Кемеровская область обширна. Она вытянута с севера на юг. Когда на севере выпадает снег, на юге все еще продолжают держаться подсолнухи. Когда на севере снег только начинает таять, на юге уже цветут яблони и сирень...
Люди здесь живут разные. Среди них - шорцы.
"Шорцы (самоназв. - шор), народ в Кемеровской обл. 16,6 т.ч. (1989). Яз. шорский <...> относится к тюркским яз. (уйгурская группа). Письменность на основе рус. алфавита" (Большой Энциклопедический словарь. М., 1991).
В Кемеровском Законодательном собрании шорцев представляет Надежда Михайловна Печенина. Один из ее дедов был шорец, охотник. Прожил сто два года и до самой смерти бил белку и соболя.
Прогресс неумолим. Производства, угольные разрезы растут, сокращая среду обитания шорцев, чья жизнь - охота, промысел. Не останется в первозданном виде охотничьих угодий - не останется и шорцев. Кузбасс - индустриальный регион. Вредные выбросы промышленных предприятий нарушают экологическое равновесие. Редеют леса - уходит зверь: второе "я" шорца-охотника. Шорцы перестают быть собой. Национальных костюмов в их быту уже не встретишь... В экспозиции музея под открытым небом Томская писаница в сорока километрах от Кемерова можно видеть шорскую избу начала века. Уютная просторная изба со множеством окон, с особой печью. Любо-дорого посмотреть... но это всего лишь музей.
Шорцы проживают на юге Кемеровской области - в верховьях реки Томи и в бассейнах ее притоков - Кондомы и Мрассу. Их соседи - алтайцы и хакассцы.
Малые народы - эпические народы по преимуществу: в их "малости" постоянно и с особой остротой отражена бесконечность универсума. Это порождает особое отношение к миру - особый временной счет.
Мало ли времени прошло,
Много ли времени прошло, -
таков традиционный зачин народных сказаний.
Сорок лет борьба длится.
Шестьдесят лет на этой земле пробыл.
Семьдесят лет здесь пробыл.
Девяносто лет прошло...
Шорец растворен в природе, существует в одном с ней ритме. Именно этот извечный ритм ломает прогресс. Шорцы не могут перестать быть детьми природы, приспособиться к "цивилизации". Герой шорского эпоса, которого боги послали на землю для устранения зла и установления справедливости, говорит:
Нет, моя матушка, - он сказал, -
Когда Нижнего и Светлого мира богатыри
Из собачьей чашки еду едят,
В щель, что игольное ушко, свет видят,
Как же я, ставший богатырем,
В золотом дворце буду сидеть?
Когда слезами народ обливается,
Землю я должен оберегать.
Не объезжая края земли,
Что я во дворце золотом охранять буду?
Кто же сегодня будет "землю оберегать"? Кто озаботится землей, а не "дворцом золотым"?
Надежда Михайловна Печенина убеждена: на российских просторах места хватит всем. Девушки-шорки должны плести традиционные венки из полевых цветов - жарков, незабудок, шафрана. Мужчины - суровые охотники-промысловики - должны заниматься промыслом, доставшимся в наследство от дедов и прадедов. Нужно только подойти к делу с сердцем и с душой. Работая в экологических комиссиях, Надежда Михайловна тщательно исследовала нынешнюю жизнь шорцев. Положение во многом катастрофическое. В их поселениях до сих пор нет электричества, резко ухудшается здоровье взрослых и особенно детей, а медицинское обслуживание практически отсутствует, природные аномалии в охотничьих угодьях вот-вот станут необратимыми... Навидавшись равнодушия к проблеме во всевозможных инстанциях, Надежда Михайловна намерена собранные материалы и документы передать губернатору Кемеровской области. Все надежды шорцев теперь - на "горячего Амана".