"Изюминкой" всех без исключения телерепортажей были бои полиции с антиглобалистами.
Ничего удивительного в этом, кстати, нет. Любой более или менее значимый международный форум в последние годы проходит по похожему сценарию. Лидеры государств уединяются в залах для переговоров, а на улицах городов, которым выпало несчастье принимать саммит или конференцию, разворачиваются бои местного значения.
Действующие лица всегда одни и те же.
С одной стороны - вооруженные с головы до ног полицейские (жандармы, карабинеры), отбивающие натиск штурмующих с помощью пластиковых щитов, резиновых пуль и слезоточивого газа. Изредка - пуль настоящих, как в той же Италии, в Генуе, когда во время саммита "большой восьмерки" был убит молодой антиглобалист по имени Карло.
Карло хотел бросить в полицейского чем-то тяжелым, но страж порядка опередил парня и успел нажать на спусковой крючок. Скандал вспыхнул грандиозный. Полицейского в итоге оправдали, но итальянские власти с тех пор следят за тем, чтобы на подавление уличных беспорядков выходили стражи порядка, в арсенале которых нет боевых патронов.
С противоположной стороны в схватки на улицах западных городов вступают молодые (а порой и не очень молодые) люди с длинными волосами, в рваных джинсах, неопрятные и неухоженные. Часто, но не всегда они выкрикивают левые и ультралевые лозунги, носят майки и кепки с портретом Эрнесто Че Гевары, а иногда (гораздо реже) - Ленина, Маркса или Троцкого.
Все они ненавидят капитализм, отвергают то самое постиндустриальное общество, которое возникло на наших глазах и одной из характеристик которого является та самая пресловутая "глобализация" - стирание национальных и государственных барьеров, универсализация.
Но для бунтовавших в Риме парней и девушек глобализация - это воплощение мирового зла. Квинтэссенция ненавистного капитализма (империализма). С ней они будут вести беспощадную и бескомпромиссную борьбу - на каждом саммите, на каждой конференции, на улицах любой европейской или неевропейской столицы.
Нам, в России, кажется, что антиглобалисты - это явление западное. У нас они пока еще не бесновались, витрины магазинов и ресторанов не били, автомобили не поджигали, не закидывали милиционеров камнями и бутылками с зажигательной смесью. Но это до поры до времени.
Антиглобалисты неизбежно придут в Россию. Пока им еще трудно проникнуть к нам, по другую сторону визового "железного занавеса", воздвигнутого предусмотрительной Европой. Но рано или поздно визы все равно отменят. И граждане Франции, Германии, Италии, Швейцарии смогут приезжать в Москву и Санкт-Петербург свободно. Брать билет на самолет и лететь.
И встречаться со своими российскими единомышленниками, которые к тому времени неизбежно появятся - в огромных количествах. И совместно готовить громкие акции - по случаю проведения в Москве или в Питере саммита "восьмерки" или по поводу приезда в Россию "главного империалиста" - президента Соединенных Штатов (к тому времени скорее всего уже не Джорджа Буша).
Так что никуда мы не денемся от антиглобалистов. И готовиться к решению проблемы надо уже сейчас - изучая удачный (и не совсем удачный) опыт итальянцев, французов, немцев, американцев. Наших соседей по планете, подвергшейся нашествию глобализации.
Для одних - пагубному нашествию, для других - спасительному.
А вы пошли бы в антиглобалисты?
Михаил БАРЩЕВСКИЙ, полномочный представитель правительства России в Конституционном суде и Высшем арбитражном суде РФ:
- Нет. Я всегда ставлю перед собой только реалистические задачи. В истории цивилизации уже были подобные движения - уничтожали баранов, станки... Время показало, что развитие цивилизации - это объективный процесс, и борьба с ним - дело совершенно безнадежное. Хотя и заманчивое.
Константин ФЕОКТИСТОВ, летчик-космонавт:
- Я бы не пошел. Мир становится все более единым, и выступать против этого бессмысленно. Когда я вижу гигантское количество людей, которые ездят по миру и устраивают акции протеста, у меня возникает вопрос: на чьи деньги это делается?
Марк УРНОВ, председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза":
- Не пошел бы. Слишком уж это движение связано с коммунистами и с утопическими идеологиями. Методы отстаивания своей национальной и экономической специфики и способы противостояния естественным несправедливостям, которые несет сегодняшний мир, антиглобалистами выбираются неадекватно.
Валерий МИРОНОВ, Герой Советского Союза, завотделом военной и внешнеполитической безопасности Института проблем международной безопасности РАН:
- Идти в антиглобалисты - это все равно что делать кое-что против ветра, уж извините за сравнение. Но я бы пошел. Я не считаю, что процесс глобализации однозначно ведет к прогрессу. Размываются национальные интересы многих стран. Опросы общественного мнения говорят, что и развитые страны не всегда выступают за объединение. Большинство жителей Великобритании не поддерживают принятия единой конституции Евросоюза. По их мнению, это приведет к потере национального лица.
Даниил ИВАНОВ, программист, член Клуба "Известий", Санкт-Петербург:
- Не пошел бы. Ни идейно, ни по методам борьбы они мне не близки. Это - левый фланг, а мне ближе праволиберальные идеи. И вообще я не люблю массовой истерии. Тем более когда ничего конструктивного за гневными лозунгами, стычками с полицией и самодовольством: "Вот как они нас боятся!" - фактически не стоит. Нельзя же быть "против", не предлагая ничего "за".
Алексей АРБАТОВ, член комитета "Россия в объединенной Европе":
- Выступать против глобализма - это все равно что требовать закрыть Америку или отменить колесо. Глобализация - объективное явление, и, как любое подобное явление, оно несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Сейчас цивилизация достаточно развита, чтобы не бороться с глобализацией, а уменьшить ее негативные проявления - эпидемии, терроризм, международное отмывание денег, распространение наркотиков. А с другой стороны - использовать такие положительные моменты, как свободное распространение информации, открытые границы.
Афанасий МАМЕДОВ, писатель, член Клуба "Известий", Москва:
- Я бы предпочел невмешательство. Может, какая-то польза от антиглобалистов и была бы - в том плане, что нельзя же вовсе без инакомыслия, - если бы не их дикая агрессия. Я понимаю, что она, наверное, идет от бессилия, от невозможности изменить мир, который, по их мнению, идет не по тому пути. Но есть у любого человека своя жизнь, судьба, карма. Так же и у государства, и у планеты. И изменить, по большому счету, этого не могут ни глобалисты, ни антиглобалисты.