Сотрудничество между государством и церковью - на благо семьи

Религия 
0
145
Время на чтение 8 минут
Религиозные сообщества справедливо рассматривают семью как основную категорию человеческого существования, а также - как главную ячейку политического и церковного сообщества.
Относительно особенностей постатеистического общества можно сказать, что и те семьи, где вроде бы и не исповедуют какую-то веру, на самом деле не могут обойтись без, по крайней мере, псевдорелигиозного видения жизни. Как это хорошо видно на примере марксизма, имевшего свои светские обряды и церемонии, веру в утопичное торжество мира, справедливости и равенства между людьми и целыми народами в ближайшем будущем, то есть, в пределах нашей человеческой истории.
Семья, как правило, не чувствует себя в состоянии дать своим детям всестороннее воспитание только собственными усилиями. Это очевидно особенно в современном обществе, где требования к воспитанию намного превосходят возможности одной семьи. История свидетельствует, что во все времена семья нуждалась в поддержке, с одной стороны, общества с его государственными структурами, а с другой - церкви, к которой принадлежали члены семьи. Сотрудничество между государством и церковью - в плане воспитания также - могло бы иметь весьма позитивные последствия для гармоничного и целостного воспитания молодежи. К сожалению, в недавнем прошлом подобное сотрудничество не существовало. Наоборот, государство вело борьбу с религиозными и духовными ценностями, предлагаемыми церковью. Из-за этого у молодых людей возникала определенная раздвоенность. Школа предлагала им атеистическую концепцию жизни, в то время как в большинстве семей детям прививали религиозное видение мира. Такая раздвоенность имела довольно негативные последствия для гармоничного развития юношей и девушек и для их вхождения в общество.
Во времена тоталитаризма семья часто служила пристанищем и защитой для всех своих членов от вторжения тоталитарного государства. Однако семья не могла существовать словно крепость, изолированная от общества. Рано или поздно и в ее лоно попадали негативные влияния официальной марксистской идеологии. Это привело к растущей дезориентации общества и углубило кризис семьи, негативные последствия чего ощущаются сейчас.
После падения Советского Союза, государства, возникшие на его месте, начали нелегкий путь построения демократических структур, в уважении ко всем свободам, включая религиозную, которая во времена коммунизма постоянно нарушалась. В Энциклике Centesimus annus, опубликованной в 1991 году, Его Святейшество Иоанн Павел II подчеркнул огромное значение этого события. По его утверждению, причины развала коммунизма следует искать в отсутствии свободы, в ошибках экономического характера и в духовной пустоте, которую создавали эти режимы. В то же время, Его Святейшество предостерег народы, освободившиеся от коммунистического ига, от избрания порочных путей в стремлении достичь благосостояния любой ценой. Ибо этот процесс предусматривает изменение ментальности homo sovieticus, отличавшейся пассивностью, отсутствием предприимчивости, ожиданием, что государство решит все его проблемы, безразличием к потребностям других людей, в первую очередь бедных и нуждающихся, недостатком уважения к коллективной собственности.
С 1989 года до 2002 прошло 13 лет. Имеем право спросить себя, какую роль сыграли церкви в изменениях, произошедших в постатеистических обществах и, особенно, в соотношении образование - семья, что является темой нашего "круглого стола"? Позволю себе указать на несколько аспектов деятельности Католической церкви в этих странах Центральной и Восточной Европы.
После 1989 года Католическая церковь смогла переорганизовать свои структуры в тех странах, где раньше господствовал коммунизм. Это значит, что в упомянутых странах Католическая церковь создала диецезии, управляемые епископами; основала семинарии для подготовки духовенства; содействует развитию мужских и женских монашеских сообществ; занимается благотворительной деятельностью, ранее запрещенной государством или проходившей под его строгим надзором.
В то же время Католическая церковь, в основном через приходы, ведет воспитательную деятельность среди людей, содействуя воспитанию в вере семей верующих посредством, в частности, семейной катехизации. Через нее церковь ищет соответствующий способ обратиться не только к молодежи, но и к родителям, к матерям и отцам - к семье.
Проводя такую работу в посткоммунистических странах, Католическая церковь стремится претворять в жизнь предписания Второго Ватиканского Собора (1961- 1965), которые из-за отсутствия религиозной свободы в этих странах были неизвестны. Следует подчеркнуть, что Католическая церковь не претендует на какую-то привилегированную позицию в странах, где она присутствует. Это, впрочем, было бы и невозможно, потому что современное демократическое государство не может иметь государственной религии, ни предоставлять привилегии какой-то одной религиозной конфессии. Это противоречило бы конституциям отдельных государств, а также каноническим нормам Католической церкви, которая провозглашает отделенность церкви и государства, утверждая, вместе с тем, их сотрудничество ради добра отдельного человека и всего общества. Опыт показывает, что Святой Престол открыл путь, на который стали затем и другие религии. На практике это означает, что то, что государство готово гарантировать Католической церкви, оно готово сделать и для других Церквей и религиозных конфессий, имеющих хорошие позиции в стране.
Святой Престол и государства, в которых присутствует Католическая церковь, признают право родителей выбирать воспитание для своих детей. Например, в Конкордате между Святым Престолом и Польшей утверждается: "Признавая право родителей на религиозное воспитание детей и принцип толерантности, государство гарантирует, что начальные и средние государственные школы, а также дошкольные учебные заведения, управляемые светской администрацией или в которых существует самоуправление, внедряют, в зависимости от желания заинтересованных лиц, преподавание религии в рамках соответствующей школьной или дошкольной учебной программы". Похожее предписание находим в Соглашении между Святым Престолом и Республикой Хорватия о сотрудничестве в воспитательной и культурной сферах.
Нужно подчеркнуть, что когда речь идет о воспитании детей, преимущество выбора принадлежит родителям, а не государству и его институтам. Право родителей на воспитание своего потомства гарантировано не только в церковных документах, но и в актах, принятых всем международным сообществом, в частности, во Всемирной декларации прав человека 1948 года.
Во многих посткоммунистических странах ведется изучение религии в государственных школах. Речь идет об обучении конфессиональном. Этими правами пользуется как Католическая церковь, так и другие церкви. Для молодежи, которая не желает изучать религию, предусматривается изучение этики или другой альтернативной дисциплины.
Безусловно, обучение религии является большим вкладом Католической церкви в дело распространения христианской культуры. В частности, оно имеет важное значение для утверждения и закрепления за христианской семьей центральной роли в проекте становления общества и церкви. Для Католической церкви нормой и идеалом семьи остается навсегда Святое семейство из Назарета: Мария и Иосиф с Иисусом Христом в центре.
В соглашениях - конкордатах - заключенных между Святым Престолом и отдельными государствами (Украина не имеет подобного соглашения. - К.Г. ), содержатся положения о католических школах. Например, Конкордат между Святым Престолом и Польшей постановляет: "Католическая церковь имеет право основывать учебно-воспитательные центры и руководить ими, среди них - заведения дошкольного воспитания и школы всех ступеней, согласно предписаниям канонического права и принципам соответствующего гражданского законодательства". Подобное положение включено во все Договоры, подписанные Святым Престолом, в том числе, и с некоторыми посткоммунистическими странами. Это дает возможность создавать католические школы, которые, на определенных условиях, признаются государством и имеют такие же права и обязанности, как и государственные школы. Безусловно, программа католических школ должна быть одобрена компетентными органами государственной власти, имеющими также право контролировать учебный процесс в школах церкви. Кроме базовых дисциплин, общих с государственными школами, католические школы могут обогащать школьную программу некоторыми другими предметами и, в частности, предусматривать факультативную деятельность, очень важную для гармоничного и всестороннего формирования молодежи.
Так что не удивительно, что и некатолики посещают католические школы. Это особенно характерно для стран, где католиков - меньшинство, как, скажем, в мусульманских странах. Ученикам других вероисповеданий идет на пользу общая атмосфера в католических школах, где, как правило, с большей заботой занимаются процессом воспитания юного ученика, много внимания уделяют морально-этическим основам. Здесь с большим уважением относятся к другим религиозным конфессиям. Не нужно отмечать, что конфессиональное воспитание предоставляется только тем, кто обращается с просьбой в соответствующие церковные инстанции.
Будет полезно узнать, что сегодня во всем мире более 46 миллионов учеников и студентов посещают католические школы и только шестая часть их - католики. В частности, в мире существует 58 тысяч католических заведений дошкольного обучения, которые посещают более пяти миллионов детей. Затем идут 86,5 тысячи начальных школ, где учатся 25,5 миллионов детей; почти 35 тысяч средних школ (почти 14 миллионов учеников). В 1100 католических университетах и институтах учится более 2 миллионов студентов.
Католические школы работают также в посткоммунистических странах. В Польше существует более 200 католических школ и более 500 дошкольных центров; в Словакии - более 150 католических школ; в Республике Чехия - около 80; в Венгрии - около 180 католических школ различных ступеней; в Албании - 12; в Хорватии - 10; в Румынии - 8; в Боснии и Герцеговине - 5; в Словении - 4; две школы, соответственно, в Латвии и Литве. В некоторых странах, например, в Польше, Хорватии, Венгрии, Словакии, Литве, Словении существуют также и католические университеты и теологические факультеты, признанные соответствующими государствами.
Не сложно заметить, что я не привел статистических сведений о католических школах в большинстве стран бывшего Советского Союза. К сожалению, католических школ в этих странах слишком мало. Они в основном готовят священников и, как правило, не признаются на государственном уровне.
В Украине - ситуация особая. В стране существуют некоторые церковные школы, основанные родителями или группами мирян, которые государство признает. Если эти миряне являются христианами- католиками, то можно говорить в определенном смысле о католических школах. Кроме того, ведется диалог между представителями государства и церквей о признании теологии как университетской дисциплины. Такое признание уже существует в Российской Федерации и Беларуси. Украина также находится на хорошем пути. В апреле 2002 года министр образования и науки Украины подписал декрет, предусматривающий введение теологии как специализации при изучении курса философии в учебные программы высших учебных заведений. Одновременно была создана комиссия по изучению способа воплощения этого решения в жизнь.
Что касается преподавания религии в некоторых регионах Украины, в первую очередь, в западной части, то там уже несколько лет преподается христианская этика, и вроде бы с неплохими результатами. Относительно этого ведется диалог между представителями различных церквей и религиозных конфессий о включении этой дисциплины в качестве составляющей в учебные программы в государственных школах на всей территории Украины. Учитывая сложную религиозную ситуацию, отмеченную сосуществованием многих религиозных конфессий, среди которых целых три - православные, предлагается внеконфессиональное преподавание христианской этики. Эта идея достойна поддержки, поскольку она бы позволила многим юношам и девушкам открыть для себя корни и богатство национальной истории, тесно переплетенной с христианской концепцией жизни, как об этом свидетельствуют искусство, архитектура, традиция и, в целом, вся культура украинского народа.
Со своей стороны, Католическая церковь, имеющая большой опыт в этом плане, готова сделать свой специфический вклад в сферу воспитания также и в Украине путем введения католических школ, высших учебных заведений, преподавания христианской этики и с помощью других мер, которые будут полезны католикам, православным братьям и сестрам, а также другим людям доброй воли. В этом Католическая церковь ожидает сотрудничества с государством, которое должно изменить и адаптировать к требованиям времени существующее законодательство по этим вопросам, и, в целом, поддержки всего общества, как это происходит в других европейских странах с развитой демократией.
Воплощение в жизнь этих проектов может принести большую пользу украинскому обществу. Оно бы стало весомым вкладом церкви и религиозных сообществ в дело укрепления семьи. Развитие воспитания на благо семьи является важным измерением сотрудничества между светской и церковной властью на благо всего общества.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15