Хомяков "запас весЈлости"

Новости Москвы  Общество 
0
212
Время на чтение 8 минут
Двести лет назад, 1 мая 1804 года (по старому стилю) в Москве на Ордынке родился Алексей Степанович Хомяков, оригинальный русский мыслитель.
Его считают одним из основателей славянофильства, замечательного явления русской жизни середины XIX века. Сам он чаще избегал названия на иностранный лад, предпочитая родное слово "славянолюбец". Его был готов принять, охотно признаваясь: "Люблю славян".
ЕщЈ точнее - звать это направление "русолюбством", ибо для Хомякова и его друзей главными темами осмысления стали судьба России и русского народа, его сущность и призвание.
Будущие русолюбцы росли под впечатлениями славной победы русской армии и русского народа над Наполеоном. После взятия Парижа и освобождения Европы какие ещЈ надо доказательства превосходства России над слабеющим Западом? В "русском кулаке" видели суть самобытности великой империи. Но европейские умы клокотали тогда духом преобразований. И, выросшие на идеях Просвещения, многие российские головы тоже мечтали о "перемене образа правления" в России по примеру французской революции.
Поражение декабристов резко охладило эти мечты. Манифест царя утверждал: "Не в нравах российских был сей умысел... Не посрамится имя русское изменою престолу и отечеству". Дворянам предлагался "подвиг к усовершенствованию отечественного, не чужеземного воспитания".
Вот тут и начались споры о русской истории - возможно ли на примерах из неЈ своЈ собственное российское образование? Чаадаев заявил об убожестве прошлого и настоящего России. Его горькие размышления подействовали сильно на Хомякова. Он говорил: "В глубине души и мысли просвещЈнного сословия таилась... болезнь сомнения в самой России". ЕЈ беспрестанно и невольно сравнивали с остальною Европою, и "с каждым днЈм глубже и горше становилось убеждение в превосходстве других народов".
Славянофилы усомнились в "правоте сомнения в России". Не восхваляя и не противопоставляя еЈ Европе, Хомяков спросил: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в еЈ теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал?" И надо ли их воскрешать?
Они вовсе не хотели возвращаться к "бесконечным неустройствам" доромановской России, в чЈм их часто винят. Хомяков считал необходимым взять из прошлого лучшее - публичный суд присяжных, отсутствие крепостного права, собирание депутатов всех сословий для обсуждения важнейших вопросов государственных...
Со славянофилов пошло приукрашивание русского человека. Но они же первые внушали веру громадную в будущее России. Хотя страна и еЈ народ оказались совершенно другими, чем Хомяков думал. Хуже, чем казалось ему.
То в консерваторы, то в либералы записывали славянофилов. Но они считали такое разделение чистейшим западничеством: "Нет русского "либерального" направления, может быть только истинное и ложное, здоровое и вредное направление... русское и антирусское".
В статье "Старое и новое славянофильство" Градовский точен: "Вместо всех наименований западников и славянофилов... мы можем поставить два названия - людей честных и плутов, причЈм в обе эти категории войдут одинаково люди всех теоретических оттенков, и категория плутов будет гораздо многочисленнее партии честных людей".
Хомяков определял свои взгляды как "русское направление", "консерваторство" - "постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающую старину". Он был убеждЈнный противник любых революций, считая всякий военный бунт безнравственным: "К добру надо идти добрыми и строгообсуженными путями". Но что делать со злом, постоянно нападающим на добро? На это у Хомякова не найти ответа. Он старался стать истинно православным. Но у философа это, скорей, подгонка под ответ, чем настоящее решение проблем.
Хомяков мечтал "духовным и монашеским трудом" пробудить русское общество от умственной спячки, называя главным устремлением славянофилов "цель педагогическую".
Он хотел создать русскую "науку общественного быта", которая решит задачу наилучшего устройства общества. Верил, что именно "русская земля может и должна стать впереди других народов". И сделает это без всяких революций, причина которых - "предшествовавшее беззаконие". Он уверял, что самодержавие - прекрасно; это "общество деспотическое мешает решать вопросы общественные". Стране необходима "переделка мысли общественной", что труднее, чем "насильственная революция".
Двести лет назад, 1 мая 1804 года (по старому стилю) в Москве на Ордынке родился Алексей Степанович Хомяков, оригинальный русский мыслитель.
Его считают одним из основателей славянофильства, замечательного явления русской жизни середины XIX века. Сам он чаще избегал названия на иностранный лад, предпочитая родное слово "славянолюбец". Его был готов принять, охотно признаваясь: "Люблю славян".
ЕщЈ точнее - звать это направление "русолюбством", ибо для Хомякова и его друзей главными темами осмысления стали судьба России и русского народа, его сущность и призвание.

Будущие русолюбцы росли под впечатлениями славной победы русской армии и русского народа над Наполеоном. После взятия Парижа и освобождения Европы какие ещЈ надо доказательства превосходства России над слабеющим Западом? В "русском кулаке" видели суть самобытности великой империи. Но европейские умы клокотали тогда духом преобразований. И, выросшие на идеях Просвещения, многие российские головы тоже мечтали о "перемене образа правления" в России по примеру французской революции.

Поражение декабристов резко охладило эти мечты. Манифест царя утверждал: "Не в нравах российских был сей умысел... Не посрамится имя русское изменою престолу и отечеству". Дворянам предлагался "подвиг к усовершенствованию отечественного, не чужеземного воспитания".
Вот тут и начались споры о русской истории - возможно ли на примерах из неЈ своЈ собственное российское образование? Чаадаев заявил об убожестве прошлого и настоящего России. Его горькие размышления подействовали сильно на Хомякова. Он говорил: "В глубине души и мысли просвещЈнного сословия таилась... болезнь сомнения в самой России". ЕЈ беспрестанно и невольно сравнивали с остальною Европою, и "с каждым днЈм глубже и горше становилось убеждение в превосходстве других народов".
Славянофилы усомнились в "правоте сомнения в России". Не восхваляя и не противопоставляя еЈ Европе, Хомяков спросил: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в еЈ теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал?" И надо ли их воскрешать?
Они вовсе не хотели возвращаться к "бесконечным неустройствам" доромановской России, в чЈм их часто винят. Хомяков считал необходимым взять из прошлого лучшее - публичный суд присяжных, отсутствие крепостного права, собирание депутатов всех сословий для обсуждения важнейших вопросов государственных...

Со славянофилов пошло приукрашивание русского человека. Но они же первые внушали веру громадную в будущее России. Хотя страна и еЈ народ оказались совершенно другими, чем Хомяков думал. Хуже, чем казалось ему.
То в консерваторы, то в либералы записывали славянофилов. Но они считали такое разделение чистейшим западничеством: "Нет русского "либерального" направления, может быть только истинное и ложное, здоровое и вредное направление... русское и антирусское".

В статье "Старое и новое славянофильство" Градовский точен: "Вместо всех наименований западников и славянофилов... мы можем поставить два названия - людей честных и плутов, причЈм в обе эти категории войдут одинаково люди всех теоретических оттенков, и категория плутов будет гораздо многочисленнее партии честных людей".

Хомяков определял свои взгляды как "русское направление", "консерваторство" - "постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающую старину". Он был убеждЈнный противник любых революций, считая всякий военный бунт безнравственным: "К добру надо идти добрыми и строгообсуженными путями". Но что делать со злом, постоянно нападающим на добро? На это у Хомякова не найти ответа. Он старался стать истинно православным. Но у философа это, скорей, подгонка под ответ, чем настоящее решение проблем.

Хомяков мечтал "духовным и монашеским трудом" пробудить русское общество от умственной спячки, называя главным устремлением славянофилов "цель педагогическую".

Он хотел создать русскую "науку общественного быта", которая решит задачу наилучшего устройства общества. Верил, что именно "русская земля может и должна стать впереди других народов". И сделает это без всяких революций, причина которых - "предшествовавшее беззаконие". Он уверял, что самодержавие - прекрасно; это "общество деспотическое мешает решать вопросы общественные". Стране необходима "переделка мысли общественной", что труднее, чем "насильственная революция".
Казалось бы, можно ли найти лучших союзников монархии? Но славянофилы сразу и навсегда вызвали подозрения властей. Смешно, но факт: они усмотрели в желании славянофилов носить русскую одежду и не брить бороды тайный умысел. Преступные цели искали упорно и между строк их сочинений. Правительство сочло их вредным политическим движением.
Почему в России люди, искренне желающие послужить на пользу Отечеству, чаще подозреваются во "вредительстве"?!

Много "грехов ужасных" выявила Крымская война. Их Хомяков обличил в стихотворении "России":

В судах черна неправдой чЈрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мЈртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

Его назвали изменником родины, купленным англичанами. Грозила высылка из Москвы, но вступились влиятельные люди.

Вряд ли Хомяков был прав в своей политической стратегии. Не видно, чтобы он понимал всю сложность мировой политики. При всЈм многознании он так и не понял России. Она была не фамусовской, а романовской - жЈсткой и жестокой. Хомяков же в нестроениях российских винил не главное лицо, считавшееся "хозяином земли Русской", а "систему и нас всех".

Кажется, он мыслил без учЈта "сопротивления" общества. Словно жил в государстве добрых, но непросвещЈнных людей. Как будто не было в ней российского негодяйства. Вредящего хуже, чем всегда обвиняемое тлетворное влияние иностранцев. Хотя надо обязательно принимать в расчЈт сильную пропитанность западным духом общества российского. Русский дух был отвратен ему.

Западное просвещение, принятое российским обществом, привнесло в правящие слои "какой-то характер колониальный, характер безжизненного сиротства, в котором все лучшие требования души невольно уступают место эгоистическому самодовольству и эгоистической расчЈтливости... Но история, но привычки, но воспоминания, но любовь к своей земле, но беспрестанные сношения с местной жизнью не вполне утратили свои права. От этого остатка... происходят все лучшие явления нашей образованности, художества, быта, всЈ, что в нас немЈртво, небессильно, небесплодно".

Хомяков ставил задачу "завоевать Россию". Он надеялся, что его идеи подхватят разбуженные славянофилами россияне.
Но в спЈртом воздухе при всЈм желании не надышишься. Сочинения славянофилов жЈстко цензурировали. В провинции о славянофилах слыхом не слыхивали. Почти все уездные учителя были под "авторитетом русского запада". Под их руководством воспитывались новые поколения. Не русолюбцы разбудили россиян, не русские мысли питали российские умы. Страна пошла "другим путЈм". Империю Романовых безудержно несло в пропасть. Власть тормозила как могла, но так и не справилась с управлением.

23 сентября 1860 года Хомяков неожиданно скончался. Холера, словно "чЈрт из машины", вмешалась в его судьбу. Но болезнь не убивает случайно. Жизнь российская весьма ослабляет иммунитет, а зараза смертельная всегда найдЈтся.

Хомяков оставил нам богатое интеллектуальное наследство. Но мы им не пользуемся.
Полный Хомяков до сих пор не издан. О нЈм почти не пишут, его труды не изучают (на Западе два десятка книг издали о нЈм). Да и 200-летие его надо бы крупнее праздновать.

Век назад историк Бестужев-Рюмин возмущался: "Стыд и срам русской земле, что до сих пор в Москве Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовЈтся Хомяковской и не стоит на ней его статуя. Хомяков! Да у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин!"

Знаменитую площадку сгубили, великолепный дом Хомякова уничтожили. В 18-м его дочь Мария организовала там Музей сороковых годов, через десять лет его пустили в расход. Своим русским мыслителям страна предпочла чужих марксов. Ладно, хоть рукописи не уничтожили, а передали в Исторический музей, где их так и не привели в порядок.

Хомяков, человек весЈлый и жизнерадостный, вывел правило, коему надо следовать всем, кто возмечтает общество улучшать: "Постоянно должно быть более надежд, чем сомнений, и, следовательно, некоторый запас весЈлости".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Поляков
Все статьи Валерий Поляков
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48