Читателям "Труда"

Диалог при свете "лампады"

07.10.2004
Как быть, если причастие не вызывает в душе какого-то особого подъема, о котором говорят другие? Это следствие греховности или неправильной подготовки? Что посоветуете, ел ад ы ко? (С. Приходько, Шахты.)

- Прежде всего - не следует искать каких-то необычных ощущений после причастия или во время молитвы. Не исключено, что тот "особый душевный подъем, о котором говорят другие", является следствием искусственной экзальтации и вызывается, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "движением крови и нервов". Отсюда - один шаг до весьма опасного духовного недуга, именуемого прелестью.

Прелести особенно подвержены те христиане, кто ищет у Бога не спасения от греха, а каких-то необычных "благодатных" наслаждений, откровений, даров. Конечно, у подвижника могут быть и особые духовные состояния, когда человек выходит из границ реальности и ему открываются совершенно иные, сверхчувственные горизонты, описать которые человеческим языком невозможно (см. 2 Кор. 1, 4). Но не всем полезны подобные озарения, и даются они не по заслугам, а по благодати Божией. Всегда следует помнить, что высший дар Святого Духа - не пророчества и чудотворения, а любовь, которая "долготерпит, милосердствует,...не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине" (1 Кор. 13, 1-8).

Что касается греховности, которая может послужить препятствием к единению со Христом в таинстве Евхаристии, то это, к сожалению, общее состояние падшего человечества. Но препятствие это не является непреодолимым. Грех омывается слезами покаяния. В этом, собственно, и состоит главная подготовка к причастию. И здесь мы наблюдаем интересный парадокс: чем менее человек подвержен греху, тем сильнее покаянные мотивы в его молитвах. Почему? Да потому что его светлое духовное око видит мельчайшие соринки на собственной душе, которые не различимы оком, замутненным грехом, (см. Мф. 6, 23). И после причастия такой христианин испытывает вполне естественное чувство благодарности Господу за то, что Он, несмотря на грехи, не отринул его от общения с Собою. Эта благодарность, если она искренняя, не может не вызвать и радости от встречи с Господом. Но, конечно, этой встречи, этого общения нужно желать, нужно испытывать, по выражению недавно почившего митрополита Сурожского Антония, "голод по Богу".

Можно ли верить в Бога и не верить в бессмертие души? Если человек чувствует и признает существование Творца, но не может согласиться с тем, что после физической смерти жизнь в какой-то форме продолжится, а истлевшее тело вновь восстановится, то кто он - верую щий или атеист? (К. Пашков, Москва).

- Все зависит от того, какой смысл вы вкладываете в эти слова. Если верующим можно назвать человека, признающего, что в основе бытия Вселенной лежит некая разумная субстанция, то вы, безусловно, человек верующий и принадлежите к абсолютному большинству населения нашей планеты. (Кстати, даже те, кто приговорил Христа к распятию, были верующими - по-своему.) Но вера, ограничивающаяся простым согласием с существованием Творца, бесплодна, так как не оказывает никакого влияния на нашу земную жизнь и, что самое главное, не ведет в жизнь вечную. О такой вере и таких верующих апостол Павел говорит следующими словами: "Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 12-14). Итак, основой христианства является вера в воскресение Христа и в будущее всеобщее воскресение мертвых. Но и этого недостаточно, чтобы назвать человека верующим в полном и истинном смысле этого слова. Вера должна свидетельствовать о себе уже сейчас, то есть быть деятельной. "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" - спрашивает апостол Иаков. И поясняет: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, но трепещут... Вера без дел мертва" (Иак. 2, 14, 19- 20). Да, человек может при помощи логики прийти к идее Бога, открыть для себя Творца. Но это открытие еще не будет верой. Вера, по слову святителя Филарета Московского, только начинается в разуме, но принадлежит сердцу. Признав существование Бога Творца, вы встали на путь Богопознания. Не останавливайтесь, пройдите этот путь так, чтобы вера стала состоянием вашей души, "делами достигла совершенства" (Иак. 2, 22) и стала самой большой радостью вашей жизни.

2 октября 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий