- Ничего подобного в Рязанской области раньше не находили, да и в лесной зоне тоже, - говорит руководитель экспедиции Илья Ахмедов из отдела археологических памятников ГИМа. - Если посмотреть на место раскопок в плане, то оно представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга - большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали. По краям площадки - еще две ямы со столбами. Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести. Скорее всего, существует второй ряд столбов, метрах в десяти вокруг святилища, выяснить это - задача будущего сезона. В 1979 году на этом месте вела раскопки другая экспедиция, ее работники заложили траншею и промахнулись всего на какой-нибудь метр, вскрыв лишь столбы, но тогда их значение было непонятно. В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила.
Устройство памятника навело археологов на мысль о его астрономическом назначении, а найденные предметы свидетельствуют о справлявшихся здесь религиозных обрядах. В центральной яме лежал небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху - ряды волнистых линий - символ воды. Специалисты по эпохе бронзы признали сосуд "своим", а возраст всего сооружения оценивают в четыре тысячи лет: конец III - начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте - легендарном городе древних ариев в Сибири. Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. Под горшком лежало бронзовое шило с берестяной рукояткой, рядом - кости животного.
В ямах за центральными столбами нашли два сосуда совершенно другого облика - крупные, тонкостенные, с круглым дном и без орнамента, довольно грубо исполненные по сравнению со степным горшком. Такую посуду делали балановцы - лесные народы, обитавшие здесь в эпоху бронзы (четыре тысячелетия назад). Необычно то, что предметы, сделанные в разных традициях, хранили в одном месте. "Вероятно, мы имеем дело со следами формирования культуры. Можно пофантазировать, что степные народы иранского происхождения, придя с востока, слились с лесным племенем балановцев, у которых предполагаются пермские или финноугорские корни. Такое объединение могло произойти на конфессиональной или военной основе. Примеры известны - аланы, гунны", - объясняет Илья.
Жрецы древнего святилища наблюдали здесь не только за солнечными восходами и закатами. В центре одной из ям со столбом за пределами капища откопали части "лесного" горшка и человеческие кости, аккуратно сложенные рядом, - два фрагмента от рук или ног и кусок нижней челюсти. Это следы жертвоприношения.
Спустя пару тысячелетий, во время великого переселения народов, на эту землю пришли финноугры. Как ни странно, они были хорошо осведомлены о святости места и устроили здесь кладбище. Ни одно из погребений их большого могильника, который, собственно, и исследует уже несколько лет экспедиция Ильи Ахмедова, не затронуло древнюю обсерваторию. Видимо, культовое сооружение хорошо просматривалось, огромные столбы, конечно, обрушились, но большой округлый холм над ними был отчетливо виден. Лишь в наше время неподалеку устроили усадьбу и трудолюбивые крестьяне распахали землю, сравняв неровности. Неудивительно, что археологи лишь случайно наткнулись на необычный памятник.
Рязанское святилище столь почтенного возраста и впрямь уникально. Похожие сооружения известны в степной зоне и зауральской тундре, но они не столь красивые и сложно обустроенные. Похожие святилища со столбами на европейской части начинают распространяться с конца I тысячелетия до н.э., их находят в Чехии и Словакии, где обитали кельтские народы.
- Параллель можно провести со Стоунхенджем, который близок нашему памятнику по времени создания и первоначально тоже был деревянным, - теоретизирует Илья Ахмедов. - Однако кровного родства между народами, воздвигшими Стоунхендж и рязанскую обсерваторию, быть не может. Последняя явно указывает на влияние пришлого населения с юго-востока Евразийской степи.