Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церкви стали концертными залами

Анна  Эпштейн, Новая газета

11.05.2004


Завершается Третий московский пасхальный фестиваль …

День Победы на Поклонной горе будет отмечаться не только гуляньями, но и праздничным концертом оркестра Мариинского театра. Это мероприятие станет завершением Третьего московского пасхального фестиваля.

Начавшийся в Пасху фестиваль огласил столицу звонами. Всю Пасхальную неделю пели никитские, замоскворецкие, таганские колокола.

Помимо колокольных звонов, в рамках фестиваля прошли симфонические и камерные концерты, Дни Баха в Москве, концерты хоровой музыки и благотворительная программа. Всего состоялось более 70 концертов в десяти городах России: Москве, Новгороде, Вологде, Владимире, Костроме, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Рязани, Твери и Ярославле.

Организатором и художественным руководителем фестиваля выступил Валерий Гергиев, а главным исполнителем - оркестр Мариинского театра, которым он руководит. К участию в фестивале Гергиев пригласил еще только два оркестра: "Новую Россию" под управлением Юрия Башмета и Collegium Vocale Gent (Бельгия) под руководством Филиппа Херрвега, они сыграли лишь по одному концерту. Оркестр Мариинского театра (для сравнения) выступил двенадцать раз в разных городах, и иногда по два раза в день. Сыграли все семь симфоний Прокофьева. В следующем году Гергиев намерен довезти фестиваль до Урала.

Студенты-музыканты, сидящие на ступеньках второго амфитеатра Большого зала консерватории, потому что совсем нет свободных мест, переговариваются: "Гергиев - сумасшедший трудоголик. Он может оставить оркестр после вечернего концерта репетировать новую программу...". Зато на всех концертах фестиваля - аншлаги. Этому способствовали и звездные солисты, приехавшие со всего мира: Виктория Муллова, Юрий Башмет, Леонидас Кавакос, Ланг Ланг, Владимир Фельцман, Александр Торадзе.

В течение 17 дней они исполняли лучшую русскую музыку - Чайковского, Стравинского, Рахманинова. Но идея фестиваля была - показать русскую классику в европейском контексте из Равеля, Сибелиуса и, конечно, Баха. Совсем разного Баха представили скрипачка Виктория Муллова - сторонница аутентичного исполнения и пианист Владимир Фельцман, играющий хрестоматийного классика как современника.
Кульминацией фестиваля могла стать опера Чайковского "Чародейка", поставленная в Москве впервые за несколько десятилетий, но не стала - не удалось перекрыть впечатление от прошлогоднего "Бориса Годунова", исполненного в ливень на Соборной площади.

Кульминацией фестиваля могла стать опера Чайковского "Чародейка", поставленная в Москве впервые за несколько десятилетий, но не стала - не удалось перекрыть впечатление от прошлогоднего "Бориса Годунова", исполненного в ливень на Соборной площади.

А вот "Всенощная" Рахманинова, которую спел хор Третьяковской галереи в храме Троицы в Серебрениках, стала одним из ярчайших событий не только фестиваля, но и всего музыкального сезона.

Пасхальный фестиваль на несколько дней превратил московские церкви в концертные залы, благодаря чему светская публика послушала не только русскую духовную музыку, но и редкое фольклорное пение в исполнении самых разных хоров: из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Перми, а также из Грузии, Осетии, Армении, Болгарии и Сербии.

Хор Мариинского театра выступал в храме Вознесения Господня у Никитских Ворот. В этой церкви даже хотели когда-то сделать концертный зал, здесь пел Федор Шаляпин, а до этого венчался Пушкин. Теперь пели "Приидите, воспоим, людие" Бортнянского.
О "Милости мира" пел хор "Мистерия болгарских голосов" в храме иконы Божьей матери "Всех скорбящих радость".

Словенские босоногие девочки из авангардного хора "Кармина Словеника" странно выглядели на фоне взрослых профессиональных хоров и очень хорошо танцевали, хотя у них нет хореографа. На вопрос: почему они поют босыми - руководитель хора Кармина Силеш отвечает: "Так лучше контакт с землей".

Хористки имитируют звуки, голосом рисуют дождь - и многоголосно поют птицы, шепчутся травы и шумит ветер. Когда девочки выстраиваются в линию, плотно прижавшись друг к другу, их белые одежды сливаются в настоящий экран, и свет скользит по ним то лунной дорожкой на воде, то огненным пламенем, то ветром, играющим кроной дерева. В конце они пели "Благословенную богородицу". И подумалось, что в слове "благословение" есть и их родная Словения, и "благо" для всех общее.

6 мая 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме