К 180-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского

Гуманизм трагический

Общество 
0
136
Время на чтение 4 минуты

В эти дни любители литературы и ценители провидческих идей отмечают памятную дату - 180-летие со дня рождения великого русского писателя и мыслителя, одного из "вечных спутников человечества" Федора Михайловича Достоевского.
В нашей республике к юбилею классика приурочены выставки различных изданий его произведений - на языке оригинала и в переводах на молдавский и другие языки, литературные вечера, лекции о жизни и творчестве автора гениальных романов и "Дневника писателя", иные мероприятия.
В преддверии памятной даты (она приходится на 11 ноября) мы публикуем статью, в которой предпринята попытка пунктирно обозначить главные вехи творческого пути Достоевского, оценить его лепту в мировую литературу и историю общественной мысли.
По отзыву Горького, по силе таланта рядом с Достоевским можно поставить лишь Шекспира. И действительно, автор "Преступления и наказания", "Бесов", "Братьев Карамазовых", "Идиота", "Подростка" и "Записок из подполья" предвосхитил философские, психологические, социологические открытия ХХ века, сумел проникнуть в тайную тайных души человека, обнаружил в ней такие высоты и пропасти, о которых прежде мало кто догадывался.
Питомец натуральной школы, поначалу воспринятый читающей Россией как певец "бедных людей", "униженных и оскорбленных", Достоевский очень скоро "вырос" из гоголевской "Шинели". Практически одновременно с Марксом, проанализировавшим феномен человеческого отчуждения, Достоевский (не знакомый, кстати говоря, с работами основоположника научного коммунизма) выявил психологические аспекты этого кризисного явления.
Все дальнейшее творчество Достоевского - мучительный поиск путей, выводящих человека из застенков отчуждения и несвободы, борьба с дегуманизацией личности. Постигнуть истинную сущность героя, выявить подлинные мотивы поступков - такую цель ставил перед собой Достоевский. Для этого, однако, приходится проникать в чуланы людских душ гораздо чаще, чем в их гостиные. Такова цена познания! Потом о Достоевском по праву напишут: "Читая его, пугаешься порой его всезнания, этого проникновения в чужую совесть. Мы находим у него наши помыслы, в которых мы никогда бы не признались не только другим, но и самим себе". Его еще в прошлом веке назовут "первым психологом мировой литературы". Сам писатель оспаривал подобные определения, утверждая, что является "не психологом, а реалистом в высшем смысле" - не просто создающим в романах определенные социально-психологические типы, а изображающим "все глубины души человеческой" (редко укладывающейся в прокрустово ложе понятия "социально-психологический тип".
Достоевский открыл своеобразную "теорию относительности" человеческой души: каждый из героев шире, многограннее любой однозначной трактовки, данной ему кем-то другим. Личность любого человека неповторима, уникальна, она, действительно, мера всех вещей.
Для воссоздания необъятного мира личности уже не годилось традиционное повествование "от лица автора" - всезнающего, судящего извне. Достоевский создал новый, социально-философский идеологический роман, в центре которого - столкновение нескольких совершенно равноправных точек зрения на "вечные" вопросы бытия, истины, добра (что позволило в каждом конкретном случае высвечивать разные грани любой из проблем, не лишая читателя возможности оспорить любое относительное, компромиссное решение). Романы вовлекали читателя в полемику с героями, даже с самим автором!
За проникновение в круги ада личности, за беспощадное "срывание всех и всяческих масок" Н.Михайловский назвал Достоевского жестоким талантом.
Да, великий гуманист не страшится говорить о людях и о себе, в первую очередь, всю правду. Он ставит своего героя в ситуацию альтернативного выбора, вынуждающую персонажа мучиться и зачастую мучить других людей. Но это - жестокость врача-экспериментатора, который, желая спасти тысячи жертв от смертоносной эпидемии, сам себе прививает вирус, не имея никакой уверенности в благополучном воздействии вакцины.
Герои Достоевского мечутся между бунтом и смирением, нигилизмом и трагической верой в грядущую гармонию. Неодолимая мука (но и величайшее наслаждение!) для его героя - постоянная "пытка мыслью", жажда самостоятельно отыскать ответы на вечные вопросы.
Самая сложная проблема, которую они пытаются разрешить, - "границы" свободы. (Иван Карамазов произносит знаменитые слова: "Если бога нет, то все позволено!"). Лишь ощущение свободы убеждает героев, что они существуют как личности. Ущемление их свободы, попытка заранее рассчитать чужой поступок и вписать его в определенную клеточку собственной схемы вызывает бунт персонажей. Даже Ганечка Иволгин (по мнению других, готовый из-за денег ползти по Питеру на коленях), - даже он способен поступить свободно, сохранить достоинство, алкая денег, не броситься за ними в камин...
В то же время писатель видит и оборотную сторону проблемы. На примере Ивана Карамазова, Раскольникова, Ставрогина он доказывает, что свобода оборачивается произволом, если она обретена ценой подавления другой личности. Никто, даже ничтожная старуха-процентщица, не может быть использован как средство для достижения самой благой цели. Жизнь человека, его свобода - величайшие ценности, и никому не позволено распоряжаться ими по своему усмотрению. Более того, нельзя обрести счастье или даровать его людям ценой чужой трагедии: Иван Карамазов "почтительнейше отказывается" от билета на вход в грядущее "царствие гармонии", если для его наступления требуется "слезинка хоть одного невинного ребеночка".
Но именно Достоевский, показавший человека без всяких прикрас, описал и "тип всемирного боления за всех". Коли человек не смиряется с мировым злом и его бациллами, обитающими в каждом, писатель не выносит обвинительный приговор, а оставляет вопрос о виновности или правоте открытым. И хотя попытка создать образ "положительно-прекрасного человека" - таким писатель изобразил князя Мышкина в "Идиоте" - не совсем удалась, Достоевский истово верил, что будущее - за такими людьми.
...Ушли в прошлое времена, когда Достоевского огульно именовали чуть ли не проповедником зла, певцом упадка. Более близка к истине точка зрения современного литературоведения: декадентским является лишь то искусство, которое приемлет упадок, не борется с ним, а не то, которое ставит диагноз, даже если не обладает пока спасительным рецептом.
И хотя надежда писателя - "красота спасет мир!" - пока остается мечтой, но свой долг - долг человека, гражданина, писателя - Достоевский выполнил: его произведения никогда не оставляют людей равнодушным, они всегда будят мысль и совесть читателей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52