Письма о сергианстве

Соотносятся ли путинские принципы "прозрачной" экономики с нормами финансовой жизни Церкви?

Религия 
0
101
Время на чтение 3 минуты

Между Русской Православной Церковью Заграницей и руководством Московской Патриархии обнаруживаются три пункта противостояния: экуменизм, непризнание святости святых царственных мучеников и сергианство. Это противостояние почти утратило свое значение, поскольку православные христиане, находящиеся в юрисдикции Алексия II, давно решили для себя по крайней мере первые два вопроса.
Мы имеем в виду то, что экуменизм повсеместно отвергается клириками и мирянами Московской Патриархии. Такое же повсеместное почитание окружает и память царственных мучеников. Поэтому единственным коренным пунктом расхождения остается загадочное сергианство. Тем более что определения сергианства нет, и одни считают его неправильным административным распоряжением митр. Сергия в 1927 г., другие - неверным учением об отношении Церкви к государству и так далее...
Митрополит Сергий (Страгородский) (1867-1944 гг.) - один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви - при жизни был почитаем как богослов и мудрый церковный деятель. Его авторитет был огромен и непоколебим. Во всяком случае в церковной печати его было запрещено критиковать как до переворота 1917 г., так и после него. Все возражения и замечания гасились представителями той школы, к которой митр. Сергий принадлежал. Отсюда вполне объяснимо невероятное удивление от Декларации 1927 г. Как выдающийся иерарх, богослов, ученик самого митр. Антония (Храповицкого) мог совершить такой непоследовательный шаг?
Сегодня необходимо ответить на следующий вопрос: была ли Декларация случайностью?
Прежде всего укажем, что сам митр. Сергий не признавал ничего случайного в мире. Для него неслучайным был переворот 1917 г. и тому подобные события. Поэтому и Декларация была для него не каким-либо случайным единичным распоряжением, а неотменимым духовным актом.
Коренным богословским убеждением митр. Сергия было то, что жизнь и вероучение неразрывно слиты между собой. Отсюда вытекает то, что Декларация непременно должна была иметь богословское мировоззренческое основание.
Из трудов сщмч. Виктора Глазовского, архиеп. Феофана Полтавского, прот. Милоша Паренты, архиеп. Серафима (Соболева), иеромонаха Серафима (Роуза) и других следует, что идейным основанием сергианства является учение нравственного монизма, которое создал митр. Антоний.
Поэтому было бы крайне непоследовательно отвергать сергианство, содержа при этом учение митр. Антония, отрицающее Жертву Христову, принесенную в точном смысле во искупление падшего человечества. А ведь уже слышатся голоса, что это учение должно потихоньку оттеснить и уже якобы оттесняет православное учение об искуплении и о Церкви!
Учение митр. Антония уничтожает само основание христианства и оставляет человека совершенно беззащитным и беспомощным перед лицом мира. В нравственном монизме упразднена сверхъестественная сторона нашего спасения, которая состоит в усвоении в церковных таинствах плодов голгофской Жертвы. Таким образом, человек остается без Бога, и тогда выдающиеся иерархи предлагают ему другую опору - чисто естественную организацию, которая сама своими силами восходит к Богу.
Путь митрополитов Сергия и Антония - это путь ницшеанский, "сверхчеловеческий". И он не только допускает преступление во имя Церкви, но и прямо требует его.
В философии нравственного монизма и в практике сергианства нравственность то же, что единство. Чем более стираются различия между личностями, тем большее единство достигается. Такое "нравственное" совершенствование есть процесс естественный, а не моральный: чем более мы едины, тем более мы едины; и более ничего эта "нравственность" не обещает. Из этого следует, что вершиной нравственного монизма должно быть именно преступное действие. Сергианство не то что допускает безнравственность во имя "блага Церкви", но прямо требует деятельного нарушения заповеди ради разрушения границ личности.
Мы имеем все составляющие того, что произошло в 1927 году: 1) нравственный монизм как нехристианское философское учение; 2) поэтическое воображательное представление о Церкви как общине единомышленников и 3) личное преступление митр. Сергия во имя этого коллектива.
Поэтому следует рассмотреть возможность осуждения сергианства, а вместе с ним и нравственного монизма.
Поскольку одна и та же болезнь протекает в разных формах, то от Московской Патриархии следует потребовать осуждения сергианства и родственных ему учений, вроде развиваемого проф. Московской Духовной Академии А.И. Осиповым; а от РПЦЗ - осуждения нравственного монизма, созданного митр. Антонием.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Вершилло
Все статьи Роман Вершилло
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Сергей
07.05.2024 12:40
Митрополит Лука: Меня хотят осудить за правду
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.05.2024 11:16
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 09:57