Станислав Гаудасинский инсценировал религиозные чувства

Верникова Кира

Общество 
0
170

Из черных-черных кулис на черную-черную сцену высыпали черные-черные люди со свечками. Люди катили черную-черную платформу, на которой лежал огромный крест. Добравшись до середины сцены, они привели крест в вертикальное положение - можно сказать, воздвигли. Крест оказался самым настоящим распятием с огромной, несколько сувенирного вида фигурой Христа. Люди протягивали к нему руки и при этом пели молитвенно. Так начался новый вердиевский спектакль в петербургском Театре оперы и балета им. Мусоргского. Это, впрочем, не опера и не балет. Это Реквием.
Театр им. Мусоргского, который по привычке называют Малым оперным, выдает что-либо новое крайне редко. В табели о рангах петербургских музыкальных театров он привычно держится на втором месте следом за Мариинкой, так как располагает красивым старинным залом и обширным классическим репертуаром, привлекающими туристов, большой труппой с настоящими хором и оркестром, а также славными традициями. Театру удается держаться на плаву почти без премьер. А если они и появляются, то ничего нового об этом утомленном заведении не говорят. Ну "Кармен", ну "Тоска". А то еще прошлогодний балетный "Фауст", удачно мумифицировавший недавнее прошлое ленинградской хореографии. Однако новый спектакль, поставленный многолетним худруком Станиславом Гаудасинским, беспрецедентен. Чувствуется, что у автора спектакля были сложности с жанровым обозначением: остановился он на деликатном "сценическая версия театра в двух действиях".
Качество звучания вердиевского реквиема в Театре им. Мусоргского плачевное. Поневоле полностью сосредотачиваешься на действии. Постановка заключается в том, что вопреки традиции строгого концертного исполнения этого и прочих реквиемов у Гаудасинского хор и солисты пребывают в непрерывном броуновском движении. То тихо ходят по сцене, то бегают, то ложатся на пол живописными кучками, а то и хороводы водят. Молитвенно складывают ладони или выпрастывают руки в направлении очередного проступившего в декорациях символа (тот же крест, чаша, купол, клубящиеся облака). Заворачиваются в красные или белые полотнища. Зажигают и гасят свечи. Особенно зрелищно разыгран самый знаменитый фрагмент Реквиема - грозное извержение Dies Irae. Под эту музыку хор как раз таки бегает в темноте с огоньками, ритмично вскидывая руки, точь-в-точь как это делают экипированные зажигалками фаны на рок-концертах. И хористы, и квартет солистов облачены в одинаковые просторные балахоны, единообразные, как монашеские рясы. Одеяния эти придают позам и жестам скульптурность: скорбные фигуры напоминают надгробные памятники. Верди, Италия, мрамор. Да еще Микеланджело, неотчетливо написанный фрагмент сикстинского Страшного суда которого проступает на заднике в соответствующий момент (художник Вячеслав Окунев).
Нужно отдать должное: на Реквиеме не скучно. Сценарий разработан щедрым, интенсивным воображением. На сцене все время происходит что-то новенькое. Удивительна роль солистов: им режиссер сочинил даже всякие человеческие отношения. Они здесь не голоса, а персонажи. Друг к другу кидаются, друг друга утешают, замирают, обнявшись. В порыве чувств то и дело принимаются руками трогать распятие.
Музыка, сочиненная как реквием, конечно, не впервые инсценируется: на популярные трагические циклы нередко покушаются хореографы. Однако для балета реквиемы - это скорее просто выразительная вокально-симфоническая музыка. Разделение тех, кто звучит, и тех, кто под это звучание что-то изображает, при всех возможных претензиях к мастерам вроде Бориса Эйфмана принципиально создает достаточную дистанцию. В новом спектакле все иначе. Тут реквием действительно разыгрывают, смысловые повороты канонического текста толкуют нехитрым театральным языком. Пошлость по мотивам высокой духовности при таком подходе просто неизбежна.
В репертуаре театра нет современных оперных спектаклей. Зато есть теперь оригинальное сценическое действо - абстрактное, бессюжетное, символическое. То есть вроде бы современное. И из этого-то концептуального наворота получилась пафосная банальность почище всякой вампуки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06