Поверить в Пер Ноэля

Общество 
0
123
Время на чтение 3 минуты
Каждый год повторяется одна и та же история: олени, сани, большой и теплый красный плащ. Одна и та же церемония - башмаки перед камином, стакан молока (или рома?) и печенье. Одни и же милые несообразности. Как ему, с его животиком, удается пролезть через трубу? Как он ухитряется вылезти из нее, не испачкавшись в саже? И что он делает, если в доме нет трубы? Родители всегда находят какое-нибудь объяснение, а дети соглашаются в него поверить. Потом они засыпают, свалившись с ног от усталости и нетерпения. В очередной раз не увидев, как "он" оставляет для них подарки.

Малыши становятся взрослыми, а эта история все равно продолжается каждый год. У Пер Ноэля трудная жизнь? Или, наоборот, он никогда себя так хорошо не чувствовал? Конечно, все это благодаря рыночной экономике с ее витринами и службами сервиса, с ее невзаправдашними Пер Ноэлями с ватными бородами, стоящими у дверей больших магазинов. Но, наверное, это все-таки прежде всего заслуга родителей, которые - несмотря ни на что - продолжают верить в достоинства этого сверхъестественного существа.

"Пер Ноэль - это прекрасный родитель, это персонаж, который защищает детей от дурного влияния взрослых", - считает психоаналитик Жильбер Дяткин. Ученый напоминает одно из преданий о святом Николае, согласно которой "он спас трех маленьких девочек от рабства - иначе говоря, от проституции, - положив утром им на окно золотое яблоко".

Святой Николай - символ защиты детей от педофилии? Как бы то ни было, понятно, что Пер Ноэль многим ему обязан, хотя он напоминает и другие персонажи, родившиеся в средневековую эпоху, а то и пришедшие к нам из греческой мифологии.

Превращение этого святого (культ которого не имел себе равных в Средние века) в Пер Ноэля состоялось в США в начале XIX века. В 1809 году появился исторический роман о происхождении города Нью-Йорка. В нем рассказывалось о затонувшем в гавани голландском корабле с деревянной статуей святого Николая на носу. Согласно легенде, святой Николай, явившись во сне одному из моряков, попросил его основать на этом месте город, который он будет навещать каждый год, раздавая детям подарки.

В 1823 году в газете штата Нью-Йорк была опубликована поэма "Ночь перед Рождеством", которую лютеранский пастор, преподобный Мур, написал для своих детей. В ней святой епископ Николай предстает в образе старого веселого эльфа. Путешествуя в санях, запряженных оленями, он останавливается у дома священника, проникает в него через каминную трубу и кладет в башмачки к детям подарки, которые разносит в большом мешке. Этот персонаж под именем Санта-Клаус завоевывает воображение миллионов детей.

Потом родился Пер Ноэль. Оставалось лишь нарядить его в 30-е годы в его традиционный красно-белый наряд - под цвета марки "Кока-Колы".

Кто помнит сегодня, что в 1951 году в Дижоне куклу Пер Ноэля сожгли на пороге собора священники, боявшиеся проникновения "язычества" в умы людей? Но теперь Пер Ноэль во Франции, как и во множестве других стран, чувствует себя как дома. Малыши начинают ждать его прихода за несколько недель, а взрослые пользуются этим, чтобы вспомнить собственное детство, предаваясь ностальгии.

О Рождестве остались самые радостные воспоминания? Родители постараются передать вкус праздника следующему поколению. Праздники проходили грустно, в атмосфере конфликтов? Взрослые сделают все, чтобы на этот раз все было хорошо. Во всех или почти во всех семьях (ибо есть родители, которые, чтобы не "лгать", предпочитают никогда не приглашать его под елку) добрый дедушка с белой бородой будет желанным гостем. Конечно, все это делается "ради детей": им легче обещать счастье, чем самому себе, ведь манна небесная, изобильная и бесплатная, может исходить только от доброй и оберегающей силы, на которую взрослый человек разучился рассчитывать.

Посмотреть на спектакль глазами ребенка, восхититься тем, как восхищается он... Какой отец, какая мать не пользовались такой возможностью? "Миф о Пер Ноэле родители поддерживают наравне с детьми. Когда действует вера, каждый оказывается занят в общей мизансцене", - замечает Жильбер Дяткин, по мнению которого этот миф функционирует как "транзиционный" феномен.

Понятие "транзиционный объект", введенное в оборот полвека назад британским детским психоаналитиком Дональдом Уинникоттом, обозначает всякий материальный предмет (плюшевого мишку, соску), которому грудной ребенок придает особую аффективную ценность и который позволяет смягчить шок от временного расставания с матерью.

Маленький ребенок может бросить своего мишку на пол, потом поднять его и снова бросить, словно проверяя, может ли он без него обойтись. И то, что Пер Ноэль приходит к нему раз в году, позволяет ему спокойно жить все остальное время, не особенно задумываясь, верит он в него или нет.

А когда он действительно перестает в него верить? Тогда ему остается лишь осознать, что он уже вырос. Обычно от этого сознания он испытывает гордость, но при этом уважает - как и взрослые - веру младших детей. Что, впрочем, не мешает подросшему ребенку искать способы возместить потерю.

"Поняв, что Пер Ноэля не существует, одни дети начинают придумывать самые разные теории, чтобы придать ему хоть какие-то черты реальности; другие продолжают мысленно вспоминать о нем, рассказывать себе истории о нем, особенно под Рождество", - отмечает психолог Вероника Пьятон-Алле, недавно выпустившая целый научный труд, посвященный волшебному старику. Он составлен на основе опроса 15 семей, имеющих детей в возрасте около 10 лет.

В своей книге Вероника приводит слова Марианны, которая, когда была совсем маленькой, верила, что Пер Ноэль бессмертен, что он "все видит и все слышит". Теперь Марианна в это уже не верит. Но на вопрос о том, кто, по ее мнению, выдумал этого волшебника, она уверенно отвечает: "Пер Ноэль сам себя выдумал".
Катрин Венсан
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17