Неоднозначные "сектанты"

(Интервью британского социолога Айлин Баркер)

Общество 
0
181
Время на чтение 6 минут
Необходимо предупреждать общество о потенциальной опасности различных религий, убеждена британский социолог Айлин Баркер

В середине февраля в Головинском суде Москвы начались очередные заседания по делу о ликвидации московской общины "Свидетелей Иеговы". На одно из них в качестве свидетеля со стороны защиты была приглашена известный английский религиовед Айлин Баркер. В России госпожа Баркер известна своей книгой "Новые религиозные движения. Практическое введение", написанной как "настольное руководство для родителей, родственников и друзей членов новых религиозных движений" и переведенной на русский язык в 1997 г. В интервью "НГР" Айлин Баркер поделилась своими впечатлениями от суда и рассказала, чем занимается возглавляемая ею организация "INFORM".

- Госпожа Баркер, какое впечатление на вас как специалиста произвел процесс по делу "Свидетелей Иеговы" в Головинском суде Москвы?

- Что касается процесса, я не могу о нем много рассказать, так как присутствовала там в качестве свидетеля со стороны защиты. В тот же день я читала лекцию в Московском государственном университете, и мне пришлось покинуть суд сразу после дачи показаний.

Однако могу сказать, что некоторые аргументы обвинения были очень сомнительны. Например, какие-то эксперты выносили свои заключения о том, что трактовка Ветхого Завета "Свидетелями Иеговы" неверна. Это сложный вопрос, так как, на мой взгляд, не может быть независимых критериев определения верности интерпретации того или иного текста Священного Писания. Мы можем прийти к единому мнению по поводу цвета этой чашки. Но ведь я могу сказать, что "я - Дева Мария", а вы скажете "нет - вы не Дева Мария". И мы с вами никогда не договоримся, так как независимых критериев для оценки подобного заявления не существует. Кроме того, существуют конфессиональные критерии толкования Священного Писания, разные в католической, протестантской, православной или других традициях.

- Не могли бы вы рассказать о вашей работе и научных интересах?

- Я социолог религии и в настоящее время - почетный профессор Лондонской школы экономики. Кроме того, я почетный руководитель организации "INFORM", предоставляющей объективную и достоверную информацию о новых религиозных движениях (НРД). Эта организация была основана британским правительством и получает поддержку от традиционных религиозных организаций, а также от английской полиции. Наша основная задача - отвечать на запросы СМИ, правительства, государственных учреждений, а также родственников и друзей тех людей, которые попали в НРД. Подчеркну, что я работаю там "на общественных началах", то есть бесплатно.

- Как давно вы занимаетесь исследованиями НРД?

- С начала 1970-х годов, когда я защитила диссертацию по Церкви Объединения.

- Как вы оцениваете деятельность так называемых антикультистов, считающих борьбу с сектами своей работой?

- Я убеждена, что необходимо предупреждать общество о потенциальной опасности различных религий. Но необходимо и принципиально важно также, чтобы предоставляемая информация была точна, а не предвзята, чтобы она основывалась на исследованиях, а не на выдергивании только отрицательных сторон движения. Парадокс в том, что, будучи негативно настроенным в отношении предмета исследования, трудно разглядеть истинный вред, который иногда действительно приносят те или иные религиозные группы.

Сегодня существует значительное число научных центров по исследованию НРД, и важно, чтобы эти люди действовали профессионально, стараясь помочь до того, как будет причинен вред. Мне кажется, что идеалом здесь должна быть взвешенная и обоснованная информация, раздельный подход к каждому конкретному случаю и их сравнение. Именно так и старается работать наша организация "INFORM", которую поддерживают все основные Церкви в Великобритании. Хотя многие антисектанты говорят, что "INFORM" занимается апологией культов. Если бы это было правдой, то полиция, заинтересованная в достоверной информации о движениях, склонных к преступным действиям, не поддерживала бы нас.

- Сколько раз вы были в России? Что вы можете сказать о религиозной ситуации здесь?

- Этот мой седьмой визит в Россию, точнее, в страны бывшего Советского Союза. Религиозную ситуацию в посткоммунистической Восточной Европе я изучаю с начала 1990-х годов.

Что касается религиозной ситуации в вашей стране, она, безусловно, очень впечатляет. В первую очередь своей сложностью, возникающей вследствие огромного разнообразия религиозных традиций и новых религий. Поддержание единства в таких условиях очень сложная задача. Кроме того, лично я очень разочарована тем, что свобода и энтузиазм, обретенные в начале 1990-х, постепенно сходят на нет. Происходит процесс ужесточения конкуренции и ослабления сотрудничества между религиозными организациями. Я даже написала статью о религии в постсоветской России с названием "Кто победит?". Мне кажется, что этот вопрос сегодня актуален для России.

- У вас есть собственное определение термина "секта"?

- Мне не нравится использование слова "секта" в популярной литературе, в прессе. Предпочтительнее его использование в социологии, если иметь в виду организацию, отделившуюся от основной Церкви. Это не должно быть оценочным суждением, хотя часто журналисты используют этот термин для обозначения религии, "которая мне не нравится".

Нечеткое определение грозит предвзятостью, и, чтобы избежать этого, я стараюсь использовать понятие "новое религиозное движение". Впрочем, и этот термин нельзя считать удовлетворительным, так как не все они новые, не все религиозные и не все являются движениями. "Свидетели Иеговы", например, не новое движение, они появились в XIX веке и насчитывают уже несколько поколений последователей.

- Значит НРД - это то, что возникло недавно?

- Это зависит от того, как вы употребляете термины. Я изучаю движения, возникшие после Второй мировой войны, но я изучаю и "Свидетелей Иеговы", мормонов, адвентистов, то есть религиозные движения, возникшие в XIX веке. Характерные черты первого поколения последователей той или иной религии передаются всем последующим поколениям. Когда-то христианство тоже было "новым религиозным движением", и любая другая религия когда-то была "новым религиозным движением".

- Есть ли какая-то классификация новых религиозных движений, не считая критериев времени и традиционности?

- Многие пытались создать такую классификацию, что, впрочем, довольно сложно. Так, например, очень хорошо классифицируются религиозные движения XIX века. Но следует учитывать, что практически все они имели христианскую основу или были отклонениями от христианства, в то время как современные религии охватывают все традиции - восточный буддизм, индуизм, культы НЛО, научная фантастика, новые виртуальные религии интернета, психологические группы - и вы можете разделить их на типы, но это ни к чему не приведет.

Вы также можете определить традиции, с которыми они связаны, но это тоже ни к чему не приведет. В основе некоторых классификаций лежит разделение на принимающие и отрицающие мир движения, но это тоже неудовлетворительная типология, так как существует огромное количество других черт. Сегодня единой типологии не существует. - Что вы думаете об использовании терминов "тоталитарная", "авторитарная" секта? Когда использование этих терминов обоснованно? Допустимо ли оно в научном дискурсе?

- Я отношусь к этим терминам с большим подозрением, так как они навешивают ярлык, отрицательный и предвзятый. И если говорить о тоталитарности религий, то часто традиционные религии гораздо более тоталитарны, чем новые движения. Если под тоталитарностью вы имеете в виду полный контроль со стороны одного человека над действиями членов общины, то нужно взять различные движения и посмотреть, как обстоит дело в каждом случае. Действительно, существуют тоталитарные религии. Но то, как используется данный термин, делает его бесполезным. Он говорит только о том, что вам не нравится та или иная религия.

- Существуют ли положительные стороны у новых религиозных движений?

- Несомненно, если, конечно, не брать в расчет такие организации, как "Аум Синрике", устроившую газовую атаку в токийском метро. Нужно рассматривать каждую религию отдельно и учитывать, что многие религии, ставшие традиционными, в прошлом совершали ужасные действия.

Если говорить о НРД, многие из них миролюбивы, стремятся к миру и пониманию других. Здесь нельзя обобщать. Мне кажется, что в них есть как хорошие люди, так и очень плохие - авторитарные и стремящиеся к власти. Вот пример из моего опыта. Отец одного юноши пытался заставить своего сына перестать спать с кем попало, бросить наркотики, постричь волосы, но ему долгое время это не удавалось. Когда же его сын попал в одно из НРД, то все желания отца были выполнены. И в то же время когда какой-то религиозной группе удается изменить поступки человека, то ее начинают называть "тоталитарной", поскольку она якобы не дает своим членам делать то, что они хотят.

При этом я сама никогда не испытывала желания присоединиться ни к одному из НРД. Они не привлекают меня, хотя нужно признать, что некоторые могут найти в них что-то свое.

- Каковы причины возникновения новых религиозных движений?

- Они появляются по разным причинам. Например, после Второй мировой войны было много образованных и обеспеченных молодых людей с массой свободного времени, у них было все необходимое, но почему-то перед поступлением в университеты они занялись духовными поисками. Часто эти люди не находили ответа на духовные вопросы в традиционных Церквах. Многие заблуждаются, что это была какая-то угнетенная, обиженная жизнью молодежь - эти люди просто искали что-то новое.

"НГ-религии", 3 марта 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Даниил Щипков
Дебют Сергея Попова и бенефис митрополита Кирилла
В Госдуме прошли парламентские слушания о религиозном законодательстве
04.06.2004
В ожидании Собора
Путин с удовольствием поучаствовал в процессе объединения двух Церквей
03.06.2004
Время собирать камни
Визит Митрополита Лавра в Россию показал, что единство Русской Церкви неизбежно
26.05.2004
Албанцы переписывают историю
Именно поэтому они с таким упорством разрушают сербские православные храмы, считает священник Савва (Янич), пресс-секретарь Рашско-Призренской епархии
07.04.2004
Петля для "великого гуру"
В Японии завершился суд над лидером секты "Аум Синрике"
01.03.2004
Все статьи Даниил Щипков
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27