"О национальной гордости" малороссов

Евгений Зарудный, кандидат философских наук, кафедра украиноведения и латыни Национальной фармацевтической академии Украины

Общество 
0
127
Время на чтение 6 минут

Возле Харьковского моста, построенного в 1954 году, вот уже почти полстолетия стоят две скульптурные пары: казак со стрельцом слева, и колхозница с шахтером справа. Ушли в прошлое коммунистическая история и коммунистическая перспектива, распаевали колхозы и закрыли шахты. Но украинец и россиянин, крестьянка и рабочий все так же уверенно смотрят вперед. И смотрят они (наверное, что по чьему-то недосмотру) на запад.
Вполне очевидно, что первая группа является вариацией на библейскую тему возвращения ?блудного? сына. Задорный мальчишка держится левой рукой за саблю, но уже понял, что крепче стали поддержка брата: ?украинский народ всегда был верным другом своему старшему брату - великому русскому народу?, как отмечает в юбилейной статье ?Старший брат в семье народов СССР? харьковская газета ?Красное знамя?. Старший, поддерживая juniora правой рукой, патерналистски обнимает его левой - ?берет под свою высокую руку?. Под скипетром русских самодержцев Войско Запорожское превращается в Малороссию, а советская империя логично завершает процесс возвеличивания титульной нации и ?змалечування? нации колонизированной: в соответствии с коммунистической доктриной старшим в семье ?гонимых и голодных? является пролетариат (титульной нацией которого априори была русская: только россияне в СССР не имели собственного ?боевого отряда? - Компартии), а младшим - крестьянство; Украина же по традициям и менталитету, страна преимущественно крестьянская. Малороссия, именно это название и связанные с ним ассоциации и являются предметом исследования.
История названия территории, которую сегодня охватывают границы государства Украина, выглядит так: ?целую страну сначала звали просто Запорожским войском. Но среди народа скоро принялось название ?Украина?, которое издавна носила Южная Приднепрянщина как окраинная земля на пограничье с дикой степью. Это название употребляло порой и казацкое правительство... Зато киевские книгочеи изобрели себе название ?Малой России?, которое когда-то употреблял греческий патриархат как определение Галицкой митрополии. Этот термин радостно приняла Московщина, так как таким образом она могла легче выказать право на превосходство над Украиной? (История украинской культуры. Под редакцией Ивана Крипьякевича. Киев, Лыбидь, 2000, с.154). ?Киевские книгочеи? изобрели велосипед. В соседней Польше территория в бассейне рек Варта и Нотец носит название Великой Польши. Именно здесь в конце Х века находился центр формирования Польского государства. В случае с Великороссией этот ?изобретение? не срабатывает, ведь не украинскими националистами выдумано – ?Киев - мать городов русских?.
Возвеличилась Россия в 1654 году; искусственное название ?Великая Россия? призвано было зафиксировать новые политические реалии, заключавшиеся в вассализации Москвой казацкого народа (который, кстати, именовался московитами не иначе как ?запорожские черкасы?). Похоже, что именно гетман и подсказал московским дьякам новую титулатуру царя. Уже 8 января 1654 года, то есть непосредственно после принесения присяги, Богдан Хмельницкий обращается к своему новому суверену как к ?всеа Великия и Малые Русии самодержцу?. Сам царь еще месяц продолжает титуловать себя ?всеа Русии самодержцем?. Впервые (если верить изданному в 1954 г. сборнику ?Воссоединение Украины с Россией?) ?Великия и Малыя Россия? появляется в титулатуре Алексея Михайловича 7 февраля 1654 года.
Примеры возвеличивания (?собирания земель?) не редки в истории. Скажем, после наследования шотландским королем Яковом (Джеймсом) VI Стюартом английской короны появляется Великая Британия. Тем не менее разница есть, и существенная: ?Великая Британия? не является проявлением превосходства, которое заключается в противопоставлении Большой части - маленькой, а проявлением сопоставления - пусть и разных по количественным параметрам - однородных частей под скипетром Величия.
Описывая родословную русов, автор ?Истории русов? разделяет Славянщину ?на Чермную, или Красную Русь - за землей, родящей цветные травы и червец в краю полуденном, и на Белую Русь - за большими снегами, выпадающими в стороне северной?. Московское же царство, пишет дальше псевдо-Конисский, ?соединив много княжеств русских воедино... носило название Великой России; те же обе Руси вм есте названы тогда Малой Россией?. ?Географические? исследования автора якобы недвусмысленно свидетельствуют: ?историческая концепция псевдо-Конисского исходит из единства истории ?Малой России? с историей ?всей России? (так считает М. Попович в ?Очерке истории культуры Украины?). Тем не менее задекларированная таким образом сущностная равнозначность русских частей, соединенных воедино московским царем, отрицается словами, которые говорит гетман Мазепа: ?Известно же, что когда-то мы были то, что теперь московцы: правительство, первичность и самое название Русь от нас к ним перешло?. То есть здесь ?Киевская Русь объявлена Русью исключительно малороссийской?. Так определяет позицию автора ?Истории? относительно соотношения Малороссия-Великороссия Николай Ульянов (?Происхождение украинского сепаратизма?). По мнению русского писателя и философа, ?История русов? не признает не только единого общерусского государства Х - ХIII веков, но и населявшего его единого русского народа. Напрасно приписывают М.С. Грушевскому авторство самостийнической схемы украинской истории: главные ее положения - изначальная обособленность украинцев от великороссов, раздельность их государств - предвосхищены чуть ли не за сто лет до Грушевского?. Запомним слова обиженного гетмана, формулирующие суть этой схемы, и обратим наш взгляд к седой древности.
Великая Греция. Совокупность полисов, возникших на южном побережье Италии и Сицилии вследствие Великой греческой колонизации VIII - VII вв. до Р.Х. В Таренте, Сибарисе и других итальянских городах колонисты и становятся, собственно, ?греками?, ведь именно из Великой Греции начали свое знакомство с греческой культурой римляне, от которых, как считается, и пошло название - ?греки? (graeci). Но действительно Великим - не только в географическом, но и в культурном понимании - был не ?греческий?, а эллинистический мир. Это уточнение весьма существенное. Во-первых, сами ?греки? - ахейцы, спартанцы, беотийцы и пр. - называли себя эллинами, а во-вторых - первый и решающий шаг к эллинизации Ойкумены был по отношению к эллинам насильственным. Македонское царство, выросшее, как говорил М.С.Грушевский о Владимиро-Московском государстве, обосновывая изначальную отделенность украинцев от великороссов и раздельность их государств, ?на своем корне?, при Филиппе II и, в особенности, Александре Великом претендовало не только на политическую гегемонию; оно присвоило себе первичность и само название эллинов, объединив эллинские полисы и противопоставив их неэллинам, то есть варварам-персам.
Полную аналогию завершают претензии оскорбленного эллина Демосфена, изложенные им в известной третьей филиппике: ?Он (Филипп. - Е.З. ) мало того, что не эллин, и ни в каком родстве с эллинами не находится; он даже не варвар приличного происхождения, но жалкий македонец, а из Македонии в прежнее время нельзя было купить даже дельного раба. И тем не менее разве он не учинил эллинам самого тяжкого оскорбления? Помимо разрушения государств, он устраивает пифийские игры, общие для всех эллинов... он присвоил себе первенство в вопрошании оракула, устранивши нас, фессалийцев, дорян и прочих амфиктионов, к каковому званию причастны даже не все эллины? (Цитирую по московскому изданию 1903 года. - Е.З. ).
О впечатлении, которое произвела ?История русов? как на ?эллинов?, так и на ?македонцев?, выразительно рассказывает Н.Ульянов: ?Но давно уже выделился среди этих апокрифов (казацких летописей. - Е.З. ) один совершенно исключительный по значению, сыгравший роль Корана (!) в истории сепаратистского движения... Речь идет об известной ?Истории русов?... Написана чрезвычайно живо и увлекательно... Расходясь в большом количестве списков по всей России, она известна была Пушкину, Гоголю, Рылееву, Максимовичу, а впоследствии - Шевченко, Костомарову, Кулишу... Читатели самые образованные оказались беззащитными против нее?. Красноречие Демосфена не спасло Элладу. Не спасло Малороссию и русское культурное украинофильство, распространенное в широких кругах - вплоть до высших; русский деспотизм оказался не таким уж и беззащитным перед ?Кораном? и ?пророками? украинского сепаратизма. Такого издевательства над своей историей и культурой не испытал ни один народ империи.
Почему, спросим мы, русская империя спокойно терпела в своем теле инородные княжества, которые, в принципе, можно было бы и ?отпустить? (как высказался о Польше Александр II), а Украину лишила даже имени, а народ украинский - языка, всячески стараясь растворить все украинское в русском? Ибо без Малой - в деспотически-имперском понимании этого слова - России существование Великороссии, в том же понимании, невозможно (сегодня мы это видим в бешеном сопротивлении Московского патриархата киевской автокефалии; что такое Русская православная церковь без украинских приходов?) Ибо крайне раздражающими для имперского величия оказываются упоминания об определяюще-культурном малороссийском влиянии.
После первых побед над испанцами нидерландские патриоты (конец ХVI в.) бросились искать суверена для своей страны. Им ?повезло?: монарха, который бы изъявил желание взять под свою высокую руку мятежные земли, которые бросили вызов могущественной Испании, не нашлось. Поэтому голландцы еще немного повоевали и, наконец, провозгласили свою собственную независимую республику. Украине повезло меньше; точнее говоря - позже. Но получив независимость политическую, Украина, чтобы ее не утратить, должна завоевать независимость культурную, которая начинается с осознания собственной чести и достоинства.
Харьков

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Клара Гудзик
Церковь на распутье
Архиепископ Львовский Макарий: "Вселенский патриарх имеет и желание, и право вмешаться в наши дела"
13.10.2005
Битва за Лавру
Быть ли заповеднику в стенах монастыря?
10.04.2004
Украина призвана стать экуменической лабораторией христианства
Архиепископ Никола Этерович о Католической церкви, душпастырях и готовности к диалогу
24.03.2004
Все статьи Клара Гудзик
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27