Упреки оборотистой старухи

Пресса так и не смогла объяснить отказ Церкви от политических дивидендов в истории с "екатеринбургскими останками"

Екатеринбургские останки 
0
239
Время на чтение 6 минут

В течение многих месяцев тема "екатеринбургских останков" оставалась главной практически для всех российских СМИ. Новым деталям этой истории регулярно посвящались главные сюжеты теленовостей, первые полосы газет и журналов. Захоронение останков в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга стало главным сюжетом 1998 года. А по мнению некоторых журналистов - даже "важнейшим событием в завершение этого века" (Сергей Алехин, "Российская газета"). И совершенно непонятно, почему Русская Православная Церковь упустила отличную возможность нажить себе политический капитал на этой истории.
Именно Церковь, если бы не ее отказ, была бы главным действующим лицом в церемонии: ведь отпевание совершал бы Патриарх Алексий, а не президент Ельцин. Именно она выступила бы символом объединения людей, центром притяжения; именно она "хоронила бы эпоху", как выражалась пресса. Именно Церковь снимала бы все пенки с обставленного по первому разряду (в случае ее участия) торжества. "Такой ритуал мог бы стать исполненным государственного величия и эстетически осмысленным выражением единства народа с его историей", - пишет Денис Драгунский в журнале "Итоги" (13 июля). Монархисты и другие почитатели Царской семьи, скорее всего, признали бы вслед за Церковью царскими "екатеринбургские останки", чья принадлежность, по утверждению большинства СМИ, "доказана на 100%". Вообще Церковь могла бы приобрести этой акцией массу дополнительных прихожан, признательность влиятельных потомков Романовых, благодарность зарубежных и отечественных специалистов, одобрение либерально-демократической прессы, наконец, кругленькую сумму, обещанную государством на празднование 2000 года в обмен на участие в похоронном ритуале. Одним словом, позиция Церкви напоминает безумный поступок старика, поймавшего золотую рыбку и отпустившего ее в море без гонорара. Дурачина ты, простофиля, послушай сообразительную старуху.
НЕКОТОРЫЕ ЗАГОЛОВКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРЕССЕ: Очень нелегко по-простому, по-человечески исполнить обряд погребения ("Коммерсантъ"), Демократическая Россия наконец-то избавится от отрекшегося императора ("Независимая газета"), Боже, от царя храни ("Россiя"), "Царь Борис" похоронит своего политического двойника ("Сегодня"), Последний император ("Труд"), Россия проводила в последний путь последнего императора ("НГ"), Зачем Борис Ельцин вскочил на подножку катафалка ("Комсомольская правда"), Когда погребают эпоху ("Итоги"), Россия простилась с последним императором ("Российская газета"), Скромное покаяние номенклатуры ("Московские новости").
Светская пресса, привыкшая объяснять все происходящее, в том числе действия и заявления Церкви, исходя из политических мотивов, на этот раз оказалась в сложном положении и потому пошла, в основном, по испытанному пути. В одних изданиях, особенно выполняющих "западный заказ" (например, "Moscow Times", "Русская мысль"), разыгрывался уже давно набивший оскомину сюжет о заигрывании РПЦ с коммунистами и националистами. В репортаже телекомпании НТВ и вовсе утверждалось, что "Церковь не хочет хоронить царскую семью, убитую большевиками, потому что тогда придется объявить коммунистов слугами дьявола, чего нельзя делать перед выборами". Такие утверждения, конечно, никак не соотносятся с вынесенным в то время суждением Синода о "екатеринбургских останках" как о неизвестных "жертвах богоборческой власти", а на отпевании в Петропавловском соборе молились о "всех в годину лютых гонений за веру Христову умученных и убиенных". Не очень-то корректно по отношению к "союзникам".
Другие намекали на конклав с Лужковым, хотя позиция Церкви была выражена на заседании Синода 26 февраля - задолго до отказа московского мэра. Третьи - на происки темных сил в самой Церкви. "Епископат РПЦ более всего боится не гнева Божия, а гнева церковных черносотенцев", - обличает Максим Соколов в "Известиях" (17 июля). Ему вторит игумен Вениамин (Новик) в "Московских новостях" (19-26 июля): "Единственная причина неучастия на высшем уровне в захоронении - это страх перед всякого рода черносотенцами". Именно так, по всей видимости, упомянутые журналисты интерпретировали слова Святейшего Патриарха: "Если Император и его близкие будут причислены к лику страстотерпцев, то их останки будут почитаться как святые мощи, и совершенно немыслимо, чтобы в Церкви отсутствовало согласие относительно их подлинности".
Яков Кротов в журнале "Итоги" (13 июля) в свою очередь удивлялся, что "церковные лидеры", которые "твердо встают на позицию меньшинств и говорят: Бог есть", теперь "почему-то" позаботились о согласии во всем обществе. Кротов назвал это "лукавством".
Главным мотивом большинства российских СМИ, следивших за развитием событий в связи с "екатеринбургскими останками", стали образы "покаяния" и "похорон эпохи". В связи с этим еще более непонятной кажется позиция Церкви, которая к первому вроде бы призывает, а во втором участвовать не хочет. Откуда такое нечувствие к красивому символизму - настолько красивому, что многие журналисты и, кстати, Питерский губернатор Владимир Яковлев, утверждали: неважно, подлинные останки или нет, важно само действо?
ВсЈ очень просто и, наверное, скучновато для любителей острых газетных ощущений. Два года назад Церковь посчитала, что важней истина (ведь даже теперь, спустя два года, так и не предоставлены достоверные доказательства) и мир в обществе (расколовшемся в этом вопросе), нежели эффектность события ("завершить эпоху!") и сомнительная, советского разлива мистика ("похороним - все успокоятся"). Действительно, как быть с отсутствием шрама от самурайского меча на похороненном "черепе Николая II"; как быть с утверждением Троцкого в мемуарах, что он видел заспиртованную голову императора на столе у Ленина много позже 1918 года; как быть с подделанной "запиской Юровского"; как быть с отвергнутым правительственной комиссией следствием Соколова, проведенным по горячим следам, а не спустя 80 лет; как быть с тем, что, по словам Святейшего Патриарха, "методика проведения генетической экспертизы вызвала серьезные возражения как зарубежных, так и отечественных исследователей, в том числе крупнейшего специалиста Центра ДНК-идентификации человека Российской Академии наук профессора Льва Животовского" и т.д. и т.п.? "По одному из исследований, - отмечает Сергей Прокофьев в питерской газете "Петр и Павел", - часть останков принадлежит членам расстрелянной семьи екатеринбургского купца, близкой по составу к царской семье, убитых чекистами в 1919 году для того, чтобы подменить ими уничтоженные царские останки".
"Специалисты сомневаются, - пишет Игорь Коц в "Комсомольской правде" (18 июля). - Сомневается Церковь. Восемь месяцев, проводя независимое расследование, сомневалась "Комсомолка". И Ельцин еще в понедельник сомневался тоже. А в пятницу все встало на свои места: президент приехал - значит, кости царские! Кто не согласен, тот не патриот". Пресса с восторгом приняла решение президента и готова была ему все простить за это. Так, Георгий Бовт в газете "Сегодня" (17 июля) подчеркнул, что "президент Ельцин не мог не приехать". И резюмировал: "Таких людей ценят не за то, что они не ошибаются, а за то, что они не боятся ошибиться". Ничего так, для многомиллионной страны.
Церкви подобная удаль несвойственна. Она действительно "не может поклоняться лжемощам", а отпевание Царской семьи совершила еще в 1918 году - и никакой "символизм" не может отменить этой реальности. Вот почему и до, и после правительственного решения о захоронении останков в Петропавловской крепости, мнение Священноначалия оставалось незыблемым. 9 июня Синод окончательно постановил: "Считать невозможным участие в захоронении "екатеринбургских останков" Предстоятеля Русской Православной Церкви или любого иного иерарха". Так что напрасно журнал "Итоги" на обложке своего номера утверждал, что "Патриарх не хочет идти за царским гробом без президента". Впрочем, другие средства массовой информации, постоянно обвиняющие Церковь в "заигрывании со властью", резко сменили свои упреки на противоположные - ведь позиции правительства и Священного Синода решительно разошлись. "Отказавшись ехать в Санкт-Петербург, - негодовал в "Известиях" Александр Бовин, - Алексий II практически сорвал запланированный красочный спектакль с приглашением королей, президентов и премьеров". Комментарии, думается, излишни.
Сильный ход сделала "Советская Россия" (18 июля), которая по понятным причинам находилась в довольно щекотливом положении. Она опубликовала рядом две информационных сводки ИТАР-ТАСС одинакового размера: первая подробно описывала панихиду в Троице-Сергиевой Лавре "по убиенным членам Императорской семьи", вторая - столь же подробно рассказывала о кулинарных тонкостях поминальной трапезы в Санкт-Петербурге. Еще более сильно поступила "Новая газета" (20-26 июля), не написавшая после церемонии в Петропавловке ни слова на эту тему. Эпоху похоронили - что же еще бумагу марать.
"Проиграл Патриарх - авторитет Церкви вряд ли вырос", - констатировал Александр Тимофеевский в "Русском телеграфе" (18 июля). Но проиграли на самом деле те, кто заявлял, что все доказано на 100%. Ведь следствие-то не закрыто (это после погребения останков!); "историки не ставят точку", по словам А.Н. Сахарова, директора Института российской истории РАН; материалы комиссии опубликованы лишь частично и то перед самым захоронением... Как отметил Дмитрий Струженцов в "Труде" (18 июля), "от всего происходившего в эти дни в Петербурге осталось ощущение чего-то недосказанного, незавершенного".
Конечно, время расставит все по своим местам - "когда уйдут в сторону иные интересы, не имеющие прямого отношения к поиску исторической истины", по выражению Патриарха. Но уже сейчас ясно, что в мире, где важна не сущность, а имидж, не содержание, а форма, где дурная мистика побеждает здравый смысл, а политические амбиции - гражданскую ответственность, в этом мире Церковь сделала свой выбор. Она, хоть и при разбитом корыте, предпочла честно закидывать свой невод, нежели, наслушавшись советов старухи, требовать от золотой рыбки политических дивидендов.
Владислав Томачинский, впервые опубликовано в "Татьянином Дне", N 24, 1998

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Симеон (Томачинский)
Все статьи Архимандрит Симеон (Томачинский)
Владислав Томачинский
Студент - это состояние души
Рассказ Чехова открывает подлинные глубины его творчества
11.06.2001
Истинна ли правда?
Поверхностные суждения встречаются даже у больших ученых
22.01.2000
Все статьи Владислав Томачинский
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00