Духовно-нравственный потенциал молодЈжи - основа жизни и безопасности России

Из выступления на "круглом столе" на тему "Духовно-нравственное воспитание детей и молодЈжи Московской области: опыт, проблемы, перспективы" в Московской областной Думе

Общество 
0
220
Время на чтение 11 минут
Обыкновенно и привычно говорят, определяя человека, - человек разумный. Утверждают: человек - это социальное животное. Однако животные - тоже мыслят; многие животные тоже социально организованы. Итак, названные свойства у животных и человека общие. Человек обладает лишь иной, особой степенью и иными качествами разумности и социальности.

Мы ведЈм речь о признаках, присущих только человеку. Собственно человеческие свойства, которые мы должны неизменно помнить, это 1) духовность, 2) словомыслие, 3) историческое бытие, 4) вера и 5) культура. Этих свойств у животных нет. Эти свойства необходимо чЈтко представить. Без этого наш разговор будет бессистемным, ненаучным, неполноценным.

Духовность - это способность осознавать, что, кроме вещественных, прагматических ценностей в мире есть иные - духовные. По сравнению с первыми, они выше, более значительны и значимы. Любое духовное явление возвышается над обыденностью; оно надобыденно, самоценно. Это важно понять, потому что сознание наше заражено насаждаемым ныне повсюду буржуазным прагматизмом. Это трудно понять людям, поражЈнным духовной слепотой.
Духовность - это способность и абсолютно бескорыстное желание стремиться к истине, добру и красоте, к высшему; это, говоря словами акад. И. П. Павлова, "рефлекс идеала".

Нелишне вспомнить, что наши предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом, которая возможна, ибо человек имеет бессмертную душу. "Истинно великая идея на земле лишь одна, - писал Ф. М. Достоевский, - идея о бессмертии души человеческой..." В связи с этим очевидна евангельская истина: "Не хлебом единым жив человек..."

Итак, кроме насущного хлеба (т. е. всего вещественного, прагматического, необходимого для потребления телу), есть хлеб духовный. Человек живЈт по-человечески, когда не ограничивается насущными, вещественными потребностями, а его жизнь - не потребление, а деятельное духовное бытие, творчество, когда он руководствуется любовью и стремлением к идеалу. Только в этом случае он собственно человек, существо, настроенное на созидание, а не на потребление...

* * *
Утверждение человека как личности происходит с помощью речи. Человек, лишЈнный слова, перестает существовать как человек, теряет все человеческие качества.
Таким образом, слово - 1) орудие общения и мысли - ключевое средство духовно-нравственного бытия. 2) Оно является: средоточием умственного, чувственного и духовного исторического опыта поколений (в том числе нравственного опыта). 3) Одновременно слово - среда обитания человека; 4) оно единственное средство получить знания (образование) и памятник культуры; наконец - 5) известная и неизвестная нам энергия.

ВсЈ это необходимо предметно учесть при обсуждении проблем духовно-нравственного воспитания. Ибо состояние обыденной речи, уровень и качество освоения языка на 90% определяет нравственное состояние общества.
Человек имеет право жить в здоровой и соприродной культурному бытию языковой среде; он должен быть защищЈн от принудительного отравляющего и разрушительного воздействия дурного слова и его энергетики. Мы обязаны принять меры, обеспечивающие защиту граждан в этом отношении. Необходимы соответствующие законы с чЈтко определЈнными мерами пресечения в случае их нарушения.

* * *
Поглядим на образование. Что мы имеем сегодня? Разрушение системы обучения русскому языку в средней школе привело к серьЈзной деформации языкового сознания современной молодЈжи. Речь значительной еЈ части оторвана от корней, примитивизирована, а в форме литературного языка по существу не воспринята. Эта часть молодого поколения выпадает из процесса полноценного культурного развития нации, ибо лишена умения должным образом воспринимать устную и письменную речь, отечественную классику и литературу вообще, а также не обладает способностью в той или иной мере свободно выражать себя в слове.

Нам необходимо найти пути преодоления духовно-нравственной катастрофы, к которой привела некомпетентная, непрофессиональная, а, может быть, и враждебно-профессиональная разрушительная деятельность Министерства образования в системе отечественного школьного обучения. Следует нейтрализовать разрушительное действие "реформ образования", снизивших уровень владения родной речью школьников до уровня колониальных учебных заведений. Ведь реформирование проводилось без учЈта богатейшего опыта отечественного просвещения, вне плодотворных духовных традиций отечественной науки и культуры. Следует подумать, как поправить дело в системе образования.

Свободное владение русским языком должно повсеместно обеспечиваться узаконенным, обязательным, полноценным и бесплатным языковым обучением во всех учебных заведениях нашего Отечества. Возрождению и утверждению русского языка сможет помочь совершенное законодательство, которое будет направлено на немедленную, решительную и постоянную охрану нашего национального сокровища.

* * *
Другой признак человека - историческое бытие, т. е. наличие духовно-событийной жизни личности, семьи и народа. С ней теснейшим образом связано духовно-нравственное состояние молодЈжи. В основании человеческого жития лежит духовно-созидательное движение поколений. Поэтому народ - "не только последнее поколение,.. но и те отошедшие поколения, которые строили жизнь народную... также и будущие, ещЈ не родившиеся поколения, перед которыми мы, их предки, несЈм нравственную ответственность"(1). Память об историческом прошлом безусловно необходима как предпосылка ощущения своего места в движущейся панораме поколений и для осознания нравственного долга перед прошлым своего народа и для понимания исторических обязанностей перед его будущим.

Школьные курсы отечественной истории должны стать образцом выражения национально-государственной ответственности, уважения, любви и гордости к созидавшему Россию русскому народу. Школьники должны знать, что в основные черты русского национального самосознания входят: идея отечественного единения и согласия, гармония народного бытия ("мир", "лад"); идея Великой русской земли; ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение своей вере, государству, народу); идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, Родине, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов; идея Православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения Высшим ценностям); идея служения и стремления к Истине ("правда-матушка"); идея "чинности", "слаженности" (русский аналог гармонии) бытия; идея почитания святостроителей русской земли и жизнетворчества еЈ народов; всечеловечность (антишовинизм, всемирная отзывчивость). В курс истории должен быть возвращЈн научный подход: процесс исторического развития должен освещаться в связи с аргументированными причинами этого развития, с указанием на законы истории и т. д. Только таким образом можно заложить основы формирования здоровой в духовно-нравственном отношении личности, способной быть гражданином России в прямом и полном смысле слова.

Принижение отечественной истории в системе образования и СМИ, открытые и демонстративные надругательства над великой русской культурой, искоренение любви к ней и фактическое выведение еЈ за рамки западно-ориентированного школьного обучения, должно быть остановлено законом. Программа школы, как и любые государственные программы, должна быть нацелена на защиту отечественной культуры. Без этого невозможно осуществить и программу содействия духовно-нравственному здоровью детей и молодежи, программу, которая крайне необходима как путь к спасению нации в условиях информационно-психологической войны и агрессии западной проамериканской псевдо- и масс-культуры.

* * *
Вера - необходимая составляющая мироотношения человека. Без веры невозможно очеловеченное бытие. Вера по отношению к разуму это то, что непостижимо умом, но направлено к истине. Это энергия убеждЈнности, нацеленная на истину. Это, - согласно выражению св. Максима Исповедника, - "истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово". Вера - это духовный настрой на познание сущего "через произвольное подчинение рассудка - Откровению" (В. А. Жуковский). "О вере позволительно говорить там, - писал И. А. Ильин, - где истина воспринимается глубиной нашей души..." "Верить можно только в самое главное в своей жизни" (И. А. Ильин).

Вера требует от человека именно определить смысл жизни, цель существования. Без такого сознательного или бессознательного определения человек теряет один из существенных своих признаков. Человек может по-разному верить, но не верить ни во что он не может, пока остаЈтся человеком. И здесь нельзя забывать: в духовно-нравственном отношении определяющее значение имеет вера, в лоне которой выросла культура народа. В России - это прежде всего Православие.

Культура, как и коренное воззрение народа, - национальна. Она напоена духом народа, вырастает в лоне его языка, самобытной истории и святой веры. "У народа может быть или свое воззрение или никакого, - писал К. С. Аксаков, - ибо чужое воззрение ему не принадлежит". У народа, скажем мы, может быть или своя культура или никакой, ибо чужая культура ему не принадлежит. Любая культура способна взаимодействовать плодотворно с другими культурами только оставаясь оригинальной и самобытной. Вне культуры ни о каком духовно-нравственном здоровье не может быть и речи.

* * *
Культура - это одухотворенное бытие человека; это созидательное творчество и результат творчества, согласные с утверждением духовно-человеческих начал. Истинная культура всегда отличается творчески-созидательной и духовной направленностью. Во-вторых, ей присуща исходная и определяющая еЈ становление иерархия ценностей: святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное. В-третьих, культура возможна только при наследовании плодотворных культурных традиций, уважительно-бережного отношения к ним.
Подлинная культура 1) национально-самобытна, 2) духовно-созидательна, 3) системно-иерархична, 4) воспитательно-значима и 5) бережно-памятлива. Полнотой названных признаков не обладают ни субкультура, ни псевдокультура, ни антикультура.
В утверждении здоровых духовно-нравственных начал мы можем опираться только на подлинную культуру. И здесь следует рассчитывать не на вкус, т. е. на пристрастие, а на понимание, в частности (в искусстве) на понятие прекрасного, которое имеет ряд несомненных и определЈнных научных признаков.

* * *
Неотъемлемая часть культуры - нравственность. Это как бы "заземлЈнная" духовность. Нравственно то, что неоспоримо заслуживает традиционной похвалы. Человек знает три уровня нравственных законов: божественные (провиденциальные), гражданские (общественные) и обыденные (житейские).

Нравственный человек убеждЈн: правила нравственности не нуждаются в доказательстве, однако могут иметь свою логику и логику последствий. Выше всего стоит - долг совести и неспособность к малодушному двурушничеству. Нравственный человек верен взгляду: "...никакой политический строй не может извинить попрание в себе и других нравственного начала" (А. Ф. Кони).

Нравственность - поведение, направленное на устроение приемлемого для всех поведения, согласованного с очевидными для всех нормальных людей условностями; "добро есть высшая обязанность по отношению ко всем" (С. Н. Трубецкой). Обязанность эта состоит в соучастии окружающим (неравнодушии), знаках уважения и внимания и ритуала приличного поведения по отношению к людям. Обязанность эта опирается на чувство стыда и укрепляется чувством долга.

Нравственность - непременное условие существования всякого общества. Без преимущественной нравственной направленности сознания общества на интересы большинства и власть и подвластные становятся толпой, стадом или бандой. Тогда нарушается единство нравственных начал общества, и оно переживает нравственный кризис: "Возвышенные идеалы меркнут, цели становятся все более и более обособленными (...) понятия, которыми двигалось нравственное развитие и достижение лучших отношений общежития,.. постепенно и осязательно утрачивают свои ясные очертания и заменяются суррогатами... Доброта заменяется чувствительностью, причЈм последняя подчас бывает весьма жестокой; чувство чести заменяется самолюбием и тщеславием; любовь и праведное негодование уступают место симпатии и уклончивому несочувствию; на место долга усаживается личный расчЈт и удобство, твЈрдость смешивается с бездушием и жестокостью..."(2) Уходит стыд.

Стыд - чувство стеснения сердца, когда оно стынет от мысли о дурном, о низком. О зле и останавливает нас на пути к греху. Со-весть - это со-ведование, со-знание, со-гласие с тем, что есть закон и с Тем, Кто дал первые законы. Неписаные законы жизни первоначальны; без них невозможно ни законотворчество, ни законоисполнение. Ибо правда, справедливость, право изначально не были оформлены в писаный закон, но существовали в совести и сознании, определяя развитие жизни.

Ныне многие провоцируют разрушение нравственной иерархии ценностей; считают "мелочами жизни" попрание чести и совести. Тем самым нарушаются генетическая ("природная", Божественная), наследственная "программа" социальной нравственности. Появляется склонность к моральному безначалию, "половинчатости", склонность жить по правилам: "своя рубашка ближе к телу", "ты - мне, я - тебе", "главное - не высовываться". Это заповеди безнравственных людей, которые иногда даже считают себя порядочными.

Почему это происходит? На этот вопрос ответил Ф. М. Достоевский. "В нынешнем образе мира, - писал он, - полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведЈт лишь к рабству вашему"(3).

Это значит, что человеческая свобода и человеческие права неразделимы с понятием духовно-нравственного долга, с понятием ответственности перед людьми. Как только мы забываем об этом - начинается "расчеловечивание человека", либеральное одичание.
Подобного рода деятель - не в состоянии осознать своего долга, ибо не имеет чести. Это понятие нуждается в наглядности. Приведу один пример.

Всемирно известный хирург - Николай Нилович Бурденко кончал Дерптский университет по кафедре хирургии с отличием и мечтал продолжить учение при кафедре (сегодняшняя аспирантура, ранее называвшаяся местом для приготовления к профессорскому званию). На кафедру было выделено одно место. Однако одновременно с Николаем Ниловичем также с отличием закончил университет по той же кафедре племянник ректора, барона ЦЈге фон-Мантейфеля. "Я понял, что надеяться не на что, и стал собирать вещи", - рассказывал Бурденко. Вдруг к нему прибегают друзья, сообщают: "Коля, тебя взяли". Тот не верит ушам своим, бежит в университет. На доске объявлений висит приказ: "Оставить для приготовления к профессорскому званию лекаря Н. Н. Бурденко".

Далее события развивались бурно. К ректору с возмущЈнной петицией и требованием отменить решение в пользу своего - пришла делегация остзейских дворян. ПриЈмная ректора гудела от возмущЈнных голосов. Ректор не пригласил делегацию в кабинет, а вышел в приЈмную... Хор негодований встретил его. Ректор поднял руку. Воцарилось молчание. "Господа, - произнес он, - у вас есть честь?" Тут уже возник не шум, а шквал возмущенных восклицаний... "Сам вопрос - кощунство!" - закричал кто-то... Ректор снова поднял руку, дождался тишины.
"Господа, - произнес он, - у меня тоже есть честь. Семинарист (Бурденко кончал семинарию - В. Т.) вот на столько (он показал двумя пальцами), но выше племянника и я (он сделал паузу) - ничего не могу сделать. Честь имею..." И все молча покинули приЈмную.
Когда заметное число наших соотечественников и прежде всего - люди власти будут обладать вот такою честью - дела в России пойдут на лад семимильными шагами. А без этого мы будем по-прежнему деградировать.

Для того чтобы быть нравственным, нужно принимать всю иерархию нравственных ценностей. "Жизнь человека, со своей нравственно-разумной стороны, слагается из трояких отношений: к Высшему началу самой жизни, к людям и, наконец, к самому себе. Все эти отношения тесно переплетены между собою. Отсутствие связи между ними и наличность дисгармонии тяжко отражаются и на последовательности действий, и на душевном строе человека, вызывая невидимые внутренние драмы и видимые картины разлада между словом и делом, который тщетно старается прикрыться гнилою тканью компромиссов и приспособлений"(4).

Если со стороны нравственности подойти к законотворчеству, то прежде всего следует понять: "Чтобы преобразовать общество... нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал"(5).
Так должен оцениваться всякий закон и всякая программа: они должны служить добру или быть средством общественной обороны от посягательств на органическое, здоровое развитие народа и государства...

Закон - слово первородное; его корневые смыслы "начало", "возникновение", "завет", "вера"; оно связано со словами "искони", "начать", "начну". С закона начинается общественная жизнь. Беззаконие - это хаос, разрушение, разложение, смерть. Первородный грех - нарушение первого Закона Создателя: непослушание твари Творцу.
Законы мертвы и неисполнимы, если забыты первоначальные установления внутренней духовно-нравственной жизни, если исчезают стыд, совесть, честь.
Только воспитание личности, а не стандартный набор школьных знаний, может обеспечить духовно-нравственное здоровье молодЈжи и будущее страны.



(1) Меньшиков М. О. Народное возрождение // Письма к ближним. СПб. 1912. С. 124.
(2) Кони А. Ф. Новый суд // Сочинения в восьми тт., т. 1. М. 1966. С. 418-419.
(3) Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт., т. 25. С. 62.
(4) Кони А. Ф. Указ. собр. соч., т. 7. М., 1968. С. 339.
(5) Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. М. 1994. С. 562.

N 14, 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Всеволод Троицкий
Все статьи Всеволод Троицкий
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40