для которых унижение - род сладострастия). Теперь это признал и архиерей РПЦ. Отметив неуклонный рост числа монастырей (321 мужской и 334 женских), владыка Алексий подчеркнул, что дело не в их количестве, но в том, чтобы они соответствовали своему предназначению. Докладчик обратил внимание на отношения старших и младших, особенно в женских обителях. "Нередко это отношения не христианского единения, а разобщенности по принципу "кто кем командует", - сказал архиепископ и, поясняя свою мысль, прибегнул к нецерковной лексике. - Подобные отношения напоминают армейскую "дедовщину"... Дисциплина в монастыре не может строиться на принуждении, насильно в Царство Небесное не затащишь".

Глава комиссии также выступил против превращения монастыря в "некую ремесленную или сельскохозяйственную артель", что прозвучало более чем актуально в связи с решением Думы о безвозмездной передаче РПЦ земель. "Да, в монастыре надо много трудиться. Но... ведь не ради достижений в овощеводстве, скотоводстве или бесконечной вышивке гладью приходит человек в монастырь", - отметил владыка.

К числу наиболее острых вопросов монастырской жизни, по мнению архиепископа, относятся проблемы, связанные с духовничеством. Это и неудивительно: духовные отцы (и не только в монастырях) слишком буквально толкуют смысл церковного понятия "послушание": мол, "как тебе сказано, так и делай, даже если сказана глупость". Приходят на память слова митрополита Сурожского Антония (Блума), год не дожившего до нынешнего Собора, но предвосхищавшего многое из того, о чем сегодня говорится. По его убеждению, духовным послушанием является не рабское подчинение одного человека другому, а "вслушивание и всматривание друг в друга до таких пределов, когда обоим становятся слышны шаги Христа".

Иначе говоря, опять же любовь.

О "дедовщине" - только уже не в монастырях, а в армии - говорил в своем докладе на Соборе и протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. "Оскорбление, унижение чести и достоинства солдат не воспринимается сегодня как преступление; грубость, хамство, беспробудное пьянство, воровство становятся в армии нормой", - сказал о. Димитрий. По его словам, сегодня 30,8% семей военнослужащих находится за чертой бедности, 40% браков молодых офицеров распадается, 50% семей молодых офицеров не могут иметь детей. Бедственным о. Димитрию представляется и состояние контингента новобранцев. 40% призывников имеют образование ниже среднего, каждый четвертый до армии нигде не работал и не учился, 8% систематически употребляли спиртные напитки, 5,4% - наркоманы, 12% - имели приводы в милицию, 8% - привлекались к суду. Моральный облик армии вызывает серьезную тревогу в РПЦ. Учитывая, что 320 тыс. военных позиционируют себя как православные, о. Димитрий предложил, следуя зарубежному опыту, за счет избыточного числа военных психологов ввести до 400 штатных должностей для православного военного духовенства и до 32 должностей для мусульманского духовенства. Правда, протоиерей ни словом не обмолвился, подвергнутся ли призыву в армию раввины, ламы, ксендзы и пасторы, но дело тут, надо полагать, за немногим: чтобы остальные военные, не православные и не мусульмане, как-то себя позиционировали. Если же они о своих религиозных предпочтениях нарочно умалчивают - не потому ли, что побаиваются вдобавок к основной "дедовщине" подвергнуться еще и конфессиональной?

Вообще читать материалы Собора увлекательно - здесь мы как в воду глядели, озаглавив предсоборный материал "Православный КВН". Хотя вряд ли всем делегатам потрафили. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил вчера о раскрытом антицерковном заговоре в стане СМИ: "Русское Православие регулярно становится объектом массированных клеветнических пропагандистских кампаний. И сами эти издания, и спонсоры, и имена заказчиков и наемных исполнителей подобных акций давно и хорошо известны православным людям. Недостаток численности и влияния они компенсируют... координацией своих действий".

Подозревая обнаружить себя в списке злоумышленников, автор должен признаться как на духу: на темы религиозно-общественной жизни он пишет еще с доперестроечных времен и в столь разных изданиях, что заговор между их "спонсорами" и "заказчиками" - из области фантастики. Одно из двух: или я всякий раз вру - или высказываю горькую (и для меня тоже) правду. Но, поскольку в каждой своей публикации я оперирую не слухами, а фактами, и никто еще не уличил меня в "соблазнительной лжи", о которой сказал владыка Кирилл, - остается лишь второй вариант.

Откровенные высказывания иерархов РПЦ на Соборе служат более чем убедительным тому доказательством. Похоже, в истории Московской Патриархии наступает новый период, когда власть и общество ждут от нее не пышных церемониалов, "красноречиво символизирующих... и т. д.", не стремления прислониться здесь и там, а реальных дел. Это нужно ей самой. Если продолжать вести прежнюю политику, насаждать "дедовщину", "бабовщину" и прочие прелести в душах и умах подросших поколений, "через несколько десятков лет наши храмы будут пусты".

Закавыченные слова подсказаны автору не каким-либо "заказчиком" - взяты из доклада Алексия II на Соборе.

6 октября 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Поздняев:
Орден братьев-товарищей
Фидель и Рауль Кастро удостоились высших наград РПЦ
22.10.2008
Колокольный плач
В ходе боевых действий гибнут не только люди, но и храмы
13.08.2008
Им бы воскресенье взять и отменить
Студентка подала в суд на правительство РФ, лишившее ее дня молитвы
06.08.2008
"Ручеек" пересох
Баптистам России мешают провести встречу на территории летнего лагеря под Москвой
31.07.2008
"Он надел пономарю кастрюлю на голову"
Атака на непокорного епископа Диомида и его сторонников набирает силу
29.07.2008
Все статьи автора
"Архиерейский Собор 2004"
К сожалению, по странным причинам...
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором
27.11.2004
Кто дискредитирует Архиерейский Собор?
Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия
19.11.2004
Все статьи темы