ГОД ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ

28 января 2004 года в рамках XII международных Рождественских образовательных чтений в московском Свято-Даниловом монастыре прошла конференция "Церковь и государство в России и в мире".
В конференции принял участие представитель РОМИР-Мониторинг Александр Музафаров, выступивший с докладом "Год православной России", основанном на результатах исследований РОМИР-Мониторинг в 2003 году.
В формировании общественного мнения граждан России наряду с прочими мировоззренческими парадигмами немалую роль играет религиозное сознание. В продолжение ряда лет компания РОМИР-Мониторинг проводит исследования, посвященные отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. В 2003 году помимо стандартного набора вопросов, повторяющегося с 1999 года, участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, посвященных годовому кругу православной жизни - соблюдению постов, отмечанию церковных праздников.
Исследование проводилось по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (репрезентируемые параметры - пол, возраст, тип населенного пункта, федеральный округ). Объем выборки - 1500 респондентов.

1. Вероисповедание
Респондентам был задан вопрос: "Какую религию Вы исповедуете?" (%)
Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.

2. Частота посещения религиозных служб.
Респондентам был задан вопрос: "Как часто Вы посещаете религиозные службы?" (%).
Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.
Представленные на диаграмме результаты опроса показывают, что большинство верующих, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужения несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был "Только на Рожество и Пасху", то в настоящее время, пик ответов приходится на следующее значение шкалы - "несколько раз в год".

3. Важность религии
Респондентам был задан вопрос: "Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 - "совсем не важна", а 5 - "очень важна"" (%).
Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.
Таким образом, большинство верующих респондентов считает религию важной частью своей жизни.

4. Религиозные Догмы
Респондентам был задан вопрос: "Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны" (%). Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%.
Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1), далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%.
Респондентам был задан вопрос: "Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 - "совсем не верю", а 5 - "очень верю"" (%).
Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей.

5. Отношение к Церкви
Как показали результаты исследования, респонденты часто склонны соотносить себя с религиознным исповеданием (Православием) иногда не разделяя догматов и редко посещая богослужения. Что же побуждает людей декларировать свою принадлежность к религии? По-видимому, одной из причин является высокий авторитет Русской Православной Церкви в российском общественном мнении. Как показывают результаты исследования (см. ниже), Церкви в той или иной степени доверяют 73% опрошенных. Рейтинг доверия крупнейшей религиозной организации страны уступает только рейтингу Президента РФ.
Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной Церкви?" Ответы на него распределились следующим образом:

ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

1. Общее отношение к постам
Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?" Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: "Как Вы считаете, в чем основной смысл поста?" Ответы на него распределились следующим образом:

2. Великий пост
Респондентам был задан вопрос: "Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?" Ответы на него распределились следующим образом:

3. Светлое Христово Воскресение. Пасха
Респондентам был задан вопрос: "Будете ли Вы или члены Вашей семьи освящать в церкви пасху, куличи, яйца?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?" Ответы на него распределились следующим образом:

4. Братские могилы
Респондентам был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что в последнее время на братских могилах советских воинов, погибших в 1941 - 1945 гг. и воинских кладбищах в качестве памятников стали сооружать православные часовни и церкви?" Ответы на него распределились следующим образом:
5. Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского
Респондентам был задан вопрос: "100 лет назад, 1 августа 1903 года был канонизирован преподобный Серафим Саровский. Как бы Вы оценили роль этого человека в истории России?" Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: "Хотели бы Вы присутствовать в Дивеево в день столетия со дня канонизации преподобного Серафима?" Ответы на него распределились следующим образом:

6. Преображение Господне
Респондентам был задан вопрос: "19 августа Русская Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня. Намерены ли Вы посетить в этот день церковное богослужение?" Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: "Какое народное название имеет этот праздник?" Ответы на него распределились следующим образом:

7. Рождество
Респондентам был задан вопрос: "Когда Вы отмечаете Рождество?" Ответы на него распределились следующим образом:
Заключение
Результаты исследования позволяют выделить устойчивую группу респондентов, численностью от 20% до 25%, которые не только считают себя православными, но и имеют представление о догматах своей религии, стремятся соблюдать посты и относительно регулярно (не реже раза в месяц) посещают храмы. Следует отметить рост численности данной группы по сравнению с 1999 годом, когда по результатам исследования РОМИР она составляла 14% - 16%. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить об определенном росте уровня религиозности граждан России.
По материалам исследований РОМИР-Мониторинг
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Музафаров:
Западный рубеж Империи
На Аландских островах хранят память о России
27.08.2013
Он первым взял Берлин
Размышления у заброшенной могилы генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева
22.02.2013
Уроки «Норд-Оста»
С момента одного из самых крупных терактов в истории России прошло ровно десять лет
26.10.2012
«Мы - не ветви сухие России...»
О встрече с Т.В. Муромцевой-Саарбековой, внучкой первого председателя I Государственной Думы
23.10.2012
Все статьи автора