Дискуссия по поводу вероисповедания Местоблюстителя Патриаршего престола

Поместный Собор 
0
360
Время на чтение 4 минуты
В центре дискуссии о вероисповедании Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Кирилла оказались фразы из его книги "О вере и Церкви". В них он учит: "Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились" (С. 397). На стр. 398-399 митрополит пишет, что "Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой".

Сейчас уже нет смысла воскрешать в памяти все перипетии обсуждения, но приходится признать, что защитники митр. Кирилла достигли своей цели, поскольку вопрос о православии митр. Кирилла успешно оказался скрыт от общественного внимания взаимными обвинениями в ошибках спорящих, ошибках, к несчастью, по большей части, реальных.

Возражения иеромонаха Никанора, обвинявшего митрополита в скрытом римо-католичестве, вызвали ответ со стороны еп. Илариона Венского (http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=115 ), который не отвечал и даже не затрагивал ни один из пререкаемых вопросов по существу.

На это, в свою очередь, отреагировал Николай Каверин и группа его единомышленников. Этот ответ отличался неточностью формулировок, на что не преминул указать еп. Иларион.

Полностью разделяя основную установку Н. Каверина, мы не можем не обратить внимание на две его ошибки. Воспользуемся цитатами из еп. Илариона:

"На каком основании,- пишет епископ,- Вы относите слова из 50-го псалма к Божией Матери? У вас получается, что святая Анна зачала Богородицу в беззаконии".

Так же справедливо епископ осуждает следующий тезис Каверина: "Если Божия Матерь не носила в Себе первородного греха, то почему Она умерла? Ибо грех порождает смерть". Все крещенные люди омыты от первородного греха, но тем не менее они умирают. Значит дело здесь совсем не в этом.

Вместе с тем, заметно, что еп. Иларион не дал себе труда ознакомиться с утверждениями защищаемого им митрополита. Что объясняется, видимо, загруженностью, но все равно выглядит неуважительным в отношении Местоблюстителя патриаршего престола.

Да, на первый взгляд, слова: "Еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились", не содержат открыто неправославного учения, и даже содержат оговорку о "последствиях" первородного греха, а не самом грехе. Это можно понимать и православно при соблюдении ряда условий. Если нам интересно узнать, как именно это понимает митрополит, то надо вникнуть в им написанное. И вот на следующей странице митрополит поясняет: "Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына". А это уже открытое исповедание католического догмата, который Православная Церковь никогда не принимала. Известный православный богослов протопресвитер Михаил Помазанский писал в "Чистая и непорочная жизнь Девы Марии до Благовещения Архангела, Ее свобода от личных грехов, была плодом соединения Ее духовной работы над Собой с обилием благодати, излитой на Нее" (Православное догматическое богословие. С. 140).

Еп. Иларион считает, что он достаточно весомо отвечает критикам, когда говорит, что митр. Кирилл не отрицает нравственных усилий Божией Матери: "Напротив, митрополит ясно говорит о том, что "действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии".

Епископ, очевидно, забыл, что митрополит отрицает благодатное воздействие на Божию Матерь спасения, дарованного Христом. Повторим еще раз слова митрополита: на Божию Матерь не была "направлена спасительная миссия Ее Сына". Если так, то Божия Матерь, по этому учению, не нуждалась содействии благодати.

Еп. Иларион, справедливо указав на неточности в статье Н. Каверина, сам предлагает удивительное решение всех недоумений. Он вообще отрицает понятие первородного греха, как "наследственной вины, передающейся через акт зачатия". Еп. Иларион предлагает считать это учение католическим, хотя оно содержится в учительных книгах Православной Церкви.

Он учит: "В этом контексте трудно и даже невозможно говорить о том, каким образом, с православной точки зрения, вина за грех Адама может передаваться другим людям. Каждый человек виноват только в своих собственных грехах - тех, которые совершены по его добровольному согласию, а не в грехах родителей, прародителей или первозданного Адама. Именно личный грех человека является предосудительным, а не общая греховность человеческого рода, к которой причастен каждый человек по факту рождения, но за которую он не может нести личную вину".

Это революционное предложение, как можно понять, содержится в 1-м томе книги "Православие" (Изд-во Сретенского монастыря, 2008), выпущенной в свет епископом. Оно вполне заслуживает наименования революционного. Ведь, если учесть, что спор у католиков и православных состоит в том: была ли свободна Божия Матерь от первородного греха, то устранение самого понятия о первородном грехе решает эту проблему раз и навсегда.

Также определенно решается вопрос о крещении детей, которое становится излишним, поскольку младенцы не грешат лично, вопрос о судьбе некрещенных младенцев, и вообще вся догматика приобретает новый оригинальный вид.

Если руководствоваться стремлением к простоте и новизне, то единственным препятствием на этом пути служит само Православие, и в частности, анафема Карфагенского собора, под которую подпадает и епископ Иларион.

"Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако [смерть] во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12) подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения" (Правило 124 Карфагенского собора).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Вершилло
Церковная революция справа и слева. Обновленцы
официальные и неофициальные. О православных мирянах
12.11.2020
Христианство, либерализм и масс-культура
К 60-летию Фултонской речи Черчилля
05.05.2006
Все статьи Роман Вершилло
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии