ВОСПЕТЫЙ В КАМНЕ

К 65-летию канала имени Москвы

Общество 
0
251
Время на чтение 7 минут
>Отгорели осенними красками и сделались сквозными леса, опустели берега и пляжи, вот-вот застынут окончательно реки. И что-то грустное есть в последнем рейсе теплохода, идущего на зиму в затон. А ведь совсем еще недавно стояли жаркие летние дни. Пассажиров, отправлявшихся в путешествие по воде, провожал марш ?Прощание славянки?, и красавец речной вокзал (творение талантливого, теперь почти забытого архитектора Алексея Михайловича Рухлядева) медленно исчезал за поворотомѕ

В 2002 году канал Москва-Волга открывал навигацию в 65-й раз. Сейчас трудно представить центральную Россию без этой рукотворной водной артерии. Канал изменил географию и экономику огромной территории, создал условия для развития многих регионов, и в первую очередь для столицы. По смелости воплощенных в нем инженерных идей и уникальности многих его гидротехнических сооружений, а также с точки зрения эстетического оформления он стал выдающимся, единственным в своем роде творением рук человеческих.

+ + +

После гражданской войны в России застучали топоры. Страна строилась. Прокладывались новые железные и шоссейные дороги, возводились заводы, электростанции, шахты, поднимались города. Тон задавала Москва, которой становилось тесно в старых границах. Правда, земли-то вокруг хватало, да вот беда - не стало хватать воды: существующая водопроводная сеть исчерпала свои ресурсы. В начале 1930-х годов взоры специалистов обратились к Волге: ведь, если разобраться, не так уж и далеко она от Москвы - по прямой всего каких-то 130 километров. И хотя Волгу и столицу разделяла Клинско-Дмитровская гряда, канал решили строить, чтобы перебросить в Москву большие массы волжской воды и открыть в ?сухопутный? город доступ крупным кораблям. Последнее обстоятельство диктовало проектировщикам особые условия. Предстояло проложить полноценное русло, предусмотреть порты, пристани, маяки и тому подобное. Тогда надеяться на помощь иностранных фирм не приходилось - следовало рассчитывать лишь на свои силы и возможности. И при этом технически и технологически, как говорится, опередить Время...

+ + +

ѕа также восстановить связь времен. Ибо впервые идею создания водного пути между Москвой и Волгой высказал Петр I, в 1699-1700 годах предпринявший плавание по рекам Дубне, Сестре и Яхроме ?ради изучения водяной коммуникации из Волги в реку Москву или Яузу?. В 1722 году он поручил инженеру Виллиму Геннину, голландцу по происхождению, провести соответствующие топографические изыскания. Кстати, трасса современного канала во многом совпадает с одним из вариантов, предложенных экспедицией Геннина, которой в эпоху Петра дело и ограничилось. Первая же реальная попытка соединить Волгу и Москву-реку - ?продолжить Тихвинскую систему судоходства до Москвы? - была предпринята лишь в 1825 году при Николае I, чтобы перевозить из района Старицы строительные материалы, ?тяжеловесные произведения? и финляндский гранит для сооружения храма Христа Спасителя. Трасса протяженностью 220 километров проектировалась по рекам Дубне, Сестре, нынешнему Сенежскому озеру, каналу на водоразделе и реке Истре. Реализация проекта приблизила бы Москву к Петербургу более чем на тысячу километров.

Работы велись полками 16-й дивизии и тремя тысячами крепостных. К 1844 году было израсходовано 2,5 миллиона рублей серебром и выполнена половина намеченного. Но тут началось строительство Николаевской железной дороги. Нужда в водном пути на время отпала, и он остался незавершенным. Системой пользовались около десяти лет - в основном для сплава леса. В январе 1860 года ее закрыли. Сооружения и отчужденные земли продали с публичных торгов. Ныне о той неудачной попытке воплощения идеи Петра Великого напоминают лишь созданное тогда Сенежское озеро да остатки полуразрушенных каменных шлюзов.

+ + +

И вот - век ХХ, 30-е годы. На сей раз дело довели до конца. Небывалый по сложности канал Москва-Волга построили менее чем за пять лет. Для сравнения: Суэцкий канал строился 10, а Панамский - 30 лет.

То было трудное время. В стране не хватало цемента, металла, землеройной техники, особенно экскаваторов. Между тем 85 процентов протяженности трассы - более 100 километров - представляло собой искусственное русло, при прокладке которого пришлось вынуть свыше 150 миллионов кубических метров грунта - в значительной мере вручную. Для оснащения возводимых уникальных гидротехнических сооружений и оборудование требовалось уникальное. Его поставляли предприятия Москвы, Ленинграда, Харькова, Перми, Свердловска, Киева, Сталинграда, Таганрога, Одессы, Баку, Горького, Днепропетровска, Коврова, Краматорска, Сормова. Но и они, как оказалось, могли не все. Особенностью проекта, обусловленной характером профиля местности, являлось то, что вода из Волги должна была не течь сама, а подаваться на водораздел каскадом из пяти мощных насосных станций. Так вот, насосные агрегаты для них не брались изготовить ни наши индустриальные гиганты, ни зарубежные фирмы. Решить проблему вызвался мало кому в то время известный московский завод ?Борец?, где совместно со специалистами Управления строительства канала после тщательных проектных проработок и многочисленных испытаний были созданы машины высотой с 7-этажный дом и производительностью 25 тонн воды в секунду. Мощность их электродвигателей, сделанных в Харькове, составляла три тысячи киловатт. Эти насосы даже по нынешним меркам - явление далеко не рядовое.

Система канала, наряду со шлюзами, плотинами, гидроэлектростанциями, водосбросами, заградительными и аварийными воротами, другими объектами, включала несколько водохранилищ, из которых самое большое - Иваньковское на Волге (Московское море). Канал стал первым крупным гидротехническим комплексом, запроектированным и построенным в СССР без участия иностранных фирм. В его создании участвовали виднейшие ученые и руководители: А.И.Фридман, Я.Д.Рапопорт, С.Я.Жук, В.Д.Журин, А.Н.Комаровский, Г.А.Руссо. Только дипломированных инженеров трудилось здесь около 3,5 тысяч. Канал протянулся с севера на юг на 128 километров, не считая 44 километров водного пути по Москве-реке в границах города, где в тот же период строились два гидроузла (Карамышевский и Перервинский), реконструировались набережные, мосты, водопроводно-канализационное хозяйство.

Канал Москва-Волга был открыт для постоянной эксплуатации 15 июля 1937 года. С его пуском Москва получила глубоководный выход на Волгу, а после ввода в строй Волго-Донского судоходного соединения (1952 год) стала ?портом пяти морей?. Среди европейских столиц она заняла одно из первых мест по водообеспеченности: количество воды, потребляемое в сутки ?среднестатистическим? москвичом, возросло с 117 до 500 литров. Произошло дополнительное обводнение Москвы-реки, Яузы, Лихоборки, Клязьмы, Учи, значительно улучшившее экологическое состояние этих рек.

+ + +

Но создателей канала беспокоила не только техническая сторона дела. Им было далеко не безразлично, как и чем украсить свое детище. Поэтому к проектированию надводных сооружений широко привлекались известные зодчие, скульпторы и художники: Ю.М.Кун, И.К.Белдовский, В.Б.Лисицын, А.Л.Пастернак, Г.Г.Вегман, В.Ф.Кринский, А.М.Рухлядев, Р.Р.Иодко,С.Д.Меркуров, Д.Б.Ставицкий, Д.П.Шварц, А.И.Тенетаѕ Не случайно канал впоследствии стали называть ?воспетым в камне?. Башни, ротонды, колоннады, монументальные скульптурные группы, фонтаны, балюстрады - все это удалось органично вписать в окружающий ландшафт.

Особо следует выделить ансамбль центрального участка канала в районе города Яхромы, ставший своего рода эмблемой гигантского комплекса. Здесь работал небольшой, но сплоченный коллектив молодых зодчих во главе с 36-летним Владимиром Яковлевичем Мовчаном. За основу архитектурного решения сооружений Яхромского гидроузла они приняли четкий ордерный строй с древнеантичными пропорциями - строгими и гармоничными. Стены двух верхних башен предполагалось украсить рострами - скульптурными изображениями корабельных носовых оконечностей. Но это в значительной мере явилось бы перепевом идеи известных ростральных колонн в Санкт-Петербурге. Тогда и возникла мысль увенчать башни - но не верхние, а нижние - огромными макетами кораблей.

Сегодня, говоря об авторах архитектурно-художественной композиции Яхромского шлюза, обычно называют лишь В.Я.Мовчана, а имя автора макетов - Сергея Федоровича Юрьева - чаще всего остается в тени, что, по нашему мнению, несправедливо.

Морской офицер С.Ф.Юрьев, в 1920-е годы служивший на Балтике, был к тому же знатоком истории флота и несравненным мастером по изготовлению моделей различных судов (не случайно он потом работал главным моделистом и реставратором в ленинградском Центральном военно-морском музее). Так вот, Юрьеву и поручили ?историко-корабельную? часть оформления шлюза.

С самого начала речь зашла о старинном паруснике. А самое известное парусное судно в истории - каравелла Христофора Колумба ?Санта Мария?. Тут сыграли, конечно, роль два обстоятельства: то, что тогда у всех на устах была гражданская война в Испании, а также ?колумбовский? первопроходческий пафос строителей канала.

По старинным гравюрам и рисункам Юрьев с ювелирной точностью изготовил настольную модель каравеллы времен открытия Америки. Дальше за дело взялись конструкторы. Скульптуры-макеты изготавливались в мастерских Управления строительства канала в Дмитрове. Каркас выполнили из стали. При отделке использовались трубы (для мачт), дерево и листовая оксидированная медь. Интересно, что обивали этими листами дощатую корпусную обшивку и ?кроили? из них паруса цыганские умельцы-медники. Величиной макеты, имевшие габаритные размеры 12х5,5х9 метров, лишь в четыре-пять раз уступали настоящим судам флотилии Колумба.

+ + +

Осенью 1941 года немецкие войска в районе Яхромы и Дмитрова вплотную приблизились к каналу. На третьем шлюзе пришлось взорвать две башни, в том числе одну с каравеллой. Позже башни и каравеллу восстановили.

Осенью 1947 года праздновалось 800-летие Москвы. Каналу было присвоено имя столицы. Через тридцать лет это крупнейшее транспортно-энергетическое и водохозяйственное предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени. Накануне проведения в 1980 году XXII Московской Олимпиады встал вопрос о реставрации скульптурно-художественного оформления канала. Из еще живших к тому времени создателей ?оригиналов? откликнулись авторы скульптур на втором шлюзе - заслуженные художники РСФСР профессор Московского архитектурного института Аполлинарий Адольфович Стемпковский и доцент Высшего художественно-промышленного училища Юрий Петрович Поммер. Все организационные вопросы взял на себя архитектор Василий Ефимович Шалашов. За два года на трассе была обновлена и заменена значительная часть скульптурных произведений. Некоторые из них, выполненные ранее из бетона, повторили в бронзе.

А через десятилетие наступила очередь каравелл. Время не пощадило их. Русские ветры, дожди и метели потрепали обшивку корпусов, оснастку и медные паруса не хуже океанских штормов.

Уже не было в живых ни заслуженного архитектора РСФСР профессора В.Я.Мовчана, ни капитана первого ранга С.Ф.Юрьева. Однако сохранились старые чертежи. По ним в 1991 году простоявшие на своих постаментах-башнях более полувека каравеллы практически заново ?перевоссоздали?.

Автор благодарит главного инженера ФГУП ?Канал имени Москвы? Владимира Вячеславовича Чаадаева за консультацию, а также кандидата экономических наук Владимира Юрьевича Забурдаева за ценные замечания, сделанные при просмотре рукописи, и помощь в ее подготовке.

Фотографии взяты из альбома ?Москва-Волга? (М., 1987) и буклета ?Канал имени Москвы? (без выходных данных).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Бочаров
Все статьи Вячеслав Бочаров
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06