itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как распинали Христа

Фильм Мела Гибсона вызвал нездоровый и потому массовый интерес

Общество 
0
186
Время на чтение 4 минуты
В среду вечером в кинотеатрах США прошла премьера самого скандального фильма со времен "Последнего искушения Христа" - "Страсти Христовы", снятого знаменитым актером и режиссером Мелом Гибсоном. Как и следовало ожидать, шумные акции протестующих против опасного зрелища только подлили масла в огонь: залы переполнены, билеты раскуплены.

У нас этот фильм должен выйти в апреле. Печальный опыт реакции Православной церкви на показ по НТВ картины Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" несколько лет назад заставляет опасаться новых цензорских искушений. Тем более что на этот раз задетыми почувствовали себя влиятельные еврейские религиозные и общественные организации: еще почти никем не виденный фильм обвиняют если не в прямом антисемитизме, то во всяком случае - в способности провоцировать антисемитские настроения. До просмотра трудно судить, в какой мере это так. Сошлюсь на первую реакцию в странах, где фильм уже на экранах.

Одна из причин столь ожесточенных нападок на фильм, полагают некоторые авторы, - как ни странно, в его эмоциональной мощи. Будь сцены страданий Христа менее выразительными, все бы приняли картину просто как еще одну экранизацию евангельского мифа. Но, судя по отзывам первых зрителей фильма, Мел Гибсон сделал его во всеоружии современных подходов к кинематографу, где уже не существуют прежние табу, и показ сцен, мучительных для зрительского восприятия, стал нормой.

Библия - не более чем книга, написанная смертными, она отражает субъективный взгляд конкретных авторов.
127-минутная лента, снятая на латинском и арамейском мертвых языках с живыми английскими субтитрами, вобрала последние 12 часов жизни Христа; прямой сюжет его восхождения на Голгофу перебивается ретроспективными эпизодами, живописующими рождение Христа, его отношения с Марией Магдалиной (Моника Белуччи), его приход в Иерусалим, Нагорную проповедь, тайную вечерю... При этом Мел Гибсон решительно отказался от сладенькой традиции прежних фильмов о Христе, которые скорее усыпляли аудиторию, чем ее волновали, сильно напоминая воскресную проповедь для детворы. Христос и его ученики в таких фильмах, пишет критик Роджер Эберт из "Чикаго трибюн", всегда были преувеличенно опрятны и походили на бизнесменов из "среднего класса".

А у Гибсона зритель видит изможденного, затравленного человека, которого избивают, унижают и пытают самым зверским образом. Эта финальная сцена "Страстей Христовых", которая длится добрый час, детворе категорически противопоказана - отроки будут травмированы, что особенно беспокоит многих рецензентов. Сцены забивания гвоздей в руки и ноги распятого даны с предельным натурализмом, его правый глаз опух и не видит, из-под тернового венца сочится кровь, на груди повисли лохмотья кожи. "К концу фильма Христа уже не узнать: перед нами бесформенная масса окровавленной плоти, воющая от боли", - описывает свои впечатления один из критиков. Роджер Эберт утверждает, что это самый жестокий из когда-либо виденных им фильмов.

"Гибсон сделал угнетающе болезненное зрелище, которое к финалу полностью подавляет психику зрителей, - писала "Нью-Йорк таймс" в день премьеры 25 февраля. - Это крайне грустно - смотреть фильм, снятый с такой безусловной верой в Бога, но и с таким минимальным почтением к нему". Автор статьи не видит принципиальной разницы между средствами, которые использовал Гибсон в фильме о Христе, и приемами Квентина Тарантино в его недавнем кровавом триллере "Убить Билла", и находит забавным, если критики, дружно клеймившие Тарантино, станут петь дифирамбы "Страстям Христовым".
Как все было на самом деле? Кто и как распял Христа? Этими вопросами теперь полнятся страницы западных изданий. Папа Иоанн Павел II, которому картину показали в числе первых, ее как бы освятил, подтвердив, что "все так и было". Что по отношению к мифу звучит достаточно забавно. По этому поводу журнал Newsweek в огромной статье, посвященной фильму Гибсона, резонно напоминает, что вопреки представлениям миллионов верующих, Библия - не более чем книга, написанная смертными, она отражает субъективный взгляд конкретных авторов в конкретное время при конкретных обстоятельствах и не может считаться документацией исторических событий. Понимать ее буквально - значит понимать заведомо ошибочно. Как ошибочно расширять определенную группу евреев - гонителей Христа - до масштабов всего еврейского народа.

Кто же виноват? Историки говорят: Римская империя. Теологи утверждают: грехи человеческие. Католическая церковь возлагает ответственность за терзания Христа на самих христиан. Более сорока лет назад Ватикан окончательно "отменил" тезис о вечном преступлении евреев перед Богом и людьми. Фильм Гибсона, опасаются нынешние еврейские лидеры, может эту идею реанимировать. Сам Мел Гибсон это энергично отрицает: "Я совсем не хочу линчевать евреев, - заявил он в интервью католическому радио за месяц до премьеры. - Я люблю их. Я молюсь за них. Румынская актриса Майя Моргенштерн, играющая Деву Марию, - чистокровная еврейка, ее родители пострадали от холокоста, она бы не стала принимать участие в антисемитском шабаше!".

Чтобы лучше понять позицию Гибсона, надо вспомнить о том, что это ярый католик ультраконсервативных взглядов, категорически не принимающий нововведений вроде чтения молитв на современных языках. Он не ест мяса по пятницам, строго блюдет запреты и обряды, на которых вырос и воспитан, и утверждает, что съемками его картины руководил непосредственно Дух Святой. Раны Христа, по свидетельству исполнившего эту роль 35-летнего Джеймса Кэвизеля, он воспринимает как собственные. Вероятно, это почти фанатическое восприятие Евангелия подвигло Гибсона на столь болезненные формы его воплощения. И возник, по мнению видевших фильм наблюдателей, занятный парадокс: тезис "он умер за наши грехи", обычно воспринимаемый как морализующая абстракция, в фильме предстал кошмарно реальным, катарсиса - очищения страданием - нет и не предвидится. Измученная зрелищем аудитория в силу физиологической невыносимости происходящего жаждет, чтобы пытки скорее прекратились, - хотя это обессмыслило бы Искупление как одно из базовых понятий теологии, религия лишилась бы своей главной опоры.

"Страсти Христовы" были сняты в Италии всего за 25 миллионов, субсидированных самим Гибсоном. Съемки шли зимой, когда, рассказывает Джеймс Кэвизель, было мучительно холодно. На гримирование Христа уходило по восемь часов, а потом Кэвизель всю смену не мог присесть, потому что был распят на кресте. К спине актера привязали доску, чтобы избивающие Христа римские легионеры его не поранили, но они, конечно же, промахивались, и солдатские хлысты вонзались не в мифологическую, а вполне реальную кожу. Во время съемки эпизода Нагорной проповеди при полном штиле в Христа вдруг попала молния, тело Кэвизеля окуталось призрачным светом, и он едва не ослеп от сияния. Все это можно было принять за знамения, хотя никто не взялся бы точно определить, одобряли небеса эту инициативу Гибсона или осуждали. Тут все зависит от чисто конкретной точки зрения.

Ясно одно: по извращенным законам шоу-бизнеса, скандал пойдет фильму только на пользу. Чем больше будет протестов, тем больше зрителей захотят составить об очередном Христовом искушении собственное мнение. А если дело дойдет - а оно может дойти - до запретов, то это будет настоящим праздником для видеопиратов: они уж точно внесут распятого Христа в каждый дом, причем за весьма приличное вознаграждение.

Это будет тот редкий случай, когда массовый зритель хлынет смотреть кино, снятое фанатически верующим человеком совсем не для развлечения
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Кичин
При своих
Главный приз XXVI Московского кинофестиваля получил российский фильм "Свои"
28.06.2004
Гибрид мессы с триллером
Фильм-убийца уже на наших экранах
08.04.2004
Цепь времен и псы истории
На экраны вышел фильм Глеба Панфилова о семье Романовых
01.05.2002
Все статьи В. Кичин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии