Не та беда, что на двор взошла,
а та беда, что со двора нейдёт.
Если по каким-то причинам люди словно не замечают или не придают должного значения чему-то жизненно важному, повторение этого важного, не только простительно, но необходимо и достойно.
Школьное
образование независимой державы призвано заложить основы полноценной
личности, то есть человека, утвердившегося в родном слове, грамотно мыслящего,
духовно и нравственно устойчивого, эстетически воспитанного, исторически верно
ориентированного, патриотически убеждённого, физически здорового, развитого и
устремлённого к жизненному созиданию и творчеству.
Такое
образование должно обеспечить окончившему школу возможность нормально
развиваться, успешно реализовать свои человеческие права и найти своё
созидающее место в жизни.
Для
полноценного образования
недостаточно сведений, обусловленных прагматической надобностью. Его цель - сформировать
основы верного миропонимания; для этого необходим запас знаний, обеспечивающий
известную полноту представлений, основы
духовно-умственной зрелости. Всё это выходит за пределы элементарной
грамотности и прагматически необходимых сведений и образует начала
мировоззрения, т.е. целостного образа мира и системы стратегических к нему отношений.
Мировоззрение зиждется на основополагающих
представлениях о человеке и окружающей его действительности, вещественной и
духовной, и выражается в осознании единства человека и мира и места в нём
человека. Это даёт возможность верной ориентации в мире, подготавливает зрелость
суждений, основанную на стремлении к Истине. И всё это может быть достигнуто
только при наследовании плодотворного опыта многих поколений, только при опоре на культуру, при известной "поучительности" учебных
сведений и причастности к вечным
национальным ценностям.
Изменения, которые ошибочно называют "реформами",
привнесли в школу прежде всего - инновации, т. е. новации без традиций. Они
были объявлены ведущим фактором развития образования; повсеместно был введен "сверху"
в действие механизм "непрерывного
обновления образования". Это "обновление"
в сущности научно не контролировалось, хотя вызывало отрицательные отзывы учителей
и известных учёных. Однако школьное
образование консервативно по своей сути: оно должно закладывать в
любой области - коренные, основополагающие
знания, на которые можно опираться в
постижении нового, оно призвано утвердить
в сознании учащегося самые общие,
органические закономерности и научить мыслить на языке предмета.
История образования подтверждает: наибольшего успеха школа достигала в периоды стабильного существования, когда прочно опиралась на предшествующие плодотворные культурные традиции.
Таким образом, по своему направлению реформы могли иметь и имели в целом разрушительные последствия: школу и до сих пор лихорадит от нововведений, "оргноваций"; учителя стонут под гнетом канцелярской отчётности, в сущности антинаучных "методических" нововведений, вроде ЕГЭ, и навязываемых "сверху" странных псевдоэкспериментов, и всё это катастрофически сокращает время, необходимое для их основной профессиональной деятельности, включая укоренение в сознании учащихся опорных истин мировоззрения, испытанного опытом человечества.
При таком положении нет условий для нормальной образовательной работы школы. Созидательные усилия учителей растрачиваются на преодоление вредных "новаций", в тех или иных отношениях противоречащих научным и научно-методическим принципам просвещения.
Успехи отдельных коллективов
достигаются в сущности вопреки реформаторским нововведениям. О современной
инновационной школе верно сказано в замечательном романе В. Г. Распутина
"Дочь Ивана, мать Ивана": "...В школу, как новую мебель,
натащили новые науки, появились учебники с откровенными картинками и призывами
вроде "Бейте лампочки в подъездах, люди вам спасибо скажут..."
"...К прошлогодним новациям добавились свежие, каждый день по семь-восемь
уроков, а на русский язык час в неделю, на отечественную историю тоже час,
второй час отдали журналистике. Три программы на шее - общероссийская, местная
и особо своя, школьная, с набором факультативов, все решительней занимающих
главное место. Превращалась школа в старую клячу, неспособную тянуть телегу со
всеми, кто в нее понавскакивал. А упадет она от бессилия эта кляча, и добьют,
исколют своими острыми указками расплодившиеся "культурологи" и
потребуют огонь-скакуна, у которого бы искры летели из-под копыт, когда помчит
он по безбрежным мирным нивам"[1].
Названные
изменения связаны с другим нововведением:
ориентацией на стандарты, определяющие минимум знаний; а по сути - на него
нацеливающие.
Ориентация на минимум знаний даёт на
практике -- минимум минус издержки преподавания. Так объективно осуществляется снижение содержательного
уровня образования. Значительная часть стандартов составлена без должного учёта
значения предмета и необходимого для личностной ориентации в мире объёма
школьных знаний. В стандартах по ряду дисциплин отсутствуют или недостаточно представлены основополагающие понятия, без которых полноценное восприятие
дисциплины невозможно или весьма затруднительно. Даже в Национальной доктрине
образования, документе, долженствующем определить образовательно-воспитательную
стратегию, отсутствуют понятия Бог, народ, Родина... Но без них (как и без ряда
других основополагающих понятий) невозможно понятие служения, а, следовательно,
исчезает и насущнейшая задача воспитания.
Чтобы представить размеры разрушительной "перестройки" содержательности программ, приведу лишь один пример. В ХХ веке, в период расцвета советской школы, учащиеся в обязательном порядке (не считая проверяемого внеклассного чтения) изучали со 2-го до 8-го класса 30 басен И. А. Крылова. Один из "этапных" стандартов предлагал лишь 4 (по выбору!). Подобное сокращение (в той или другой мере) касается и других классиков, на творчестве которых только и можно обучить родному слову и русской словесности.
Замечу, что "изгнанию" из
программ подвергались в первую очередь произведения, в которых явственно ощутим
народный идеал, русский дух. Так, из одного "этапного" издания
Стандарта по литературе были выброшены - "Повесть временных лет",
"Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха",
"Сказание о Петре и Февронии Муромских", 17 басен Крылова, баллады В.
А. Жуковского, 13 стихотворений и две поэмы А. С. Пушкина, 14 стихотворений М.
Ю. Лермонтова, "Конек-Горбунок" П. П. Ершова, "Аленький
цветочек" С. Т. Аксакова, "Гроза" и другие пьесы А. Н.
Островского (оставлена 1!), 10 стихотворений и две поэмы Н. А. Некрасова
(оставлено 4 стихотворения и 1 поэма по выбору) и т. д.
Сокращение обязательных для изучения в
школе произведений русской классики давно перешло границы минимума, за которым
начинается невежество и профанация. Стандарты по предметам "русский
язык" и "литература" для массовой средней школы вследствие
организованной их ущербности непригодны для ориентации при обучении, имеющем
целью полноценное среднее
образование.
Изучение гуманитарных дисциплин
подверглось за последнее время еще одной антинаучной диверсии: у наших школьников отнимают возможность приобрести историческое
мышление. Так называемый "концентрический" метод изучения
словесности, антиисторизм, дезориентировал восприятие явлений, которые можно верно
осознать только в последовательном движении во времени от истоков и причин - к
следствиям в контексте исторического развития. "Концентрический
принцип" преподавания создает серьёзные предпосылки повреждения
нормального сознания личности.
Историческое изучение литературы -
единственный путь её грамотного освоения. "Всякое произведение, выхваченное из своего
исторического окружения, также теряет свою эстетическую ценность, как мазок
художника, вырезанный ножом из картины, - писал акад. Д. С. Лихачев. - Нужно
знать эпоху, биографию писателя, искусство его времени, закономерности
историко-литературного процесса..."
Нечего
и говорить, что изучаемые "обрывки" литературы вне истории
воспринимаются ложно, либо вообще не могут быть грамотно осмыслены. Во всем
этом несомненная вина так называемых реформаторов.
Вопрос этот остается открытым и ныне.
Ослабление гуманитарной области знаний и
прежде всего - изучения родного слова - это, несомненно, удар по всей системе
образования. Ибо только через слово
мы овладеваем духовно-практическим опытом жизни, знаниями земной и Божественной
истины, информацией, развернутой во времени от мгновения до Вечности. Сегодня значительная часть выпускников
массовых средних школ не владеет уже русским литературным языком в той степени,
какая обеспечивала бы их дальнейшее успешное развитие в сфере науки и культуры...
При этом нас не могут не радовать успехи отдельных школ, в том числе
православных гимназий и лицеев, но речь идет не о них...
Не
менее драматично обстоит дело с изучением отечественной истории. Только
усилиями учителей-энтузиастов в отдельных школах она преподается
удовлетворительно. Из одного очередного "этапного" стандарта (при его
сокращении) были выброшены, например, такие разделы: "Церковь в русском
государстве", "Пугачевское восстание", "Заграничный поход
1813-1814 гг.", "Народничество" и многое другое.
Чтобы
хоть как-то осознать, каких воспитательно-образовательных импульсов лишаются школьники
при таком варварском, кощунственно-тенденциозном отношении к истории, напомню
хотя бы один исторический эпизод. Заграничный поход 1813-1814 гг. был не просто
"преследованием захватчика", он был актом исторически-религиозным по
внутренней сути. Не случайно в 1806 году Святейший Синод Православной
Всероссийской Церкви заявил, что "неистовый враг мира и тишины Наполеон
Бонапарте отложился от христианской веры, самовольно присвоил себе королевскую
власть Франции", подверг гонениям церковь. Восстановил иудейский
синедрион, "который некогда дерзнул осудить на распятие Господа Иисуса
Христа, собрал в Париже всемирный еврейский совет" и "отринув мысли о
правосудии Божием... мечтает... похитить (о чем каждому человеку и помыслить
ужасно!) священное имя Мессии..."
Исторически значимо и символично было завершение похода. 29.03/11.04.1814 года государь Александр I стоял на площади Согласия перед походным алтарем. "Православный алтарь установили на том месте, где в 1792 году был казнен Людовик XVI и где в день коронации Наполеона пламенела красная пятиконечная звезда", символ Масонства. На площади стояли батальоны православного воинства, и полковые священники возглашали "Христос Воскресе", на что многотысячный хор ратников отвечал:"Воистину Воскресе!"
Под прикрытием "реформ" продолжается разрушение образования сверху и одновременно сопротивление этому разрушению - снизу при поддержке достойно образованных и честных учителей и малой части чиновников, руководствующихся интересами государства.
Предпринятые же новым министром шаги по исправлению некоторых принесённых реформами разрушительных акций,- незначительны и в целом мало что изменяют в положении школы. Необходимо (с некоторыми идеологическими коррективами) возвращение к научно выверенной системе школьного образования. На этом держалась советская школа периода её расцвета.
Разрушение, называвшееся официально "реформами", происходило посредством:
1) минимизации и стандартизации знаний;
2) разрушения их системности и научной мотивированности;
3) сужения и примитивизации целей образования, злонамеренного сужения его образовательной и воспитательной роли.
4) привнесение в национальное образование задач, не связанных с его органическими целями, с подлинными интересами независимой страны, но определённых задачами "глобализаторов"[2].
Это и влекло за собой разрушение системы образовании значительной части молодёжи, что происходит:
1) вследствие сознательного принижения национального духовного потенциала коренной русской культуры и просвещения, а также недооценке или систематическом искажении подлинного их характера, содержания и смысла. Наконец - подмены традиционных культурных ценностей фальшивыми поделками масскультуры, путём стимулируемого из-за рубежа её глобального навязывания.
2) посредством разного рода систематических воздействий на сознание с целью разрушения (в представлении человека) освящённой духовным опытом поколений иерархии ценностей;
3) путём активной работы "пятой колонны" среди руководителей образования по денационализации культуры, т. е. её уничтожению, ибо у народа может быть или своя культура или никакой, ведь чужая культура ему не принадлежит.
Снижение образованности и культуры в преддверии "грядущей эры борьбы и конкуренции здоровых сознаний и производителей системных знаний", разумеется, явление сугубо отрицательное, ибо государственные интересы требуют как раз обратного: развития образования и его возвышения над уровнем, достигнутым в ХХ веке. Но государственным интересам противостоят хорошо организованные действия "пятой колонны" в руководстве образованием.
Корни такого противостояния известны. Достаточно напомнить послевоенную доктрину А.Даллеса, в которой было обещано разрушить самосознание народа России, более того - "насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма и предательства"[3]. Необходимо помнить, что социальная грамотность и духовная зрелость подростка возникает тогда, когда он начинает ощущать себя в историческом времени, приобретает опыт исторического восприятия мира и прежде всего - знания традиций национальной истории и культуры, когда он "ориентирован на преимущественное усиленное изучение родины" (К.Д.Ушинский). "Духовная зрелость приходит к человеку с видением жизни своего поколения, как одного из звеньев в бессмертной цепи человечества. Не так легко озарить сознание ребёнка мыслью, что он завтрашний взрослый человек, что ему надо готовиться к миссии созидателя, творца материальных и духовных ценностей...Маленькое напоминание учителя должно пробудить в детском сознании большую мысль..."[4] Духовная зрелость созидателя формируется на глубоком знании отечественной истории. Уместно напомнить слова А.С.Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости."[5]
Современную школу разными способами уводят от нашего великого национального прошлого, сокращают знание и осознание наших национальных духовных богатств: русского языка, русской классической литературы, истинной отечественной истории.
В этом гнусном деле духовного геноцида народа нашими недругами достигнуты заметные успехи, ибо немалое количество СМИ в руках "либералов" и агентуры "наследников Даллеса". Бывает, что работают против культуры и некоторые центральные телеканалы. Это происходит вследствие того, что Государство не проводит сколько-нибудь твёрдой системной созидательной политики в защиту отечественной культуры, зачастую предоставляя руководящие права в ней деятелям субкультур и антикультуры, поддерживаемым деструктивной частью прессы. Дышат на ладан многие российские журналы, в том числе журналы сферы образования. Идёт открытая война с полноценным освоением специальных, а также педагогических и методических дисциплин в педагогических вузах.
Содержание школьного образования напрямую связано со становлением сознания молодого человека. Поэтому усилия разрушителей закономерно были направлены на снижение базового уровня грамотности, на разрушение предпосылок корректного мышления, на подрыв духовно-нравственного формирования сознания. И всё это нацелено на то, чтобы разными способами снизить уровень фундаментального содержания школьных программ.
Поэтому не мытьём, так катаньем внедряют в нашу школу современные глобалистские схемы и приёмы, разрушающие современное системное образование, опиравшееся на огромный плодотворный опыт отечественного просвещения. Стараются и не вспоминать классиков русской педагогики и методики, строя обучение на подспудном разрушении замечательных социо-культурных педагогических основ и методов, ими выработанных. Не пора ли вновь повернуть школу к наследию классиков отечественного просвещения - Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других?..
Сказанное о разрушении у нас школьного дела теснейшим образом связано с тем, что содержание образования через министерство в конечном счёте ""корректируется" НИУ ВШЭ, РОСРО, ФИРО и "Эврикой", то есть из центров "параллельного управления", которые сами управляются из-за рубежа"[6]. Так осуществляется одна из задач чудовищной доктрины Даллеса, направленной против России, задача, на осуществление которой было обещано бросить "всё золото", находящееся в арсенале разрушителей. Заграничное руководство получает помощь иных российских "командиров от образования". Приведу только один пример того, как содействовало глобальной диверсии отечественное "руководство" на этапе так называемой модернизаци образования. В распространённом в печати документе о планируемой модернизации было сказано так о её целях: "Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства". "Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина (выделено нами - В.Т.), ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни..." И т. д.
Ничего подобного в окончательной официальной публикации упомянутого документа нет. Одновременно там сокращён абзац, где говорилось об образовании как стимуляторе культуры, о необходимости его соответствия "перспективным потребностям личности". Сняты также абзацы, обнаруживающие подражательность новаций в подходе к образованию, установку "реформ" на коренное изменение подхода к образованию. Опущены абзацы о насущных духовно-нравствепнных требованиях к образованию. Наконец убраны сведения о его убогом финансировании и необходимости увеличения расходов на образование с 3,5 до 4,5 ВВП...
Одна из существенных причин, тормозящих противостояние разрушительным изменениям в образовании, в следующем: значительная часть тех, кто учит, и тех, кто учится, имеет весьма примитивные, а то и ложные представления о человеке. Неслучайно враги нашего образования (а таковые, несомненно, есть) мешают внедрению в школу всего, что открывает загадку человека или помогает осознанию его непременных качеств, в том числе курса "Православной культуры". Ведь образование, если оно полноценно, как раз и должно способствовать развитию свойств, присущих человеку.
Документы, определяющие изменения в системе образования, нередко обнаруживают непонимание задач нормальной школы в этом отношении. Но лишь полнота представлений о человеке может стать основанием для создания достойной системы образования.
Свойства, определяющие человека, т. е. обозначающие качества, присущие только ему, и не свойственные никакому другому биологическому существу, школьниками, как правило, не осознаются. Очевидно, что наличие мыслительных способностей или социальных качеств (при разном их уровне) не отделяет, а объединяет человека с высокоразвитыми тварями. Человек духовен, и это признают даже исповедующие религию атеизма.
Духовность - это признание или ощущение того, что кроме вещественных, прагматических ценностей, в мире есть иные - духовные, более значительные и значимые. Это одновременно - признание этих ценностей надобыденными, но реальными, хотя и недоступными определению в категориях вещественного мира; это вместе с тем убежденность, что органическим свойством человека является "рефлекс идеала" (И. П. Павлов), самоценное внепрагматическое стремление к Истине, Добру и Красоте, к Богу.
Духовность - это (на высшей ступени) убеждение-знание о Высшем начале жизни и стремление измерять и строить жизнь с учётом этого начала, что дает возможность обрести через внутреннее сокровенное созерцание и переживание целостное представление о жизни, внутренне ощущаемую целостную картину мира.
Слово
(словомыслие) - способность сосредоточивать в слове умственный, чувственный и
духовный опыт, слитый и "свернутый" в словесный образ и одновременно -
среда человеческого бытия и духовная среда человека - это ещё один его непременный
признак.
Несомненным
признаком человека как духовного существа является его историческое бытие. "Доисторический человек" - это ещё не
вполне человек. Полноценному, нормальному человеку, достигшему полноты своей сущности,
присущи черты, порожденные историческим временем; он наследует исторические
традиции, причастен к историческим событиям, исполненным в сознании и памяти
людей духовно-нравственного, общественно-политического и
предметно-практического смысла. Человек в полноценном смысле - всегда историческая личность, которой
свойственны исторически определенные, характерные для человека черты; он так
или иначе определяет свое место в отношении к историческому движению, он живет
историей и в истории, так или иначе имея внутреннее отношение к событиям
истории, обретая в той или иной степени верную историческую картину,
вырисовывающуюся через туман повседневности. В сущности право на человеческое
существование неразрывно с правом каждого человека иметь представление об реальной
истории своего народа и быть так или иначе органически сопричастным ей.
Вера
- как безусловное убеждение и твёрдое сознание и целостное принятие определённых
исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (таинственных)
законах Бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека,
ориентированное на Истину.
Вера
как "истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи
удостоверением в вещах, превышающих ум и слово" (св. Максим Исповедник) -
переживается и воспринимается "глубиной нашей души" и всегда
устанавливается как "самое главное в жизни" (И. Ильин). К вере
следует отнести и так называемый научный атеизм.
Исторически обретенная вера-религия органически связана с
традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением народа. Она
составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него является
покушением на духовную жизнь народа, т. е. на одно из основных человеческих его
свойств.
Культура
как устойчивое состояние сознания,
бытие, внутренняя организация поведения, творчество и результаты творчества,
утверждающие духовно-человеческое в человеке и для человека -- имеет вторым
признаком иерархичность: в ней
существуют твёрдо определенные,
свойственные ей, несмешиваемые уровни
оценки окружающего и внутреннего мира человека: святое, доброе
(прекрасное), обыденное, пошлое, низменное. Наконец, истинной культуре присуще
органическое наследование плодотворных
духовных традиций; ей свойственно бережное, уважительное отношение к ним.
Вместе с тем любая истинная культура
национальна.
Примеры,
приведенные мною (если вдуматься), свидетельствуют, что новации в образовании
мешают плодотворному развитию именно человеческих качеств.
"Реформаторы", как известно, выдумали немало нововведений. Это "дистантное" образование, пресловутое ЕГЭ, тесты и проч. и проч. Все эти "новации" отдаляют учащегося от учителя и ограничивают возможности их полноценного общения, сводя его к тем или другим формальностям. Образование в широком смысле все чаще заменяется дрессировкой или натаскиванием на исполнение неких задач и заданий.
При огромном сокращении аудиторных часов в школе и вузе становится почти невозможным не только творческое, но и вообще человеческое общение учителя и ученика: оно превращается в стандартный диалог, по крайней мере - к этому подталкивают создаваемые в школе условия. Между тем нормальное, здоровое школьное обучение нуждается в живом слове педагога, в разнообразных формах обучающих и воспитывающих диалогов между учителем и учеником, наконец в прямом воздействии личности учителя. Без этого школа деградирует из-за "расчеловечивания" общения. При этом и формирование основ духовного, нравственного и научного опыта учащихся, воспитание человеческих качеств личности, обретя которые окончивший школу сможет вести полноценную духовно-практическую жизнь, становится все более затрудненным. Из храма знаний и питомника добротолюбия школа усилиями современных "новаторов" становится, говоря их же словами, сферой образовательных услуг. Естественно, что нормальная школа может успешно работать только вопреки многим создаваемым "сверху" условиям и декларируемым сверху же принципам: образование в сущности планируется как неполноценное, для этого создаются разного рода "предпосылки".
Все документы, обозначившие происходящие перемены в школе, вплоть до последних, касающихся модернизации образования и приоритетных направлений его развития, обнаруживают, что образование перестает быть государственным делом или что его разрушают вопреки государственным интересам. Если смотреть правде в глаза, нужно будет признать, что система образования в целом дезорганизована.
Содержание дисциплин катастрофически снижено (по отношению к ХХ веку) и продолжает деградировать. А как было раньше?..
Приведу только один пример. На выпускном экзамене по истории в 1904 году гимназист должен был ответить в течение часа на следующие вопросы (билет № 11):
"Русская история. Павел I. Новые постановления: меры ограничения помещичьей власти, постановление о цензуре. Итальянский поход Суворова. Александр I. Нашествие Наполеона, отступление Барклая, битва при Бородине. Взятие Москвы, отступление Великой армии. Венский конгресс. Министерства. Государственный совет. Сперанский. Училища. Крестьяне: свободные хлебопашцы.
Древняя
история. Помпей. Серторианская война. Красс, восстание рабов, Спартак, Цицерон,
заговор Катилины, Юлий Цезарь и первый триумвират, борьба с галлами. Борьба
Цезаря с Помпеем, победа Цезаря при Фарсале. Александринская война. Диктатура и
смерть Цезаря. Исправление календаря. Октавиан и второй триумвират. Октавий,
Антоний и Лепид. Правление Октавиана Августа. Тевтобургский лес.
Средняя история. Византийская
образованность. Искусство: византийский и романский стили.
Новая
история. Людовик XVIII. Конституционная хартия. Июльская революция: Карл Х,
свержение его, Людовик Филипп. Переворот 1848-1849 годов: Гизо, провозглашение
республики, Людовик Наполеон, президент республики".
И
при этом никто не жаловался, что дети хиреют от перегрузки. В чём дело? Во
многом. И прежде всего в системе
гимназического образования, в отношении к учению. Наконец, в том, что вредных
отвлечений, вроде телевизора, интернета, дискотек и компьютерных игр, тогда не
было. Так или иначе, нам ещё долго догонять дореволюционную гимназию, которую
совершенно напрасно иные называли "школой зубрежки и муштры"...
Если
вдуматься, по каким линиям вводимых новаций, ведётся разрушение, нетрудно
понять: удар направлен против
человеческой личности. Инноваторы по сути дела вывели за скобки
основную цель школы - воспитание
полноценной, творчески активной, духовно-
нравственной личности. Нельзя назвать ни одного поддержанного реальными усилиями
сверху постановления, которое бы вполне содействовало этому. Дело "спасают"
только те самоотверженные учителя, которые служат "делу, а не лицам"
и думают прежде всего об исполнении своего гражданского профессионального
долга.
Пора наконец объективно и нелицеприятно оценить все документы, утверждавшие гнилые и нелепые "новации" и дать им трезвую оценку, исходя из государственных стратегических интересов. Время не ждёт! Враги достойного образования (а таковые, несомненно, есть!) продолжают гнусное дело осуществления даллесовской концепции информационной войны против народа! Да, именно: враги. Сделанное ими во многом не только разрушительно, но, несомненно, содержит все признаки преступления перед народом и Россией. О той же части интеллигенции, которая ради своего благополучия молчит и своим "нейтральным" поведением поддерживает разрушительные реформы, точно сказал поэт:
Пусть не всегда была ты стойкой
И горькую пила украдкой,
Но всё-таки была прослойкой,
А нынче стала ты прокладкой.
Но рано или поздно и ей, этой части интеллигенции, придётся отвечать за всё, что сделано в нашем образовании под руководством его недругов и псевдорадетелей!
Мои коллеги, мыслящие и честные учителя-труженики, к вам обращаю последние, некрасовские, слова этой статьи:
"Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
[1] В.Г.Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть. Рассказы. Иркутск, 2004, с. 195.
[2] См.: Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М. 2015.
3 Цит. по кн.: Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность) М. 1993. С.54
[4] Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М. 1981. С.77.
[5] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. - М., 1958, т.УП. С.225,
[6] Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М. 2015. С.54.
3. Ответ на 1., Лобастов:
2. Российское образование не "попса"!
1. Re: Вернуть в отечественную школу "разумное, доброе, вечное"!