- Узбекистан активно поддержал антитеррористическую операцию в Афганистане. Однако под ударом оказалась не только армия талибов, но и мирное население, мусульмане...
- Америка права в своих попытках уничтожить гнездо терроризма. Мусульмане Узбекистана, возмущенные чудовищными преступлениями в Нью-Йорке и Вашингтоне, поддерживают это. Да, в Афганистане страдают и мирные люди. Но почему мы так быстро забыли о том, сколько невинных людей погибло в США, сколько семей потеряли отцов, матерей, детей, сколько горя причинили террористы? США не воюют против мирных людей, против мусульман, против ислама. А ответственность за невинные жертвы несет режим талибов.
- Как вы относитесь к тому, что американцы получили в Узбекистане для проведения своих операций аэродром?
- Так решило наше правительство, и мы согласны с этим. Мы не против американцев в Узбекистане, мы вместе делаем одно благое дело.
- Известно, что талибы выступили с угрозами в адрес Узбекистана, объявили ему едва ли не джихад.
- Узбекистан - носитель давних исламских традиций, и талибы нас ничему научить не могут. Под Самаркандом в местечке Чилек находится мавзолей имама аль-Бухари. Он в исламе признан самым крупным богословом, собравшим все хадисы в одну книгу. Кроме него в Узбекистане жили и творили аль-Термехзи, Маргилани, десятки других исламских светил. И в наше время в узбекских медресе работают немало выдающихся улемов. Кто такой талиб? Талиб - просвещенный человек, человек, ищущий знаний. Это уважаемый человек среди мусульман. Однако талибы Афганистана связались с террористами, с наркотиками, уничтожают памятники культуры, несут вред и войну своему народу. Я не считаю их за настоящих мусульман. Ведь что такое джихад? Это движение вперед, к совершенству. В священных книгах сказано, что в первую очередь мусульманин должен бороться с грехами, искушением дьявола. Талибы объявили джихад Узбекистану. Но в Коране сказано, что если в стране есть хоть одна мечеть, против нее нельзя объявлять джихад. Талибы плохо учились...
- Однако что тогда толкает молодых узбеков в исламские организации, которые призывают к борьбе с существующей властью?
- Наши молодые люди действительно вступают в ряды "Хизбут-ит-Тахрир", Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Главная причина - резкий переход от советского атеизма к религиозной свободе. У молодежи нет знания настоящей веры.
Этим воспользовались различные миссионеры, сумели увлечь неокрепшие души. Наш народ в массе доверчив, хочет угодить гостям, порой, может, с чем-то и не согласен, но редко скажет об этом в глаза, чтобы не обидеть. Напомню, "Хизбут-ит-Тахрир" официально запрещена во всех мусульманских странах. Мы тоже приняли меры. Совет улемов (ученых) управления мусульман Узбекистана рассмотрел вопрос о деятельности "Хизбут-ит-Тахрир". Мы изучили их доктрину, сопоставили их принципы с Кораном, хадисами. И пришли к выводу, что их учение противоречит основным принципам ислама.
- Утверждается, что тысячи последователей "Хизбут-ит-Тахрир", ИДУ арестованы властями, брошены в тюрьмы...
- Да, это так. Но мы не признаем, что "Хизбут-ит-Тахрир", ИДУ- оппозиционные партии. Ислам не допускает раскола мусульман на партии, мы все едины перед Аллахом. Некоторые правозащитные организации говорят о "независимых" мусульманах. Но таких просто не может быть. Члены этих организаций преследуются не за взгляды, а за нарушение законов Узбекистана: организацию подпольных типографий, распространение листовок, видеокассет, книг, брошюр, призывающих к созданию халифата, свержению власти, разжигающих ненависть между людьми разной веры, за участие в незаконных вооруженных формированиях. Все это противоречит конституции Узбекистана, законам светского государства, которое вынуждено защищаться.
- Но не может ли такая жесткая, карательная политика породить массовое недовольство, упрятать болезнь внутрь, загнать радикалов в подполье, склонить их к терроризму?
- Тысячи заблудших уже помилованы нашим президентом, попали под амнистию к 10-летию независимости Узбекистана. Многие после искреннего раскаяния были отпущены без возбуждения уголовных дел, вернулись в семьи. Узбекские мусульмане имеют все возможности верить в Аллаха. При СССР у нас было 80 мечетей, Бухарское медресе и Ташкентский исламский институт, где готовили священнослужителей для всего Советского Союза. В паломничество могли выехать не более 15 верующих в год. Сегодня в Узбекистане молятся в 2000 мечетях, открыты 10 медресе, действуют Ташкентский исламский институт и Ташкентский исламский университет (светский). Каждый год на большой хадж выезжают 4 тысячи мусульман, на малый - 3 тысячи.
Ташкент