Мы были и остаемся в россии меньшинством

"Наши структурные преобразования - это внутрицерковный процесс", - считает секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский

Религия 
0
145
Время на чтение 7 минут
Затяжной конфликт между Московской Патриархией и Ватиканом в последнее время затих, но каждая из сторон по-прежнему не желает идти на компромисс. РПЦ обвиняет католиков в миссионерской экспансии на своей канонической территории, в то время как Ватикан настаивает на том, что учреждение епархий в России - внутреннее дело Католической Церкви. Мы попросили прокомментировать ситуацию секретаря Конференции католических епископов России священника Игоря Ковалевского.
- Ваше преподобие, каковы, на ваш взгляд, главные причины конфликта Римско-Католической Церкви в России с Русской Православной Церковью?
- Я бы не стал называть это конфликтом. На самом деле речь идет о некоторых серьезных недоразумениях, возникших в связи со структурными преобразованиями в нашей Церкви. Однако упреки в наш адрес со стороны Русской Православной Церкви звучат те же самые, что и десять лет назад. Католическую Церковь в России обвиняют в прозелитизме и нарушении канонической территории РПЦ. Все эти годы мы призывали Православную Церковь заняться этой проблемой и разрешить накопившиеся недоразумения. Прежде всего необходимо четко сформулировать такие понятия, как "прозелитизм" и "каноническая территория". Последнее может относиться только к одной конфессии. Проблема канонической территории сейчас остро стоит в Молдавии, где параллельно существуют две легитимные православные юрисдикции. Понятие "канонической территории", на наш взгляд, не может использоваться применительно к межконфессиональным отношениям.
Что касается отношений с властями, то по крайней мере на высшем уровне они вполне нормальные. Как обстоят дела на местах, сказать сложнее, поскольку в разных регионах эти отношения могут складываться по-разному. По крайней мере в нашей архиепархии, которая расположена в Москве, мне неизвестны случаи серьезных конфликтов между представителями Католической Церкви и светскими властями.
- После того как нескольким католическим священнослужителям был запрещен въезд в Россию, архиепископ Тадеуш Кондрусевич заявил, что в стране проводится антикатолическая кампания. Не кажется ли вам, что это несколько неадекватная реакция?
- Высылка духовенства, тем более епископа, без объяснения причин часто ассоциируется с прямым преследованием Церкви. Но на самом деле это вовсе не обязательно преследование или спланированная кампания. Власти подчеркивают, что запреты на въезд католических священников не противоречат российскому законодательству. Естественно, мы уважаем право каждого государства устанавливать правила пребывания иностранных граждан на своей территории. Однако не стоит забывать, что епископ - фигура значимая, его высылка без объяснения причин зачастую связана с прямыми преследованиями Церкви. То же самое относится и к массовой высылке священников - за сравнительно небольшой промежуток времени мы потеряли в общей сложности пятерых клириков. На мой взгляд, такая политика приводит к появлению массы непроверенных слухов, в частности в средствах массовой информации, и нагнетает обстановку. Именно поэтому многие говорят о проведении в России антикатолической кампании.
- Допускаете ли вы, что в обострении отношений с РПЦ отчасти виновата сама Католическая Церковь?
- Я убежден, что объективную оценку действий властей или руководства религиозных организаций можно дать только в исторической перспективе. По крайней мере преобразование апостольских администратур в епархии ничего нового в жизнь Католической Церкви в России не внесло. Это исключительно внутрицерковное дело. Меня очень удивила резко неадекватная реакция на этот шаг со стороны Русской Православной Церкви. Ведь католики как были, так и остались в России религиозным меньшинством. Появление епархий не увеличило количество верующих и приходов. Абсолютно ничего от этого не изменилось. Проводя некую светскую параллель, можно сказать, что это было чисто бюрократическое действие.
Что касается государственной власти, то по крайней мере формально она ничего против образования епархий не имеет. Это подчеркивалось, в частности, со стороны администрации президента РФ. Поэтому в данной ситуации нельзя говорить о конфликте с государством. Были, конечно, негативные высказывания со стороны отдельных политиков, в частности депутатов Государственной Думы, но они представляли только свою личную точку зрения. Слава Богу, никакого заметного общественного резонанса эти высказывания не получили.
- Считается, что Католическая Церковь в России - проводник западной культуры, западного менталитета. Может быть, с этим и связано негативное отношение к ней со стороны РПЦ и некоторых политиков?
- Мне кажется, что присутствующие в России протестантские конфессии зачастую имеют куда более западный менталитет, чем Католическая Церковь. Действительно, в России существует стереотип, отождествляющий Римско-Католическую Церковь с западноевропейской культурой. Однако этот стереотип является в корне неверным. Конечно, исторически Католическая Церковь неразрывно связана с западноевропейской культурой. Однако она выходит за рамки этой культуры. Католическая Церковь присутствует в Латинской Америке, Азии, Африке и везде пытается установить диалог с местной культурой. Такую же задачу РКЦ ставит перед собой и в России. Ведь большинство наших прихожан - русские люди. Они могут иметь различные национальные корни - польские, литовские и т.д. Но они воспитаны в русских традициях, и их родной язык - русский. Они искренне желают быть патриотами России.
Кроме того, современная западноевропейская либеральная культура отнюдь не является католической. Конечно, можно говорить о том, что западный либерализм основан на христианстве, которое как никакая другая религия подчеркивает достоинство человека. Но тем не менее современную западную культуру ни в коем случае нельзя отождествлять с культурой Католической Церкви.
- В чем конкретно выражается стремление Католической Церкви к сближению с национальными российскими традициями?
- Прежде всего в русификации нашего богослужения. Мы служим на современном русском языке. Перевод богослужебных текстов - это очень кропотливая работа. Даже в таких традиционно католических странах, как Польша, она заняла очень много времени. Кроме того, мы издали первый том Католической энциклопедии на русском языке.
Я надеюсь, что взаимодействие с русской культурой со временем будет углубляться. Кстати, Православная Церковь часто упрекает нас в том, что мы используем для богослужения русский язык. Сама она, как известно, служит на церковно-славянском. Мы же считаем, что проповедовать Евангелие и совершать богослужения нужно на том языке, который люди понимают. Мы стараемся изучать русскую культуру и найти в ней свое место. Это очень непростая задача, но Церковь обязана ее решать.
- Большинство священников Католической Церкви в России - иностранцы. Все-таки почему за прошедшие десять лет было подготовлено так мало духовенства из числа местного населения?
- В течение семидесяти лет у нас не было возможности готовить русское католическое духовенство. После падения коммунистического режима эти возможности оставались очень ограниченными, поскольку на территории России не было католических семинарий.
Подготовка духовенства - процесс достаточно длительный. Для этого необходима прежде всего прочная база среди самих прихожан. То есть необходимо вести работу с католическими семьями. Необходимо, чтобы будущий священник получал религиозное воспитание в семье. Эта традиция в России была прервана. Многие из тех, кто принимает у нас священнический сан, пришли к вере уже в зрелом возрасте.
Мы предъявляем достаточно серьезные требования к подготовке священников. Мы не можем пойти на массовые рукоположения, чтобы восполнить нехватку священников в наших приходах. Пусть уж меньше, да лучше.
- Но ведь с проблемой нехватки духовенства Католическая Церковь сталкивается не только в России. Возможно, это связано с тем, что католические священники безбрачны. Однако во многих странах существует практика рукоположений подготовленных мирян в сан диакона, который не обязывает к целибату. Почему Католическая Церковь не использует институт диаконства в России?
- Дело в том, что некоторые таинства проводить в нашей Церкви могут не только диаконы, но и миряне. У нас уже есть практика проведения мирянами отдельных богослужений, которые не требуют обязательного присутствия священника. Для этой цели проводятся специальные курсы катехизаторов из числа мирян.
Действительно, во многих поместных Католических Церквах помощь в совершении богослужений священникам оказывают диаконы. Но в других эту функцию берут на себя миряне, в том числе и женщины. Возможно, что роль мирян в нашей Церкви будет возрастать все больше и больше. Однако этих мирян необходимо еще подготовить к церковному служению. К тому же миряне не смогут полностью заменить священников.
- Но насколько все-таки активна роль мирян в Церкви сегодня?
- Конечно, пока участие мирян в церковной жизни не очень заметно, но постепенно оно будет возрастать.
- На последнем заседании Конференции католических епископов обсуждалось то непростое положение, в котором оказалась Католическая Церковь в России. Принятые там решения являются просто инструкцией поведения в кризисной ситуации или же они свидетельствуют о выработке некой новой стратегии РКЦ в России?
- Сложившаяся ситуация, естественно, обсуждалась на заседании. Принятые на нем решения - это рекомендации для католического духовенства России. Какой-то новой стратегии здесь нет. Просто мы обратили внимание священнослужителей на некоторые аспекты пастырской деятельности. В частности, это касается работы с детьми. Например, бывает ситуация, когда родители некатолики хотят, чтобы их ребенок принял первое причастие в Католической Церкви. Это недопустимо, поскольку кто-то должен отвечать за религиозное воспитание ребенка.
Но бывают и такие ситуации, когда родители - некатолики, но есть, скажем, бабушка-католичка, которая воспитывает ребенка в католической вере. При этом родители сами совершенно безразличны к религии, но они желают, чтобы их ребенок принял первое причастие в Католической Церкви, поскольку он только в этот храм и ходит. В такой ситуации мы обязаны взять от этих родителей соответствующее письменное согласие на то, чтобы ребенок крестился или принял первое причастие именно в Католической Церкви.
- В 1992 году Ватиканом были приняты "Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ". Документ обязывает католиков избегать чрезмерного рвения в пастырской деятельности на территории России и стараться согласовывать свои действия с православными епископами. Является ли этот документ и сейчас обязательным для католического духовенства в России? Не противоречит ли ему решение о создании епархий, которое было принято без предварительного согласования с руководством РПЦ?
- Действительно, такой документ был подготовлен папской комиссией "Pro Russia" по результатам встречи делегации Ватикана и Московского Патриархата 1-2 марта 1992 года в Женеве. Для нас он и по сегодняшний день является практическим руководством. Ведь мы признаем Православную Церковь благодатной и имеющей все необходимые средства для спасения человека. В частности, признаем все таинства Православной Церкви. В соответствии с этим документом руководство Православной Церкви информируется о важных пастырских начинаниях нашей Церкви. В случае с преобразованием апостольских администратур в епархии представитель Святого Престола в РФ архиепископ Георг Цур проинформировал Московский Патриархат. А в прошлом году во время Библейско-экклезиологического симпозиума, посвященного 10-летию восстановления структур Католической Церкви в России, в присутствии делегации Московского Патриархата публично говорилось о том, что пришло время устанавливать нормальные церковные институции.
Надеюсь, что руководство Православной Церкви поймет, что наши структурные преобразования - это не недружественный шаг, а всего лишь внутренний канонический процесс. Мы всегда готовы к возобновлению диалога и углублению сотрудничества с Русской Православной Церковью. Ведь у нас общая задача - свидетельствовать о Боге, Который есть Любовь, и поэтому в духе христианской любви мы должны преодолевать все трудности в наших взаимоотношениях.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Недумов
Кремлевский спецназ
Кризис партий
14.06.2005
Церковный правдоруб
Митрополит Владимир снискал себе репутацию человека бескомпромиссного
03.06.2004
Толерантных религий не бывает
В экстремизме можно обвинить последователей любой конфессии
12.05.2004
Церковь отделена от государства, но не от дипломатии
Митрополит Кирилл спасает неважную репутацию российского МИДа в арабском мире
28.04.2004
"Страсти Христовы" сплотили радикалов
Фильм Мела Гибсона получил одобрение консерваторов разных конфессий
21.04.2004
Все статьи Олег Недумов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04