"Литургия" отслужила свое

Алексей Рыбников превратил ее в "Мистерию"

Общество 
0
120
В небольшом театре при концертном зале "Академический" Алексей Рыбников восстановил спектакль "Литургия оглашенных", поставленный им в 1992 году и прекративший свое существование в 1995-м. Спустя десять лет спектакль скорректировал имя. Теперь он называется "Мистерия оглашенных", но не изменил художественного языка. Комментирует Марина Шимадина.
Алексей Рыбников задумал своих "Оглашенных" в доисторические восьмидесятые. Композитор начал собирать фрагменты из текстов Библии и протопопа Аввакума, Достоевского и Бердяева, Хлебникова и Ахматовой, Махабхараты и шумерской клинописи. На их основе он хотел создать спектакль о духовных путешествиях нашего современника в рай и ад по подобию "Божественной комедии" Данте. Премьера спектакля, в котором господин Рыбников выступил не только композитором, но и автором либретто, режиссером и сценографом, состоялась в 1992 году. В 95-м спектакль успел прокатиться с гастролями по Америке, после чего прекратил свое существование.
Спустя десять лет после первой премьеры, став художественным руководителем "Академического", Алексей Рыбников решил возобновить свой спектакль. Новая версия получила название "Мистерия оглашенных". Оно и правильно, литургия ведь все-таки церковное действо, а мистерия - жанр средневекового площадного театра, в котором разыгрывались сцены из Ветхого и Нового Завета. Оглашенными же в церкви назывались еще не крещенные люди, впервые услышавшие Слово Божие. Такими темными и непросвещенными автор спектакля, видимо, считал не только героев спектакля - зэков, но и зрителей, до которых он пытался донести сразу весь духовный опыт человечества, свалив в одну кучу царство теней из шумерской клинописи и видения библейского Небесного Иерусалима, круги Дантова ада и мистические прозрения русских поэтов-символистов. Такой подход был типичен и извинителен для перестроечной эпохи, когда после долгого дефицита духовной литературы на читателей обрушился поток самых разнообразных откровений, которые, естественно, жадно глотались без разбора и вперемешку. Теперь было бы неплохо его как-то структуризировать.
Попытка создать в театре глобальную картину мира, утрамбовав в один спектакль историю жизни и смерти человека, историю советской лагерной России и образы ада и рая разных религий обречена на поверхностность и крайнюю степень обобщения и популизма. Если в неполные два часа сценического действия втиснуть духовный опыт двух десятков (!) авторов - представляете, что останется от каждого? Общее место.
Обращаясь сразу к универсальным вещам и избегая конкретики, режиссер обречен изъясняться штампами. Женщина - это шаль, лампа под абажуром, мягкость и нежность; Ангел Света - естественно, белые одеяния, светлый взгляд и трубный глас; силы тьмы - натурально отморозки из отморозков, вылезают из огненной преисподней, орут, визжат и брызжут слюной. Этот сто лет как устаревший театральный язык подается зрителям как откровение, с необычайным пафосом, от которого мы уже немного успели отвыкнуть. Говорить серьезно о серьезном можно, наверное, и сегодня; вопрос в том, как говорить.
Единственным современным элементом постановки выглядят разнообразные световые и сценические эффекты. Используя лазеры, дымовые машины, проекции и ткани, режиссер и художник Владимир Кулагин из ничего создают колючую проволоку вокруг лагеря и адское пламя, небесные светила, парящие в воздухе кресты и светящийся тоннель, навстречу которому герой уходит в финале. Лица актеров, выхваченные из темноты светом свечи, заставляют вспомнить картины Рембрандта, а озаренные каким-то потусторонним светом фигуры выходцев из ада - живопись Босха. Вырастающий же до невероятных размеров темный силуэт дьявола и вовсе нагоняет на зрителей неподдельный ужас. Световые контрасты в сочетании с выразительным аудиорядом - тут звуки природы, шумы, скрип, грохот, вой, какие-то космические гармонии и православное пение - действуют почти на физиологическом уровне. Поэтому эпизоды, лишенные слов, в спектакле безусловно лучшие. Благодаря им вы выйдете из театра по крайней мере оглоушенными.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06