Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Экономия и деньги в русской ментальности и в Европе

Независимая газета

17.04.2002

Анна Яковлева, рисунок Вадима Мисюка

Русские любят сорить деньгами. Они не умеют их копить и тратить рационально. Таков один из самых распространенных национальных стереотипов в европейских представлениях (в особенности в протестантских странах) о людях русской культуры. Впрочем, национальный характер не может полностью совпадать ни с самооценкой, ни со стереотипными представлениями иностранцев.
Люди склонны считать свое, привычное и знакомое, хорошим, разумным и нормальным, иностранное часто кажется неразумным, некрасивым, аномальным (особый вкус русской интеллигенции к самоуничижению и поклонению иностранному под кодовыми названиями "Запад", "цивилизованные страны" и пр. - дело уникальное, поражающее представителей самых "цивилизованных стран"). Однако плодотворное общение возможно лишь тогда, когда мы видим различие между культурами и способны уважать другого как Другого, а не третировать его как извращение природы.
Протестантская культура сформировала этику современных деловых и во многом личностных взаимоотношений в современном мире. И нынешний бизнесмен где-нибудь в Германии может быть неверующим, но неукоснительно следовать протестантским ценностям умеренности, экономии, планирования своей жизни. Бережливость по отношению к вещам, деньгам, времени - одна из существенных характеристик протестантской ментальности. Макс Вебер показал протестантские корни этих ценностей в Европе. Протестантизм, и в частности лютеранство, сформировали особый образец "монашеской жизни в миру". Идея "жить, чтобы работать" стала принципом жизни порядочного человека. Кроме того, добродетельной с моральной точки зрения и социально одобряемой стала считаться жизнь по принципу "иметь больше - тратить меньше". Труд стал первой обязанностью протестанта в этом мире. Все это развязывало тенденцию к неограниченному приобретательству. В итоге формировались капиталы, используемые не для потребления, а в качестве инвестируемых средств. Так началась капиталистическая эра. Позже позиции протестантизма как религиозной доктрины существенно ослабели, однако буржуазная ментальность была уже сформирована. Например, в лютеранской Финляндии, по мнению социологов, лишь 10-15% людей действительно верит в Бога, но отстаивание принципа умеренности во всем, бережливость и экономия остались социально одобряемыми нормами поведения для всех финнов.
Финские умеренность и экономия зачастую представляются русским жадностью, планирование собственной жизни - скучным и непродуктивным. "Не надо мелочиться", "зачем же скупиться", "какая тоска - жить по расписанию" - обычная русская реакция на европейское понимание экономии, бережливости и умеренности. Заплатить за спутницу в транспорте или отказаться от денег за книгу, купленную по просьбе друга и на собственные средства, вполне естественно для русских (другое дело, что сейчас не каждый может себе это позволить, однако такого рода нормы остаются нормами в сознании людей), но выглядит расточительностью и мотовством для многих европейцев.
Основу русского умостроя составили частью языческие, частью православные нормы отношения к жизни. Русская ментальность была сформирована на религиозной почве, а эти нормы были восприняты и теми, кто далек от всякой веры и церкви. Следует иметь в виду, что российское общество сейчас гораздо более дифференцированно, чем, положим, финское, более гомогенное. В России существует множество социальных групп, классов и слоев, различающихся своими культурными нормами. Нынче большинство россиян вынуждено проявлять экономность и бережливость в отношении вещей и денег. Но структура расходов и при такой ситуации существенно отличается от европейских норм. На чем экономят, от чего отказываются, а что сохраняют как необходимую часть расходной части домашнего бюджета? Общей чертой здесь видится стремление сэкономить на еде, развлечениях, одежде. От покупки книг русская интеллигенция отказывается в последнюю очередь, долго пытаясь найти другую сферу для экономии. В благополучной Финляндии книги покупают редко и мало, предпочитают читать их и массовую периодику в библиотеках или кафе, где они доступны бесплатно.
Русский характер обладает еще двумя важными особенностями, которые непременно отмечаются иностранцами: это гостеприимство и любовь делать подарки. Гостевание, даже согласно строгому "Домострою", считалось почтенным занятием и единственно допустимым развлечением для солидных людей со времен средневековья. Гость в древности считался посланцем Господа Бога; сейчас в это верят немногие, но правилом хорошего тона остается обычай с радостью и почтением принять гостя. Прямо противоположно русскому старое английское представление о незваных гостях: таковые там крайне нежелательны, в особенности на Пасху и Рождество, поскольку способны принести в дом беду. Эти праздники принято встречать в тесном домашнем кругу (в древности верили, что отсутствующий за домашним столом в эти дни член семьи подвергается опасности "отсутствовать навсегда" - умереть).
Русская манера гостевания нередко кажется иностранцам утомительной, отнимающей много времени. Темы русских бесед, на вкус иностранцев, слишком интимны или чересчур остры, а принятая у нас открытость часто кажется чем-то вроде душевного стриптиза. Посему иностранцы могут чувствовать себя очень некомфортно в этих ситуациях (впрочем, некоторым из них именно это и импонирует в русских, но как раз потому, что такого рода манеры не приняты у них на родине, а потребности межличностного общения, которым отвечает подобный стиль, у человека наличествуют и не могут быть реализованы в кругу соотечественников).
Большинство представителей русской культуры любят делать подарки. Русский этикет требует, чтобы гость что-либо приносил с собой, идя в гости. Это может быть нечто небольшое и недорогое: цветы для женщин, что-то съедобное "к чаю" или алкоголь. Мы чувствуем себя неловко, если вынуждены идти в гости "с пустыми руками". Правила нашего хорошего тона предполагают, что все съедобное и алкоголь, принесенные гостями, выставляются на стол для всех: это приглашение к совместной трапезе и реализация, часто бессознательная, принципа "что есть в печи - все на стол мечи". И уж, конечно, совсем не принято, чтобы гости забирали с собой собственноручно принесенные недоеденные и недопитые торт или бутылку.
Финские хозяева, которых вы пришли навестить, чаще всего не ставят на стол принесенную вами бутылку коньяка: руководствуясь манерой мышления, свойственного культуре Нового времени (ей всего 300 лет), они демонстрируют свою готовность к приему гостей, не рассчитывая на их приношения. Несмотря на различие манер, в данном случае идея одна и та же: мы рады гостям и готовы к их визиту. При этом этика протестантской культуры допускает, что с разрешения хозяев вы заберете с собой принесенный вами, поставленный на стол, но не доеденный торт.
С протестантской точки зрения, мы дарим слишком часто и слишком дорогие подарки, к тому же у нас не принято обсуждать цену дара. Действительно, сами протестанты делают друг другу подарки гораздо реже и они гораздо дешевле; принцип экономии средств доминирует настолько, что даритель с удовольствием рассказывает, как дешево ему удалось купить вам подарок, а одариваемый им соотечественник будет радоваться этому обстоятельству вместе с ним. Если же вы похвалите новое платье соседки, вам обязательно ответят, что купили его на распродаже дешевых вещей всего за сто марок. Русской же человек обычно склонен был не хвастаться дешевизной своего приобретения или даже приврать, завысив реально заплаченную сумму и приписав изделие известной и дорогой фирме. У протестантов деньги занимать не принято (впрочем, так же, как и "стрелять" сигареты или перехватить соли у соседей), это социально порицаемое поведение, поскольку свидетельствует о том, что вы человек нехозяйственный, не умеете рассчитывать свои средства и, значит, ненадежный. Для русских же это - широко распространенные формы взаимных услуг.
Ночевать у знакомых также не принято в протестантской среде: это выглядит как расточительное отношение к времени и средствам хозяев. В России издавна повелось при всяких поездках рассчитывать на возможность остановиться у знакомых, будь то вечеринка в своем городе или пребывание в иных городах. Вообще, с точки зрения лютеранина, например, следует по возможности обходиться своими силами: не просить и не давать советов (мы обожаем давать советы и охотно их принимаем); никак не отзываться о чьем-либо внешнем виде - иногда допустима краткая похвала, но абсолютно невозможно наше "эта блузка тебе совсем не к лицу", не высказываться критически о чужом поведении - ворчание какой-нибудь питерской бабульки о слишком легкой, по ее мнению, зимней одежде финнов воспринимается ими как хамство, а вовсе не забота о ближних, как это выглядит для русских; избегать проявления любого рода превозношения над другими людьми - русская манера исходить из деления всех на воспитателей и воспитуемых, элиту и остальных абсолютно не приемлема для лютеранского этикета, хотя внешний демократизм не исключает реального существования элиты и "простых людей". Приемлемая дистанция между людьми в протестантской культуре гораздо больше, чем привычная для нас. Это касается как дистанции психологической (личными проблемами делятся не с друзьями, а с врачами - психологами), так и физической: если комфортное расстояние между русскими собеседниками в среднем составляет 60 см, то у финнов - 120 см. Автономность личного существования - то, что называется по-английски "privacy", - ценность очень высокого ранга для человека протестантской культуры. Взаимопомощь, конечно, существует, но в иных формах, чем в России.
Добавим несколько соображений исторического порядка. Деньги - знак ценности, но сами по себе ценностью не являются: это бумага или металл. Деньги - условный, конвенциональный знак; они ничем не похожи на те ценности, которые могут быть приобретены с их помощью. Исторически предметы разного рода выполняли функцию денег: это могли быть животные, камни (позже - драгоценные камни), серебро, золото и, наконец, специальная бумага и монеты. Традиционное европейское сознание, в том числе и русское, трактовало символическое значение денег как грязное, низкое. К примеру, золото на протяжении долгого периода времени обладало двумя противоположными значениями. Во-первых, оно символизировало солнце, свет, нечто высокое, духовное, посему золото использовалось в иконописи, при создании тканей для церковного облачения и т.д. Во-вторых, золото могло быть символом земли (или подземного мира, ада), грязи, ассоциировалось с фекалиями. Можно здесь вспомнить образ Золотого Тельца из Ветхого Завета, его двойственное значение. Он был создан древними иудеями как сакральная вещь, предназначенная для поклонения, но запрещен Моисеем, поскольку был символом жадности, корыстолюбия и денег.
"Грязное" значение золота и денег в искусстве отображено в работе знаменитого нидерландского художника XV века Иеронима Босха. На правом крыле его триптиха "Сад земных наслаждений" изображен ад. Здесь души мучаются за совершенные ими в их земной жизни грехи, причем бесы терзают их с помощью тех предметов, посредством которых грехи были совершены. Под птицеголовым монстром некто страдает из-за снедавшего его на земле греха алчности: он испражняется золотыми монетами.
На протяжении последних трех веков деньги сами по себе стали восприниматься как ценность. Им стали поклоняться, они превратились в символ буржуазной цивилизации. Фауст говорит с горечью: "Люди гибнут за металл..." Русское общество долго оставалось более традиционным, чем большинство европейских. Поэтому подозрительное отношение к деньгам сохраняется здесь дольше.
Существует множество русских пословиц и поговорок относительно денег, материального благополучия, богатства. Основной их смысл сводится к тому, что невозможно быть богатым и честным одновременно. Этот смысл противоположен смыслу известного высказывания римского императора Веспасиана "Деньги не пахнут". Веспасиан издал указ об устройстве первых платных туалетов. Кто-то упрекнул его в том, что он посчитал возможным брать деньги за удовлетворения естественных нужд, на что император ответствовал фразой "деньги не пахнут", имея в виду, что источник прибыли не имеет значения.
Человек русской культуры всегда полагал, напротив, что источник получения денег принципиально важен и "от трудов праведных не наживешь палат каменных". Иностранцам трудно понять русское отношение к деньгам, и их высказывания по этому предмету подчас вполне карикатурны.
Известна печальная история о том, как один европеец приехал в Африку. Туземцы встретили его приветливо, но, когда он на следующее утро стал чистить зубы, хозяева немедленно убили его. Они вполне правильно посчитали, что таковое неизвестное им действие имеет смысл. Ошибка заключалась в его интерпретации: обычная для европейца процедура была понята как опасное магическое действие. Конечно, встреча двух культур не часто кончается так трагически. Однако современный мир един и тесен, и, дабы человечество продолжало существовать, мы должны понимать как себя, так и других. Нет иного способа жить вместе.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме