ВОСПЕТЫЙ В КАМНЕ

К 65-летию канала имени Москвы

>Отгорели осенними красками и сделались сквозными леса, опустели берега и пляжи, вот-вот застынут окончательно реки. И что-то грустное есть в последнем рейсе теплохода, идущего на зиму в затон. А ведь совсем еще недавно стояли жаркие летние дни. Пассажиров, отправлявшихся в путешествие по воде, провожал марш ?Прощание славянки?, и красавец речной вокзал (творение талантливого, теперь почти забытого архитектора Алексея Михайловича Рухлядева) медленно исчезал за поворотомѕ

В 2002 году канал Москва-Волга открывал навигацию в 65-й раз. Сейчас трудно представить центральную Россию без этой рукотворной водной артерии. Канал изменил географию и экономику огромной территории, создал условия для развития многих регионов, и в первую очередь для столицы. По смелости воплощенных в нем инженерных идей и уникальности многих его гидротехнических сооружений, а также с точки зрения эстетического оформления он стал выдающимся, единственным в своем роде творением рук человеческих.

+ + +

После гражданской войны в России застучали топоры. Страна строилась. Прокладывались новые железные и шоссейные дороги, возводились заводы, электростанции, шахты, поднимались города. Тон задавала Москва, которой становилось тесно в старых границах. Правда, земли-то вокруг хватало, да вот беда - не стало хватать воды: существующая водопроводная сеть исчерпала свои ресурсы. В начале 1930-х годов взоры специалистов обратились к Волге: ведь, если разобраться, не так уж и далеко она от Москвы - по прямой всего каких-то 130 километров. И хотя Волгу и столицу разделяла Клинско-Дмитровская гряда, канал решили строить, чтобы перебросить в Москву большие массы волжской воды и открыть в ?сухопутный? город доступ крупным кораблям. Последнее обстоятельство диктовало проектировщикам особые условия. Предстояло проложить полноценное русло, предусмотреть порты, пристани, маяки и тому подобное. Тогда надеяться на помощь иностранных фирм не приходилось - следовало рассчитывать лишь на свои силы и возможности. И при этом технически и технологически, как говорится, опередить Время...

+ + +

ѕа также восстановить связь времен. Ибо впервые идею создания водного пути между Москвой и Волгой высказал Петр I, в 1699-1700 годах предпринявший плавание по рекам Дубне, Сестре и Яхроме ?ради изучения водяной коммуникации из Волги в реку Москву или Яузу?. В 1722 году он поручил инженеру Виллиму Геннину, голландцу по происхождению, провести соответствующие топографические изыскания. Кстати, трасса современного канала во многом совпадает с одним из вариантов, предложенных экспедицией Геннина, которой в эпоху Петра дело и ограничилось. Первая же реальная попытка соединить Волгу и Москву-реку - ?продолжить Тихвинскую систему судоходства до Москвы? - была предпринята лишь в 1825 году при Николае I, чтобы перевозить из района Старицы строительные материалы, ?тяжеловесные произведения? и финляндский гранит для сооружения храма Христа Спасителя. Трасса протяженностью 220 километров проектировалась по рекам Дубне, Сестре, нынешнему Сенежскому озеру, каналу на водоразделе и реке Истре. Реализация проекта приблизила бы Москву к Петербургу более чем на тысячу километров.

Работы велись полками 16-й дивизии и тремя тысячами крепостных. К 1844 году было израсходовано 2,5 миллиона рублей серебром и выполнена половина намеченного. Но тут началось строительство Николаевской железной дороги. Нужда в водном пути на время отпала, и он остался незавершенным. Системой пользовались около десяти лет - в основном для сплава леса. В январе 1860 года ее закрыли. Сооружения и отчужденные земли продали с публичных торгов. Ныне о той неудачной попытке воплощения идеи Петра Великого напоминают лишь созданное тогда Сенежское озеро да остатки полуразрушенных каменных шлюзов.

+ + +

И вот - век ХХ, 30-е годы. На сей раз дело довели до конца. Небывалый по сложности канал Москва-Волга построили менее чем за пять лет. Для сравнения: Суэцкий канал строился 10, а Панамский - 30 лет.

То было трудное время. В стране не хватало цемента, металла, землеройной техники, особенно экскаваторов. Между тем 85 процентов протяженности трассы - более 100 километров - представляло собой искусственное русло, при прокладке которого пришлось вынуть свыше 150 миллионов кубических метров грунта - в значительной мере вручную. Для оснащения возводимых уникальных гидротехнических сооружений и оборудование требовалось уникальное. Его поставляли предприятия Москвы, Ленинграда, Харькова, Перми, Свердловска, Киева, Сталинграда, Таганрога, Одессы, Баку, Горького, Днепропетровска, Коврова, Краматорска, Сормова. Но и они, как оказалось, могли не все. Особенностью проекта, обусловленной характером профиля местности, являлось то, что вода из Волги должна была не течь сама, а подаваться на водораздел каскадом из пяти мощных насосных станций. Так вот, насосные агрегаты для них не брались изготовить ни наши индустриальные гиганты, ни зарубежные фирмы. Решить проблему вызвался мало кому в то время известный московский завод ?Борец?, где совместно со специалистами Управления строительства канала после тщательных проектных проработок и многочисленных испытаний были созданы машины высотой с 7-этажный дом и производительностью 25 тонн воды в секунду. Мощность их электродвигателей, сделанных в Харькове, составляла три тысячи киловатт. Эти насосы даже по нынешним меркам - явление далеко не рядовое.

Система канала, наряду со шлюзами, плотинами, гидроэлектростанциями, водосбросами, заградительными и аварийными воротами, другими объектами, включала несколько водохранилищ, из которых самое большое - Иваньковское на Волге (Московское море). Канал стал первым крупным гидротехническим комплексом, запроектированным и построенным в СССР без участия иностранных фирм. В его создании участвовали виднейшие ученые и руководители: А.И.Фридман, Я.Д.Рапопорт, С.Я.Жук, В.Д.Журин, А.Н.Комаровский, Г.А.Руссо. Только дипломированных инженеров трудилось здесь около 3,5 тысяч. Канал протянулся с севера на юг на 128 километров, не считая 44 километров водного пути по Москве-реке в границах города, где в тот же период строились два гидроузла (Карамышевский и Перервинский), реконструировались набережные, мосты, водопроводно-канализационное хозяйство.

Канал Москва-Волга был открыт для постоянной эксплуатации 15 июля 1937 года. С его пуском Москва получила глубоководный выход на Волгу, а после ввода в строй Волго-Донского судоходного соединения (1952 год) стала ?портом пяти морей?. Среди европейских столиц она заняла одно из первых мест по водообеспеченности: количество воды, потребляемое в сутки ?среднестатистическим? москвичом, возросло с 117 до 500 литров. Произошло дополнительное обводнение Москвы-реки, Яузы, Лихоборки, Клязьмы, Учи, значительно улучшившее экологическое состояние этих рек.

+ + +

Но создателей канала беспокоила не только техническая сторона дела. Им было далеко не безразлично, как и чем украсить свое детище. Поэтому к проектированию надводных сооружений широко привлекались известные зодчие, скульпторы и художники: Ю.М.Кун, И.К.Белдовский, В.Б.Лисицын, А.Л.Пастернак, Г.Г.Вегман, В.Ф.Кринский, А.М.Рухлядев, Р.Р.Иодко,С.Д.Меркуров, Д.Б.Ставицкий, Д.П.Шварц, А.И.Тенетаѕ Не случайно канал впоследствии стали называть ?воспетым в камне?. Башни, ротонды, колоннады, монументальные скульптурные группы, фонтаны, балюстрады - все это удалось органично вписать в окружающий ландшафт.

Особо следует выделить ансамбль центрального участка канала в районе города Яхромы, ставший своего рода эмблемой гигантского комплекса. Здесь работал небольшой, но сплоченный коллектив молодых зодчих во главе с 36-летним Владимиром Яковлевичем Мовчаном. За основу архитектурного решения сооружений Яхромского гидроузла они приняли четкий ордерный строй с древнеантичными пропорциями - строгими и гармоничными. Стены двух верхних башен предполагалось украсить рострами - скульптурными изображениями корабельных носовых оконечностей. Но это в значительной мере явилось бы перепевом идеи известных ростральных колонн в Санкт-Петербурге. Тогда и возникла мысль увенчать башни - но не верхние, а нижние - огромными макетами кораблей.

Сегодня, говоря об авторах архитектурно-художественной композиции Яхромского шлюза, обычно называют лишь В.Я.Мовчана, а имя автора макетов - Сергея Федоровича Юрьева - чаще всего остается в тени, что, по нашему мнению, несправедливо.

Морской офицер С.Ф.Юрьев, в 1920-е годы служивший на Балтике, был к тому же знатоком истории флота и несравненным мастером по изготовлению моделей различных судов (не случайно он потом работал главным моделистом и реставратором в ленинградском Центральном военно-морском музее). Так вот, Юрьеву и поручили ?историко-корабельную? часть оформления шлюза.

С самого начала речь зашла о старинном паруснике. А самое известное парусное судно в истории - каравелла Христофора Колумба ?Санта Мария?. Тут сыграли, конечно, роль два обстоятельства: то, что тогда у всех на устах была гражданская война в Испании, а также ?колумбовский? первопроходческий пафос строителей канала.

По старинным гравюрам и рисункам Юрьев с ювелирной точностью изготовил настольную модель каравеллы времен открытия Америки. Дальше за дело взялись конструкторы. Скульптуры-макеты изготавливались в мастерских Управления строительства канала в Дмитрове. Каркас выполнили из стали. При отделке использовались трубы (для мачт), дерево и листовая оксидированная медь. Интересно, что обивали этими листами дощатую корпусную обшивку и ?кроили? из них паруса цыганские умельцы-медники. Величиной макеты, имевшие габаритные размеры 12х5,5х9 метров, лишь в четыре-пять раз уступали настоящим судам флотилии Колумба.

+ + +

Осенью 1941 года немецкие войска в районе Яхромы и Дмитрова вплотную приблизились к каналу. На третьем шлюзе пришлось взорвать две башни, в том числе одну с каравеллой. Позже башни и каравеллу восстановили.

Осенью 1947 года праздновалось 800-летие Москвы. Каналу было присвоено имя столицы. Через тридцать лет это крупнейшее транспортно-энергетическое и водохозяйственное предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени. Накануне проведения в 1980 году XXII Московской Олимпиады встал вопрос о реставрации скульптурно-художественного оформления канала. Из еще живших к тому времени создателей ?оригиналов? откликнулись авторы скульптур на втором шлюзе - заслуженные художники РСФСР профессор Московского архитектурного института Аполлинарий Адольфович Стемпковский и доцент Высшего художественно-промышленного училища Юрий Петрович Поммер. Все организационные вопросы взял на себя архитектор Василий Ефимович Шалашов. За два года на трассе была обновлена и заменена значительная часть скульптурных произведений. Некоторые из них, выполненные ранее из бетона, повторили в бронзе.

А через десятилетие наступила очередь каравелл. Время не пощадило их. Русские ветры, дожди и метели потрепали обшивку корпусов, оснастку и медные паруса не хуже океанских штормов.

Уже не было в живых ни заслуженного архитектора РСФСР профессора В.Я.Мовчана, ни капитана первого ранга С.Ф.Юрьева. Однако сохранились старые чертежи. По ним в 1991 году простоявшие на своих постаментах-башнях более полувека каравеллы практически заново ?перевоссоздали?.

Автор благодарит главного инженера ФГУП ?Канал имени Москвы? Владимира Вячеславовича Чаадаева за консультацию, а также кандидата экономических наук Владимира Юрьевича Забурдаева за ценные замечания, сделанные при просмотре рукописи, и помощь в ее подготовке.

Фотографии взяты из альбома ?Москва-Волга? (М., 1987) и буклета ?Канал имени Москвы? (без выходных данных).

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
В. Бочаров:
ВОСПЕТЫЙ В КАМНЕ
К 65-летию канала имени Москвы
01.12.2002
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019