Наши казаки!..

Общество 
0
133
Время на чтение 5 минут
Не так уж много в мире творческих коллективов, исчисляющих свою историю в течение почти двух веков. Его летоисчисление начинается с 1810 года, когда просветитель Кубани, протоиерей Черноморского казачьего войска К. Россинский, обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора.
Это было тяжелое время. Вся просвещенная часть общества обратила взоры на Запад. Говорила, читала, даже думала по-французски. Русское национальное изгонялось или было предметом насмешки. В любой области ценность определялась сравнением с французским, итальянским - словом с западным. Именно в это тяжелейшее время был создан Войсковой певческий хор, скорее всего, в противовес культурному разоружению и национальному обезличивания. Сдача культурной сферы неотвратимо привела и к изменениям военно-политическим. У Наполеона под ружьем было 1,1 млн. человек, в России - 270 тысяч, причем непосредственно против Наполеона 150 тысяч. Население Франции и России в то время было 45 и 30 миллионов соответственно. И тогда бытовало мнение, выраженное в письме Растопчина царю: "Ваша империя имеет двух могущественных защитников в ее обширности и климате... Русский император всегда будет грозен в Москве, страшен в Казани и непобедим в Тобольске". Но расстояние и даже климат не способны ни защитить, ни изгнать. Самое страшное были рознь и уныние. Требовалось проявление сознательного духовного единения, торжественного и радостного чувства общей принадлежности к великому делу справедливости и истины, которое выше и больше отдельной судьбы. Именно сознательное духовное единение казаков было исходным строительным материалом в слиянии в одном крепнущем с каждым днем чувстве, что надо защищать Россию ценой любых жертв, спасать ее от нашествия.
В песнях, прозвучавших со сцены Государственного Концертного зала имени П. И. Чайковского 10-11 октября 2001 года, удивительно слились звуки из походных и бытовых песен, записанных в разных станицах истории казаков простертой в несколько тысячелетий и современные казачьи песни, музыку к которым написал художественный руководитель Кубанского казачьего хора В. Захарченко. Музыка, смею отметить, выдающегося художественного достоинства.
Кому доводилось видеть блеск глаз искренне верующих людей в церкви, поймет атмосферу зала в этот вечер. Может, в продолжение традиций участия хора в литургических храмовых службах, а может, не в суетном спокойном отрицании экстремизма телесного начала, утратившего свое истинное назначение, - служить вместилищем и орудием высших духовных энергий, звуки неимоверной исторической глубины, всей полнотой всеобъемлющего звучания остудили гордыню, осветили душу, включили слух, понимание близости и приобщения к высокому.
Песня за песней: строевые. шуточные, лирические, сменяя друг друга, еще и еще раз захватили зрительный зал. Восприятие незнакомой, услышанной первый раз песни - особенный процесс для каждого человека, а здесь, в зале, громада народа, стоявшего где только можно расположиться, слилась в одном, крепнувшем с каждой песней чувстве. Мы - единый народ, мы - живы. Это не была отдельная вспышка. Волна все время нарастала.
Первое отделение завершилось исполнением песни "Роспрягайтэ, хлопци, конэй". Гром аплодисментов, бесконечное "браво", "любо", и солист, народный артист России Анатолий Лизвицкий, в который раз выходит на сцену, зал замирает.
Ничего не говорю о танцах. С 1938 года в хоре появилась танцевальная группа. На сценах Москвы выступало множество танцевальных коллективов, но такой исторической и этнографической достоверности достичь никому не удавалось. "Вербохлест", "Крыло", "Кавказская сюита", "Встреча кубанских казаков" - это картины народной жизни, с ее фольклорной самобытностью, отражением правды национального характера. В настоящее время главным балетмейстером коллектива является заслуженный деятель искусств России, Украины и республики Адыгея Николай Кубарь. Ему удалось создать великолепный ансамбль высококлассных исполнителей, которые своим искусством поразили зрителей.
Второе отделение, казалось, продолжит течение первого, но оно приобрело как бы свое лицо. От полноты самодостаточности самого казачьего искусства потекла песня В. Захарченко на стихи А. Блока "Опять над полем Куликовым". Традиции, прежде всего духовные, а затем уже и физического богатырства, не перевелись на Руси. Как будто встали два инока Троице-Сергиевой Лавры. Александр Ослябя и Андрей Пересвет, сокрушившие в единоборстве иноземных богатырей в начале Куликовской битвы. В XIII веке монголы одолели наших предков, но одолели не единое Русское государство, а кучку разрозненных княжеств (по-современному "суверенных" государств).
Во времена Ф. И. Тютчева уровень культуры оценивался умением петь в хоре. Коллективное пение, наложение тембров, взаимодействие голосов, партий, когда каждый голос должен слышать рядом поющего, весь хор и себя, сравнимо разве что с этикой казачества, где сила и дух каждого обретаются в коллективном взаимодействии.
Что бы ни исполнялось в этот вечер, все имело особое, отличительное от предыдущего и вместе с тем внутреннее единство. "Край ты русского народа" на стихи Ф. И. Тютчева сменялось песней "Я - деревня, Я - село", стихи и музыку к которой написал талантливейший музыкант, композитор, режиссер, подвижник Геннадий Заволокин, безвременно ушедший от нас. Более 600 телепередач "Играй, гармонь" создано им. Живя в Сибири, он пел и играл из Москвы голосом и звуком народа российского.
Седые мужики прятали глаза, когда на сцену вышла дочь Геннадия Заволокина Анастасия и спела песню "Играй, гармонь. Душа России". Зал стоя приветствовал дочь великого творца.
Удивительная находка - песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова "Мать и сын" в исполнении вокальной группы Детской школы Кубанского казачьего хора с солистами Мариной Ищенко и Сеней Замковым. "Гнуться деревья, гнуться деревья, мы не согнемся..." Искренность детского пения, растроганность авторов, волна душевного подъема зрительного зала в который раз соединили сцену и зал. Кого только не было в зале - и бас из Австралии А. В. Шахматов, и академик И. Р. Шафаревич, и глава писательской организации России В. Н. Ганичев, замечательный поэт В. Н. Костров.
"Ангелом мира" величался царь Александр I в Париже в 1814 году. Парижанки выражали свое восхищение элегантным и любезным царем тем, Что ввели в моду "александровские букеты", состоявшие из цветов, первые буквы которых составляли имя русского государя. Восторженность парижан распространялась на русскую армию: в первых дни хозяева кофеен отказывались брать деньги с русских - в благодарность за то, что они не мстят за сожженную Москву.
Отечественная война принесла Александру всемирную славу. В России - неисчислимые людские потери, 500-миллионный государственный долг (только пятая часть которого покрывалась контрибуцией) и политический нарыв в виде Польши. Как умолял царя умирающий Кутузов не ходить в Европу. Россия, вынесшая главную тяжесть, получила меньше не участвующих стран.
Ныне всем туристам в Париже на Елисейских полях рассказывают о том, как русские казаки вырубили там когда-то все вековые платаны. Им рассказывают гиды не о сожженной Москве, не о том, что в огне пожара 1812 года сгорел единственный оригинал рукописи XII века ?Слова о полку Игореве?, не о мародерстве армии Наполеона, а - о ?дикости? русских казаков, непонимании ими ценности платанов. И русские туристы, вернувшись домой, тоже с сожалением вспоминают лишь о платанах... А в Концертном зале, как и почти двести лет назад на Елисейских полях в Париже, звучало "Казацкому роду нэма переводу".
Марш "Прощание славянки" завершил вечер. Первые аккорды марша осветили путь освобождения из духовного ига, путь, который начинается в умах и сердцах.
"Россия выстояла, в этом больше нет сомнения. Она выстояла, если говорить, смещая времена, и о будущих, не менее тяжких и коварных испытаниях. Будущих еще, как в Смуту XVII века присяги неразборчивых патриотов на верность лжеадмиралам, будет череда примерок на трон от боярских партий... будут шатания и нестроения, как обычно, особенно злые на исходе напасти - будет еще многое, даже и не бывавшее.. Но прежде ополчения войскового, кладущего конец беспорядку, встает невидимое духовное ополчение, собирающее Божью правду со всех земель и российских народов и водружающее как на Хоругвь посреди России, чтобы начертанные на ней письмена не укрыли никакие расстояния и не заглушила никакая разноголосица", - сказал на X съезде писателей России В. Г. Распутин.
Из глубины тысячелетий принесла река памяти песни кубанских казаков в Москву, и хоругвь, поднятая Виктором Захарченко в центре столицы, собирает невидимое духовное ополчение...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28