"Моя вера свободна"

Что мешает студентам найти дорогу к храму?

Новости Москвы  Общество 
0
154
Время на чтение 4 минуты
Ощутив некоторое волнение перед сессией, я отправилась ставить свечку покровительнице всех студентов в храм Святой Татианы, что на Большой Никитской.
Несмотря на то, что церковь эта находится буквально за стеной факультета журналистики МГУ, где я, собственно, и учусь, зашла я туда впервые. Оказалось, многие мои однокурсники там тоже ни разу не были. Впервые я встретилась с таким нетипичным для русской души равнодушием к "соседям".
Tatiana.ru
У памятника Ломоносову во дворе факультета веселилась толпа, но никто не пожелал составить мне компанию. Да я и не настаивала: все-таки молитва - это очень личное.
В церкви - два храма. Верхним полюбоваться не удалось - он был закрыт. Нижний нашла не сразу. Спустившись на цокольный этаж, сначала обнаружила церковную библиотеку, редакцию студенческой православной газеты "Татьянин день" и только потом наткнулась на охранника, который объяснил, что не дошла я до нужного места всего три шага. В маленьком зале было пусто.
Студентов расположенная рядом церковь не привлекает. Возможно, будь факультет где-нибудь на окраине с единственным на всю округу храмом, в его стенах, наверное, повстречались бы однокурсники, по крайней мере, во время сессии. Но от факультета журналистики рукой подать до храма Казанской Божьей Матери на Красной площади и храма Христа Спасителя, в котором мы, еще абитуриентами, ставили свечи Николаю Угоднику перед вступительными экзаменами. Так что выбор есть.
Исследуя цокольный этаж, я наткнулась на дверь с табличкой "Настоятель".
"Он-то мне и нужен", - думаю, стучусь и открываю дверь. Молодой священник при моем появлении отрывается от компьютера, но мобильный телефон из рук не выпускает и просит: "Подождите, пожалуйста!". Я подождала, но отец Максим не нашел даже пяти минут на общение.
- Вы Интернетом пользоваться умеете? - "по-отечески" поинтересовался он. - Можете заглянуть на сайт нашего храма www.st-tatiana.ru.
Нет, я не против прогресса и свою собственную жизнь без всемирной паутины не представляю, но словосочетание "сайт храма" меня как-то покоробило. Оказывается, зря. Сейчас свои странички в Интернете имеют многие церкви, храм Христа Спасителя, например. Эти сайты выполняют миссионерскую задачу, привлекают в церковные стены пользователей сети, позволяют поговорить со священником людям, не имеющим возможности выходить из дома. Не исключено, лет через десять в сети можно будет исповедоваться и причащаться.
Между нами - стена
...И все-таки общение с компьютером беседу с живым человеком не заменяет. На следующий день снова иду в храм. На этот раз мне повезло больше - отец Павел со мной беседовать не отказался. Сам он в церковь пришел недавно - пять лет назад, а священником - всего пару месяцев. Будучи еще студентом технического вуза, в Бога не веруя, он просто из любопытства поехал на экскурсию в Киево-Печерскую лавру. Там, услышав пение хора, почувствовал, как в душе что-то перевернулось. Говорит, что сошла Божья благодать.
Отсутствие прихожан отец Павел объяснил временем суток: в будни в церковь люди заходят ближе к вечеру. И потом не все сразу признают в скромном, без золотых куполов строении храм божий. Но тем не менее, по словам отца Павла, молодежь заходит часто. Например, студенты и выпускники расположенной неподалеку Консерватории поют здесь в церковном хоре. Только вот студентов журфака в стенах храма действительно встретить трудно. Соседи-психологи тоже заглядывают редко. Почему? Точно ответить отец Павел не смог: "Я мало знаю ребят с этих факультетов, но мне они представляются людьми, свободными от всяких обязательств... Чаще приходят преподаватели, жители окрестных домов или работники из офисов по соседству. Но попасть в храм сложно только один раз в году - в Татьянин день. Хотя студенты все равно не приходят - берегут, видно, силы на вечер. Перед вступительными экзаменами часто заглядывают абитуриенты и их родители. В это время мы даже открываем обычно запертую дверь во дворе факультета".
Но еще реже, чем студенты, в храме появляются умудренные опытом пожилые дамы. Отцу Максиму очень не понравилось, когда однажды бабушки начали учить молодежь "правильно" креститься и ставить свечи. Многие молодые люди редко заходят в церковь именно потому, что чувствуют себя в ней "чужими", а когда за "неверные" движения их начинают "пилить", смущаются и стараются побыстрее уйти. Поэтому настоятель постарался этот недостаток исправить. Словом, в храме все - для молодых людей. Но тем не менее между молодежью и церковью - глухая стена. И речь даже не о тонком слое кирпича, отделяющем храм Святой Татианы от журфака МГУ, а об отчуждении, и непонимании между церковью и молодыми людьми в целом.
Почему мы не ходим в храмы? "А зачем?" - отвечали вопросом на вопрос мои однокурсники. Смущение и незнание догматов ни при чем. Скорее, мешает знание. Молодежь находит много несоответствий между Учением Христа и повседневной жизнью Церкви и проникается недоверием к священникам. Отцу Павлу эти слова очень не понравились: "Действительно верующий человек не может сомневаться!". А по-моему, может, да еще как! Особенно если это свободный человек. Да, для нас открывают двери, но мы все равно спешим мимо. Многих моих друзей, например, отпугивает сложность церковных обрядов. Нельзя, например, зайти и исповедоваться именно в тот момент, когда чувствуешь в этом необходимость - нужно неделю поститься, читать молитвы... "Бывает, очень хочется просто зайти, послушать церковное пение, уже выходишь за ворота факультета, но смотришь - на тебе кеды, джинсы, голова не покрыта... И проходишь мимо", - пожаловалась мне одна знакомая.
Не доверяем мы и самим священникам, закусывающим свининой в пост и предлагающим "заглянуть на сайт". Зачем нам сайт и зачем батюшка, если к Спасителю мы хотим обращаться без посредников? Кому-то повезло, и в Москве они встретили священников действительно "от Бога", но лично мне такие люди попадались исключительно в провинции. Вот и получается, что побеседовать можно с психологом, помолиться, глядя в голубое небо, даже свечу можно поставить дома перед картонной иконкой, а в церковь ходить совсем необязательно. Моя вера свободна.
...Один знакомый никогда не ходит в церковь, потому что "надо", а сильную потребность заглянуть туда испытывает исключительно поздним вечером, а то и ночью, когда храмы закрыты. Вот и храм Святой Мученицы Татианы открыт с 10 до 19 часов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Бабкова
Историю каких религий будут изучать в школе
Министерство образования не договорилось с РПЦ
27.09.2004
В вузах Москвы будут готовить учителей религии
Комментарий к заявлению Михаила Меня
18.06.2004
Все статьи Екатерина Бабкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00