Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Христианские принципы в рекламных целях?

Ирина  Ротова, Накануне.ru

16.12.2003


Православная церковь и реклама …

Екатеринбургская епархия вновь оказалась в центре рекламного скандала. На этот раз священнослужителям не понравилась реклама сети магазинов "Лидер". Епархия выразила протест против "сексуальной" Снегорочки, "скабрезного" изображения Деда Мороза и презервативов. По мнению священников, "проект исполнен пошлости и скабреза, оскорбления этического и эстетического вкуса горожан, особенно верующих". Такие плакаты вызывают у детей "преждевременный интерес к вопросам половой сферы, развращая тем самым их невинные души".

Причем, только словами священнослужители не ограничились. В магазин "Лидер" было направленно специальное обращение, суть которого больше похоже на угрозу. "Епархия не станет удерживать православных верующих, а также свою собственную совесть, от действий, направленных на избавление тех районов, где мы проживаем, от указанной рекламы. Пожалуйста, не провоцируйте общественного конфликта".

В самом магазине к посланию отнеслись спокойно. Руководство коммерческой организации уверено, что Епархия не имеет право вмешиваться в деятельность юридических лиц. Ее удел - проповедовать Слово Божие. В торговой структуре утверждают, что вся реклама подлежит согласованию с монопольщиками, а последние никаких претензий к рекламе магазина "Лидер" пока не высказали.

Есть у руководства торговой сети еще один аргумент. Как заявили в "Лидере", с христианской точки зрения влечение полов является благословлением Бога. Книга "Песнь песней" - это своего рода эротический рассказ, где женское тело воспевается довольно откровенным языком. Наказ Бога после сотворения "плодитесь и размножайтесь" конкретно указывает на Создателя сексуальных отношений между полами.

А что касается угроз, то православие никогда не одобряло насилие и хулиганство, подобные действия противоречат духу христианства и здравому смыслу. Уверенное в своей правоте руководство торговой сети направило обращение в Московскую Епархию с просьбой вмешаться в конфликт в качестве третейского судьи.

Екатеринбургская Епархия давно прослыла борцом за чистоту отечественной рекламы. Вспомнить хотя бы две шумные рекламные кампании, в которых использовались видеоролики с образами священнослужителей. Первый ролик представлял собой рекламу магазина "Кардинал", и в нем группа актеров в карнавальных костюмах "кардиналов" следовала в одноименный магазин. Второй ролик рекламировал пиво "1-е уральское", и в нем священник пил пиво и пел песни, восхваляющие напиток этой марки.

Представители Церкви категорически осудили эти видеоролики. "Реклама с участием представителей священной власти - это десакрализация этой власти", - заявил тогда Протоиерей Екатеринбургской епархии Владимир Зязев. По словам священнослужителя, даже несмотря на то, что ролик использует образ представителя католической Церкви, Православная тоже может пострадать. Но возмущались тогда только православные. Реакция на использование образов католических священнослужителей, как ни странно, была воспринята спокойно самими католиками Екатеринбурга. По мнению католического священнослужителя, реклама "Кардинала" не может обидеть верующих. За рубежом довольно распространено использование образов священнослужителей, и все, что связано с Церковью, в рекламных роликах.

Так дело тогда и замяли. Рекламные ролики продолжали выходить, а православные успокоились. Поразмыслив, священнослужители решили спустить дело на тормозах, тем паче, что им как-то не с руки выступать против использования представителей священной власти в рекламе после того, как сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II снялся в рекламе крупнейшей российской нефтяной компании "Лукойл". В 25-секундном рекламном ролике Патриарх был заснят перед одной из церквей в окружении руководства "Лукойла", включая ее президента Вагита Аликперова. Затем Алексий II был показан крупным планом один на фоне позолоченного иконостаса. "Мы благодарны "Лукойлу" за его поддержку многих проектов Русской православной церкви, направленных на восстановление и возрождение того, что было разрушено в прошлом, в годы богоборчества, когда уничтожалась наша историческая память", - сказал Патриарх. При этом на экране появлялись буквы: "Десять лет "Лукойлу". На благо России". Ролик с участием Патриарха стал последним звеном в посвященной 10-летию нефтяного гиганта телевизионной рекламе, в которой ранее участвовал целый ряд видных российских политиков, спортсменов, представителей мира искусства.

Выборочное отношение церкви как общественного института к нравственным канонам прослеживается, кстати, со стародавних времен. Помните знаменитые индульгенции? Заплатил деньги и ты безгрешен. Сейчас надобность в отпущении грехов отпала, но благословление Церкви по-прежнему котируется. В Храме Христа Спасителя можно увидеть мраморные доски с "пофирменными" и поименными списками жертвователей на его восстановление. Подобное никогда не было принято при постройке храмов на народные пожертвования. Однако говорят, что крупные коммерческие структуры и некоторые частные лица поставили это своим условием и пригрозили не дать ни копейки, если их имена не будут увековечены в камне.

Новые времена - новые нравы. Но и сейчас Православная Церковь не только поддерживает одни коммерческие структуры и критикует другие, но играет и на политическом поле. Накануне голосования по выборам в Государственную Думу Епископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий открыто поддержал одного из кандидатов в депутаты скандально известного Евгения Ройзмана, уже бывшего президента Фонда "Город без наркотиков". То, что правоохранительные органы давно интересуются не совсем законными методами лечения наркоманов в Фонде, Викентия не смутило. Но, в конце концов, дело это спорное. Ибо в обществе так и нет однозначного отношения к антинаркотическому екатеринбургскому фронту, созданному неоднозначными фигурами города и использующему неоднозначные методы, но действующему более эффективно, чем сонмы наркологов, психологов, самих правоохранителей и общественников, согласующих свои действия с ними.

Гораздо более любопытный и громкий политико-православный скандал произошел еще раньше. Екатеринбургская Епархия выступила против открытия клуба "Клон". По мнению молодых православных студентов, в этом клубе тусовались "голубые". Молодые верующие возмущались против извращения вообще, и в частности против того, что "Клон" расположен в здании "Рубина", на месте снесенной в 1930 году Церкви Сошествия Святого Духа. Обвиняла Епархия во всех греха мэрию Екатеринбурга, которая и дала разрешение на открытие клуба. Многочисленные пикеты и акции протеста православных студентов проходили на фоне уже развернувшейся кампании по выборам губернатора Свердловской области. "Гей-клуб" закрыли, на его месте открыли новый, собираются ли там сейчас люди нетрадиционной сексуальной ориентации, уже не важно. Выборы губернатора Свердловской области закончились.

Церковь у нас отделена от государства. И можно понять возмущение представителей коммерческих структур, когда православные священники учат, что можно показывать, а что нет. Но, согласитесь, что обществу нашему сегодня в еще большей степени, нежели коммерческой свободы, не хватает некого нравственного цензора. Надеяться на властные структуры в этом сымсле вряд ли приходится. В любых чиновничьих кабинетах все давно решается за определенную плату.

Хочется верить, что во всех этих конфликтах Православная Церковь преследует одну цель - заботу о нравственном здоровьи населения. Но с каждым разом в это верится все труднее и труднее. Если уж взялась Екатеринбургская Епархия бороться с неблаговидной рекламой, то хотелось бы видеть последовательность и благородство в этих деяниях.

Разве мало у нас показывают голых женских тел, рекламирующих, например, кофе по телевидению? Что у нас мало ночных клубов, где собираются трансвеститы, розовые, голубые и прочие цветные? А то получается, как в той русской народной сказке. Мальчика попросили посторожить стадо овец, когда пастухи ушли, мальчик стал кричать: "Волки! Волки!". Пастухи вернулись, а никаких волков нет. Так несколько раз. А когда на стадо напали настоящие волки, кричащему мальчику уже никто не поверил. Очень хочется думать, что наша православная церковь не превратится в того кричащего мальчика, которому уже никто не верит.

А гадости, мерзости, подмены понятий, всеобщей какой-то гадливо грязноватой пошлости в нашей жизни более чем хватает. И, если наши отцы православной церкви, созданные при ней общественные институты смогут реально повлиять на эти посведневные мерзости, сделать чище и нравственней территорию обитания человеческих существ, то честь им и хвала. Остается лишь надеяться, что все перечисленные примеры не частный случай нравственной битвы с отдельно взятыми коммерческими структурами, выбранными по исключительно прагматичным принципам, а часть широкой кампании нашей церкви с антихристианскими проявлениями жизни.

15 декабря 2003 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме