Крестом и гитарой

Русский рок в поисках Бога

Общество 
0
125
Время на чтение 4 минуты
В конце октября группа "Алиса" отметила свое 20-летие выпуском нового альбома "Сейчас позднее, чем ты думаешь". Альбом полностью состоит из песен религиозно-патриотического содержания, отражающих нынешнее мировоззрение лидера группы Константина Кинчева. В связи с этим событием уместно поразмышлять о судьбах русского рока как, пожалуй, самого богоискательского направления в современном искусстве нашей страны.


Рок-музыка всегда была тесно связана с религией. В нашем отечестве эта связь ощущалась, быть может, острее, чем на Западе. Отчасти потому, что оба эти явления в советское время преследовались властями и волей судьбы оказались в одном идеологическом стане оппонентов коммунистического режима.

В начале 1990-х годов их пути значительно разошлись. Конечно, большинство российских рок-музыкантов продолжали религиозный поиск, о чем свидетельствуют их произведения. Однако именно богоискательство (интерес к европейскому мистицизму, дальневосточным религиям) наших рок-музыкантов вызывало недовольство православного духовенства. В свою очередь, и музыканты с недоверием отнеслись к возрождению "ура-патриотических" тенденций русского православия.

С середины 1990-х годов ситуация стала постепенно меняться. В телепередаче Диброва "Антропология" частым гостем стал известный московский режиссер Иван Охлобыстин, говоривший о своей церковности и о желании нести веру друзьям рок-музыкантам. Все чаще в своих интервью лидер группы "Алиса" Константин Кинчев подчеркивал, что он православный. К 2000 году православие среди рокеров стало весьма популярно. О принадлежности к "самой традиционной конфессии" заговорили и Юрий Шевчук - солист группы Д.Д.Т., и Гарик Сукачев из "Неприкасаемых". Даже металлическая группа "Ария", знаменитая когда-то своим хитом "Антихрист", стала петь такие "программные" вещи, как "Небо тебя найдет". В одном из интервью гитарист группы Владимир Холстинин сокрушался, что в группе он один остался неверующий.

Константин Кинчев и его группа "Алиса", безусловно, лидируют в проповеди православия языком рок-музыки. Новый альбом группы "Сейчас позднее, чем ты думаешь" по уровню "православности" перекрывает, пожалуй, все, что в российском роке появилось за последние годы.

Однако новые творения Кинчева вызывают смешанные чувства. С одной стороны, артист, вероятно, глубоко понял и прочувствовал православную духовность. С другой - прямое упоминание православных символов практически во всех песнях нового альбома "Алисы" выглядит весьма навязчиво. Замечательно, когда вера охватывает поэта целиком и полностью. Но творческий человек на то и носит "звание" творца, что может глубоко выразить свою веру и при этом не скатиться в проповедь и нравоучения. Рок-музыка - явление очень свободное. Поэтому любое занудство, зацикленность на букве в ущерб духу выглядит просто нелепо.

В конце 1980-х годов в православие обратился Борис Гребенщиков - другая "культовая фигура" отечественного рока. Известно, что он совершил паломничество в Оптину пустынь, а будучи на Соловках подвиг многих своих поклонников креститься. В тот период группа "Аквариум" была на пике своей популярности. А ее легендарный лидер тогда создал, быть может, лучшие свои песни. В некоторых из них религиозная тематика упоминается напрямую ("Серебро Господа", "Мальчик", "О лебеде исчезнувшем", "Боже, храни полярников"). В некоторых религиозные символы зашифрованы, как в притче ("Хозяин", "Рыба"). Быть может, этой мягкости, ненавязчивости религиозного в поэзии Б.Г. способствует его недогматический подход к вере. Параллельно с Евангелием он читал сочинения китайских философов, которые учат видеть проявления истинного бытия во всех вещах нашего текучего и изменчивого мира. Именно поэтому, наверное, Гребенщиков и умеет петь о Боге, не опошляя свои песни упоминанием имени Божьего всуе. Когда, подобно древним христианам, Б.Г. поет о Спасителе как о "рыбе, что плавает быстрее всех", чувство благоговейного отношения к святыне не нарушается.

В песнях же Кинчева смущает то, что православие предстает некой "русской религией". В ряде его песен патриотизм оборачивается нетерпимостью. В песне "Небо славян" "в ответ инородцам кольчугой звенит русская речь". В альбомной версии последний припев данной песни тонет в ритмичном топоте солдатских сапог. За смесью из "русскости" и "внешнего благолепия" теряется универсальный характер христианства.

Помнится, еще в 1987 году в Ленинграде на знаменитом скандальном концерте в ДК "Юбилейный" Кинчев посвятил песню "Компромисс" "иностранным гостям, ментам и прочим гадам". Видимо, "старое вино" агрессии, всегда сопутствовавшее имиджу "Алисы", сейчас успешно разливается в новые, русско-православные мехи.

На официальном сайте "Алисы" я видел послание Кинчеву от ребят из Татарстана, которые спрашивали, может ли Кинчев теперь адресовать свою давнюю песню "Мы вместе" и им - мусульманам. Кинчев жестко ответил - нет. Судя по его последним высказываниям, он категорически отвергает любую духовность, кроме православной.

Да, конечно, нужно сохранять границы своей веры, не смешивать ее с чужими учениями. Однако это не отрицает терпимого и уважительного отношения к чужим воззрениям. Не теряя своей уникальности, можно проникнуть в чужую духовную культуру, почувствовать ее вкус, как это происходит во многих песнях Гребенщикова. Интересно, что в своем прежнем творчестве Кинчев тоже был способен на такое "культурное визионерство"(например, песня "Лодка").

В середине 1990-х годов Гребенщиков часто летал в Непал к буддийским монахам. А сейчас, возвращаясь из Индии, где он практикует йогу и изучает традиционную индийскую музыку, Б.Г. ставит свечи в православных храмах. На вышедшем в нынешнем году диске "Песни рыбака" (кстати, Кинчев оценивает этот диск очень высоко) есть произведение "Туман над Янцзы". Там встречаются строки: "А я все пою, и все вокруг Бог, я сам себе суфий и сам себе йог. В сердце печать неизбывной красы, а в голове туман над Янцзы".

И хочется верить, что любовь к миру, созерцательность, "право на одиночество" в русском роке все-таки окажутся более стойкими, чем новомодные стадные веяния.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ветюков
Крестом и гитарой
Русский рок в поисках Бога
19.11.2003
Все статьи Владимир Ветюков
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27