"Бориса Годунова" свозили в монастырь

Большой театр выступил в Пушкинских горах

Общество 
0
227
Время на чтение 3 минуты
Через неделю после довольно камерного показа "Бориса Годунова" Валерием Гергиевым в Выборгской крепости (первую, то есть самую короткую, безантрактную версию оперы слушали несколько сотен человек) Большой театр показал своего "Годунова" в Псковской области, у стен Святогорского монастыря, рядом с могилой Пушкина. Это была принятая в советское время редакция Римского-Корсакова - пышная, длинная, с польским актом. Если учитывать генеральную репетицию, на которую тоже продавались билеты, спектакль Большого увидели около четырех тысяч человек.
Посмотреть спектакль съезжались на специально организованных автобусах, жертвуя привычным распорядком дня. Представление заканчивалось поздно, во втором часу - когда белая псковская ночь все-таки темнела и светотехники получали возможность развернуться на полную катушку. Тогда эффектнее становились красноватая подсветка возвышающегося за деревьями монастыря и белый монумент над могилой Пушкина за монастырской оградой. Большую часть привычного пейзажа, впрочем, заслоняла новостройка. Это была полноценная монастырская стена в духе Псковского кремля, с башенкой и деревянной галереей, которая, собственно, и служила основной декорацией "Бориса". Стена неплохо вписывалась в пейзаж, хотя оставалось непонятным, зачем везти псковичан на автобусах за 150 км, если ровно такую же стену можно найти у них дома.
Кроме стены почти ничего не было видно. Очевидно, бросив все силы на ее возведение, организаторы забыли про то, что в окрестностях пушкинской могилы нет лож, как в Большом театре, откуда удобно было бы смотреть на низкую сцену. Эти ложи публика спонтанно начала организовывать себе сама, уже после первого антракта взобравшись на ближайший холм. Было бы намного толковее, если бы часть бюджета (14 млн рублей) была потрачена на нормальную наклонную террасу для зрителей, а не на плоский партер.
Слушать было намного проще, чем смотреть, хотя подзвученный общим микрофоном хор был жидковат на фоне солистов, у каждого из которых был свой микрофон-петличка. У многих, к числу которых, увы, не относился исполнитель заглавной роли Владимир Маторин, были слышны слова. Впрочем, харизматический бас Большого был по-своему неотразим в финальной сцене смерти, исполненной с уже неведомой новому поколению артистов диковатой советской стильностью. С ним в этом мог соперничать разве что еще более легендарный человек - отец стоявшего за пультом нынешнего главного дирижера Большого Александр Ведерников-старший: он был совершенно неукротим в роли пьяного монаха Варлаама. Из молодых живое ощущение стиля продемонстрировал тенор Леонид Виленский, очень музыкально и с довоенного качества дикцией пропевший партию Юродивого.
Но в целом именно советская дряхлость спектакля Большого мешала превратиться ему в современное уличное оперное действо, о модности которого во всем мире много говорили организаторы проекта. Постановка "Годунова" была сделана еще в 1948 году. Его адаптация к местным условиям (режиссер - Сергей Свенцицкий, художник - Вячеслав Ефимов) только лишний раз продемонстрировала, что спектакль отслужил свое. По-хорошему нужно было бы делать совсем другой спектакль - гораздо более плакатный, не раздражающий зрителей без VIP-билетов мелкотой мизансцен. Но перед спектаклем организаторы, поразив воображение собравшихся настоящей интернетной пресс-конференцией, огласили принцип адаптации: "Не менять то, что можно не менять". Понятно, что этот принцип очень приятен местным зрителям, которые теперь могут считать, что они почти побывали в Большом театре. Но если вдуматься, то он более удачен в археологии или реставрации, но странен в таком вполне живом искусстве, как театр.
Есть большие основания думать, что псковский проект Большого театра станет ежегодным - об этом почти с уверенностью говорил один из его организаторов, директор Российского театрального агентства Давид Смелянский. Главная проблема, которая мучит организаторов: погода. С основным представлением "Годунова", например, на этот раз повезло, а генеральную репетицию пришлось пару раз прерывать из-за дождя. Но не менее серьезная проблема - это внятно сформулированная концепция оперного спектакля под открытым небом. Тучи в крайнем случае можно самолетами разбомбить. А с недодуманным спектаклем уже ничего не сделаешь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Бирюкова
Снова вместе
Геннадий Рождественский выступит вместе со своими учениками
18.09.2002
Все статьи Елена Бирюкова
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07