Однако нас, православных ученых и педагогов, беспокоит тот факт, что зачастую представители этой науки, выполняя социальный заказ заинтересованных политических сил, формируют в народе ложные представления о нашем вероучении и Церкви. Серьезную озабоченность вызывает также и использование в этих целях государственной системы народного образования в стране. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные учебники и учебные пособия по религиоведению. Особое место среди них занимает "Рел¦г¦¤знавчий словник" выпущенный отделом религиоведения Института философии НАН Украины совместно с Ассоциацией религиоведов где инсинуации в отношении Православия представлены в наиболее концентрированном виде.
Во-первых, несмотря на то, что Православие, как вероучение и Церковь, представляет собой неизменное учение Христа в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и древних символах Вселенской Церкви, украинское религиеведение заявляет о том, что якобы православное вероучение и культ согласно веяниям времени постоянно обновляется, порождая многочисленные секты и направления, а также объединяет в себе Церкви, как "признанные", так и "непризнанные".
Без лишних слов очевидна попытка включить в категорию православных псевдорелигиозные группировки УАПЦ и УПЦ КП.
Во-вторых, руководствуясь этногенной схемой украинского исторического процесса, согласно которой начало истории украинского народа возводится к IV-VI вв. религиоведение выводит концепцию так называемого "украинского православия", в основе которого якобы лежит "взращенное на ниве национальной духовности "киевское христианство", особенностями которого являются открытость другим религиозным системам, синкретизм и "оригинальная трактовка некоторых канонов православия". Возвращение же к истокам национальной духовности религиоведам представляется создание "Единой Поместной украинской церкви" - симбиоза канонического Православия с псевдорелигиозными группировками УАПЦ, УПЦ КП и с греко-католиками, через которых Украинская Православная Церковь будет подчинена Ватикану. И это не просто гипотеза кабинетных ученых. На Межрелигиозном форуме в Киеве 20-21 ноября 1991 г. генеральный викарий Львовской епархии ГКЦ Иван Дацько, одобрив идею объединения УАПЦ и УПЦ в единый "Киевский Патриархат", выступил с инициативой подключить туда греко-католиков, а затем и протестантов.
Перспектива таких теорий, трансформирующихся в политику, отчетливо обозначена в Обращении Архиерейского Собора УПЦ к Президенту Украины, Верховному Совету Украины, общественности, всем верным чадам Украинской Православной Церкви, которое гласит: "Создание Церкви по национальному признаку неизбежно приведет к формированию сепаратистских настроений в таких, например, регионах, как Буковина, Закарпатье, возможному переходу этнических неукраинцев под омофор Румынской, Сербской и других Церквей. Единая вера всегда объединяет государство, а наше государство в свою очередь, объединяет каноническое Православие... Стремление волевым способом объединить всех и вся неизбежно потерпит поражение, приведет к новым расколам, а это - угроза территориальной целостности Украины".
В-третьих, излагая историю Православия на Украине, религиоведы всячески пытаются придать Киевской митрополии национальный характер, отождествляя ее с изобретенной в Ватикане "украинской церковью". Абсурдность такого действа очевидна уже при перечислении входящих в нее епархии, территории которых ныне входят не только в состав Украины, но также Российской Федерации, Республики Беларусь и даже Литвы, которые с успехом могут претендовать на нее как свою национальную Церковь. Показательно, что Петр Могила, молдаванин по национальности, был представителем одного из 27 магнатских родов Речи Посполитой, а титул официальный носил такой: Архиепископ митрополии Киевской, Галицкой и всея России, экзарх святого трона Константинопольского, архимандрит Печерский. Это показывает, насколько невысоко значение национальности в Православной Церкви. Построение же Церкви на национальной основе является ничем иным как ересью фелитизма, осужденной на Константинопольском Поместном Соборе в 1872 году.
В-четвертых, оправдывая церковный раскол на Украине, религиоведение пытается изобразить историю Православия на Руси в виде некого "движения за независимую русскую митрополию и украинскую церковь, причем одни и те же авторы не потрудились даже прийти к единому мнению относительно начала этого процесса, то ли с официального крещения киевлян в 988 году, то ли с присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686. Авторы же фундаментального исследования "История религии в Украине" вообще полагают, что первым автокефалистом был никто иной как сам князь Владимир, который, руководствуясь идеей создания "независимой самочинной церкви", якобы вообще принял крещение от ариан.
Так, искусственно и грубо, в угоду конъюнктуре, ученые-религиоведы пытаются обосновать закономерности ныне существующего раскола в Украине. Если взять любую униатскую книгу по истории Церкви на Украине и сравнить с вышеупомянутыми учебными пособиями, то обнаружится удивительное сходство во взглядах и концептуальных положениях.
В-пятых, в угоду политический конъюнктуре ученые-религиоведы нередко прибегают к фальсификации событий и примитивной подтасовке фактов. Так, несоответствующим действительности является утверждение о том, что якобы образование в январе 1990 г. Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии было ничем иным, как противодействием "православной Украины" иметь свою автокефалию. Однако, факты реальной действительности свидетельствуют противоположное - на III съезде Союза Православных братств Украины в мае 1995 г. со стороны мирян, а также на Архиерейских Соборах УПЦ в декабре 1996 г. и в декабре 1998 г. - со стороны Епископата было недвусмысленно заявлено, что существующий статус широкой автономии и те права, которыми располагает УПЦ, вполне достаточны для ее нормального функционирования. Такое мнение разделяет подавляющее большинство верующих УПЦ.
Не может не удивлять навязывание учащимся лживой трактовки Харьковского Архиерейского собора 27-28 мая 1992 г., которая дословно звучит так: "П¦дступним шляхом Московська Церква на Харк¦вському ¤парх¦альному з¦бранн¦, проведеному з порушенням нею ж встановлених принцип¦в орган¦зац¦йно§ самост¦йност¦ УПЦ, усунула з посади предстоятеля Церкви митрополита Ф¦ларета /Денисенка/, який активно обстоював ¦дею повно§ незалежност¦ Православно§ Церкви в Укра§н¦".
В действительности, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви З¶ марта - 4 апреля 1992 г. в лице 93 правящих архиереев осудил аморальные поступки и самочинные административные действия митрополита Филарета, ставшие достоянием широкой общественности, и во благо Украинской Православной Церкви предложил уйти ему в отставку, что было принято и закреплено клятвой перед Святым Крестом и Евангелием Христовым. Митрополит Филарет заверил Собор в том, что возвратясь в Киев, он соберет Архиерейский Собор УПЦ для избрания ее нового предстоятеля. Однако вопреки данной им клятвы, Филарет возвратясь в Киев и собрав пресс-конференцию заявил, что будто бы Собор проходил с нарушением канонических правил и обещание уйти со своего поста было им дано под давлением за то, что он добивался для УПЦ автокефалии. 26 мая он собрал в Киеве так называемую "Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской Православной Церкви". Ее участники, среди которых не было ни одного архиерея УПЦ, отвергли решение Священного Синода РПЦ от 7 и 21 мая 1992 г., а действия православных пастырей Украины, сохранивших послушание каноническому возглавлению Матери-Церкви, охарактеризовали как "предательство Церкви и православного народа Украины". Таким образом, Филарет не только отверг суд над ним 93 епископов, в том числе и зарубежных, лишивших его достоинства Предстоятеля УПЦ, но и нарушил им же в 1991 г, составленный Церковный устав, где в разделе 5, параграфах 12 и 13 говорилось: "В случае кончины митрополита Киевского и всея Украины, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии члена немедленно избирает местоблюстителя Киевской митрополичей кафедры, который входит во временное управление Киевской епархией. Не позже трех месяцев после освобождения кафедры Предстоятеля Украинской Православной Церкви созывает Собор украинского епископата для избрания Предстоятеля Украинской Православной Церкви - митрополита Киевского и всея Украины".
В ответ на бесчинные действия Филарета 27 мая в Харькове состоялся Архиерейский Собор Украинского епископата, который изверг его из сана и лишил всех степеней священства. Из 20 епископов присутствовали 18, из них 16 голосов было подано за нового Предстоятеля УПЦ, ныне действующего Блаженнейшего митрополита Владимира.
Такова последовательность событий тех лет, не знать о которых ученые-религиоведы просто не могут.
Имеет место также примитивная подтасовка фактов, как, например, в статье "Религиоведческого словаря" "Киево-Печерская лавра" говорится о наличии на ее территории духовных школ УПЦ - семинарии и академии, в то же время в статье "Киевская духовная академия" ее дореволюционная история приписывается духовной академии, находящейся в ведении псевдорелигиозной группировки "Киевский патриархат", который был образован лишь в 1992 г. и никакого отношения к означенному учебному заведению не имеет. В то же самое время о духовных школах Украинской Православной Церкви, которые являются прямыми наследниками дореволюционных духовных школ, не говорится ни слова. И это отнюдь не полный перечень позиций и фактов истории и современного положения Православия в Украине. Настало время обратить на это серьезное внимание и просить благословение на организацию специальных экспертных групп для выявления антиправославных инсинуаций в учебниках и учебных пособиях.
С нашей стороны имеет место недооценка фальсификаторских измышлений рядом ученых, педагогов и работников СМИ вопросов, касающихся Православия в Украине, однако мы имеем дело с подготовкой общественного мнения и навязыванием исполнительной власти стратегии по уничтожению канонического Православия и переориентации украинского народа на католицизм. Теперь мы имеем достаточно примеров того, как к этой деятельности подключена система государственного народного образования в Украине.
Говоря о религиоведении в критическом плане нельзя не отметить и объективных условий, которые способствуют такому положению. Оно вызвано заполнением информационного пространства Украины униатско-католической литературой и произведениями адептов Киевского патриархата. О масштабах этой деятельности свидетельствует тот факт, что с 1992 по 1993 г. униаты и католики организовали на Украине работу пяти издательств, а с 1992 по 1995 г. включительно выпустили 223 наименования литературы. Наша Церковь за этот же период - 20.
Киевский патриархат, на который работают множество ученых, литераторов, искусствоведов, журналистов, публикующих свои произведения в многочисленных газетах и журналах, уже выпустил "Историю Православии Церкви" и "Историю Христианской Церкви", оправдывающие раскол и ересь филетизма. Наша же Церковь пополняется исключительно российской литературой, главным образом за счет переиздания дореволюционных книг. Актуальные проблемы церковной жизни не разрабатываются, даже анафема, объявленная Филарету, не приобрела у нас значение меры соборного прещения, направленного на врачевание недуга в духе человеческом.
Позиции религиоведения во многом определяются сотрудничеством с духовными школами униатов и автокефалистов, в них рецензируются и апробируются диссертационные работы, представители светской науки преподают там на постоянной и временной основе. Учебные заведения униатов полулегально действуют в пригородах Киева, но мы об этом почти ничего не знаем, ибо наша Церковь с православной научной интеллигенцией практически не сотрудничает.
Примеры такого сотрудничества подает нам Киевский патриархат. Всем известны циклы авторских передач по радио профессора Д. Степовика и других околорелигиозных деятелей, которые месяцами озвучивают малограмотные антицерковные тексты. Православная общественность неоднократно реагировала на них. Но нигде в православной печати не было выступления с опровержением позиции Степовика. А ведь Д. Степовик не ограничивается выступлениями в эфире. Кроме многочисленных выступлений в периодической печати в 1993 г. вышла его брошюра "Религии мира", в 1997 - уже учебное пособие "Религии, культы и секты мира" тиражом 10 тыс. Что же пишет профессор духовной академии Киевского патриархата? А пишет он следующее: "Возможно именно в Греко-католицизме заключена будущая формула мирового Православия и мирового Католицизма. Пример этого показала миру Украина, проявив инициативу единения в XV веке во Флоренции и в ХVI веке в Бресте. Если в будущем христианская Украина на своей земле явит образцы примирения и объединения православных и католиков, то не исключено, что за нею пойдут и другие народы и церкви". И опять с нашей стороны никого ответа. Не удивительно, что многие честные и добросовестные ученые-религиоведы, педагоги и студенты, не имея возможности получить материал из других источников, будут пользоваться пособиями Д. Степовика.
В Украине имеется множество всевозможных проблем и одна из главных состоит в том, что православные педагоги просто обязаны убедить наше общество в следующем: духовное возрождение Украины это не возврат к языческому мракобесию, не уния с Римом, не злое юродство псевдорелигиозных группировок, а истинное каноническое Православие в лице Украинской Православной Церкви.
Союз православных граждан, г. Киев