Парламентская газета<br>Андрей Горячев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери: Безмолвные молитвы тоже доходчивы

Новости Москвы  Религия 
0
128
Время на чтение 5 минут
В начале 90-х годов многие из людей неслышащих и слабослышащих стали приходить в храм Новодевичьего монастыря, где служил и служит протодиакон Павел Трошинкин, и просили его объяснить им церковное богослужение. Протодиакон Павел долгое время работал с сурдопереводчиком в учебных заведениях и знал язык жестов. Постепенно он начал переводить желающим элементы службы, апостольские послания, Евангелие на язык глухонемых.
Интересующихся церковной службой глухих людей становилось все больше и больше. Наконец встал вопрос о создании общины инвалидов по слуху и о храме, в котором они могли бы утолять жажду духовной жизни и постигать красоту и глубину учения православной христианской церкви. Тогда-то, в 1991 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и была образована первая и единственная в то время община инвалидов по слуху и получено благословение на создание специального богослужения, понятного неслышащим людям: "30.06.91 г. Божие благословение да сопутствует святому делу возрождения храма и заботе, и попечении о глухонемых и слабослышащих - этих обездоленных людях. Патриарх Московский и всея Руси Алексий".
О том, почему именно храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря принял общину, и о ее проблемах рассказывает настоятель храма священник Андрей Горячев.
Выбрать храм для проведения службы на языке жестов очень сложно, поскольку практически в каждом внутри имеются перегородки и колонны, мешающие неслышащим видеть службу, отличающуюся от богослужения в обычном храме только тем, что священник и диакон обращены лицом не к алтарю, а к прихожанам, давая им возможность глазами "слышать" красоту богослужения и песнопения. Кроме того, в отличие от прихожан обычного приходского храма наши - инвалиды по слуху - живут не только в Москве и Московской области, но и в Тверской, Владимирской, других областях. Им удобней и проще добираться до храма, расположенного недалеко от вокзалов - то есть в центре Москвы.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря отвечает этим требованиям. В перспективе он должен был стать духовно-реабилитационным центром для глухонемых, слабослышащих и слепоглухонемых верующих людей. Эта идея и была определяющей при решении передать уникальный комплекс сохранившихся монастырских зданий только-только зародившейся общине инвалидов по слуху, что и было сделано в январе 1994 года решением правительства Москвы.
В истории церкви не было прецедента, когда инвалиды своими силами, своей молитвой возрождали и восстанавливали монастырь. Не было опыта богослужения на жестовом языке. Живого общения с неслышащими на понятном им языке тоже никогда не было, разве что с помощью записок. Поэтому вместе с инициатором создания общины протодиаконом Павлом Трошинкиным и инициативной группой неслышащих людей мы начали очень долгую и кропотливую работу: переводили богослужение православной церкви на жестовый язык - с церковно-славянского языка на русский, с русского на жестовый. Словарного запаса жестового языка не хватало. Приходилось очень долго и подробно разбирать каждое слово в молитве и песнопении. Понадобилось более трех лет, чтобы сформировать жестовый эквивалент Божественной литургии. И как засияли лица наших прихожан, когда они стали участвовать в богослужении во всей полноте!
Благодаря тому, что служба переведена на жестовый язык, в словаре неслышащих людей появилось много новых слов. Прихожане удивительно тепло отзываются о церковно-славянском языке и говорят, что он очень красивый и им больше нравится читать на нем. Они чувствуют особую глубину, особый смысл, особую близость к Богу, душой принимая язык, на котором совершается богослужение. Это тоже одно из достижений служения в Симоновом монастыре.
Воспитатели, педагоги, всю жизнь работавшие с неслышащими детьми, поражаются тому, как они с неослабевающим на протяжении всей службы вниманием участвуют в богослужении, читают молитвы, готовятся к причастию - принятию Святых Таинств Христовых. Им трудно представить, что ребятишки, которых они не могли заставить прочитать параграф в школьном учебнике, в храме много читают, стараются больше говорить.
Мы ведем церковную школу, где рассказываем об основах православия, о житии святых, о чудесном обретении той или иной иконы, об истории нашего Российского государства, которая связана непосредственно с Русской православной церковью, раскрываем смысл евангельского чтения или апостольского послания, которое читается в день занятий. Это расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень человека, увеличивает духовный потенциал и интерес к познанию мира, к истории России.
Мы живем в мире, в корне отличающемся от мира неслышащих людей, и вряд ли задумываемся о проблемах, стоящих перед ними. А они нескончаемы. Начиная от бытовых - договориться о починке текущего водопроводного крана, вызове врача на дом - и кончая воспитанием детей, когда кто-то из членов семьи - глухой. У одинокого пожилого неслышащего человека нет средств связи с окружающим миром: квартиры таких людей не телефонизированы, а размер пенсии не позволяет приобрести телефакс, компьютер или другую технику, помогающую общаться с внешним миром.
Социальные работники, призванные помогать немощным и инвалидам, не знают жестовый язык. Престарелый инвалид по слуху часто замыкается в себе, он оторван от мира, не может спуститься на улицу, пообщаться и поговорить с кем-нибудь.
Тяжелое положение неслышащих людей подталкивает нас к тому, что традиционно для монастырей и Русской православной церкви, - к созданию богадельни, места, где немощные люди могли бы найти духовный покой и заботу, побеседовать с теми, кто владеет жестовым языком.
Конечно, можно было бы предложить им Дом инвалидов или Дом престарелых, но и в них наши слабослышащие или неслышащие будут обособлены и отделены от коллектива.
Чтобы вырвать этих людей из замкнутого круга, мы планировали создать не просто приходской храм для неслышащих, а духовно-реабилитационный центр. С участием центрального правления Общества глухих и Московского городского правления Общества глухих мы хотели организовать обучение и духовно-нравственное воспитание неслышащих начиная с детского возраста и до получения профессиональных навыков и специальностей, которые помогли бы им устроиться в нашем мире. Однако эта идея так и не претворилась в жизнь.
Создание духовно-реабилитационного центра - серьезная проблема, требующая сначала решить вопросы коммуникаций - электричества, отопления, канализации, водоснабжения, что в наших условиях сделать очень трудно. Коммуникации, подобно зданию, находятся в аварийном состоянии. Отремонтировать или заменить их у общины и храма инвалидов по слуху и зрению средств нет.
Хотелось бы обратиться за помощью к власть имущим, финансовым структурам восстановить коммунальное хозяйство монастыря. Тогда мы могли бы постоянно держать у себя пожилых неслышащих людей, которые не могут представить себя без храма, но в силу разных обстоятельств не в состоянии издалека регулярно добираться до нас, а таких людей немало. А потом серьезно подумать и о духовно-реабилитационном центре.
Начало, можно сказать, уже положено. В январе прошлого года произошло знаменательное событие для нашей общины и всех слабослышащих. Наш прихожанин Павел Афанасьев после окончания Святотихоновского богословского института был рукоположен в сан диакона и теперь несет послушание в храме. Прихожане Дмитрий Балашов, Николай Сидоров, Ира и Роман Ильины, Маша Фаворова тоже окончили институт и получили богословское образование бакалавров богословия и преподавателей Закона Божия. Сурдопереводчик Валентин Терехов, помогающий мне в богослужении, - студент 5-го курса этого же института. Еще трое наших прихожан прошли обучение на курсах патронажных медицинских сестер при Святодмитриевском училище.
Инвалиды по слуху - очень тонкие, чуткие и внимательные. Если видят, что собеседнику интересно общаться с ними на языке жестов, помогают, поправляют, если ошибся, с удовольствием вводят в тот мир, в котором живут и мыслят сами. И наш христианский долг - помочь им почувствовать себя нужными для людей и общества.
Для тех, кто захочет помочь глухонемым прихожанам, публикуем расчетный счет Симонова монастыря:
109280 Россия, Москва, ул. Восточная, 4.
Телефон/факс: (095) 275-21-95
ИНН 7725067943
Р/С 40703810700010000087
В АКБ ЗАО "Пересвет" г. Москвы
К/с 30101810700000000259
БИК 044585259
Записала Наталья Долгушина
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49