Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Летописец

Московский журнал

01.11.1999


Рассказ о важнейших событиях в культурной жизни столицы в сентябре …

10 сентября 1999 года
Союз писателей России (Комсомольский проспект, 13)
"Из пламени Афганистана"
Представление книги стихотворений
В.Г.Верстакова

Стихотворный сборник поэта, журналиста, автора и исполнителя песен Виктора Глебовича Верстакова "Русские времена" открывает библиотечную серию "Мужество и гуманизм". В.Г.Верстаков - лауреат Всероссийских литературных премий, ветеран Афганистана, полковник, награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом Почета, один из основоположников жанра "афганской песни". Литературный критик Л.Г.Баранова-Гонченко так пишет в предисловии к книге: "С именем Верстакова будет связана в русской поэзии драма войны в Афганистане и Чечне, трагедия сдачи Украине русского Крыма, классический офицерский романс XX века..." Наши читатели хорошо знают В.Г.Верстакова, не раз принимавшего участие во Вторниках "Московского журнала" в ЦДРИ, помнят его песни:

От боя до боя недолго,
Не коротко, лишь бы не вспять.
А что нам терять, кроме долга?
Нам нечего больше терять...

Вечер был приурочен к 20-летию начала похода легендарной 40-й армии в Афганистан. Этой же дате посвятил автор и свою книгу. В актовом зале Союза писателей России присутствовали ветераны Афганистана, представители Фонда помощи народам Югославии "Славомир", деятели культуры.

14 сентября 1999 года
Дом офицеров Московского военного округа (1-й Краснокурсантский проезд, 1/4)
"Лефортово: история, культура, традиции"

Так называлась историко-краеведческая конференция, посвященная 300-летию этого старейшего района Москвы. Гостей встречала экспозиция "Лефортово - вчера и сегодня" и выставка Музея восковых фигур из Санкт-Петербурга. Конференция открылась выступлениями первого заместителя префекта Юго-Восточного округа А.А.Козлова, начальника объединения "Мосгорархив" А.С.Киселева, главы управы района "Лефортово" С.Л.Байдакова, академика РАО С.О.Шмидта.
Участники подробно ознакомились с историей Немецкой слободы и Лефортова, прослушали доклады о здешних памятниках архитектуры и культуры. Особое внимание было уделено Главному военному клиническому госпиталю имени академика Н.Н.Бурденко и общине сестер милосердия "Утоли моя печали", а также Немецкому кладбищу - исследованием его захоронений сейчас занимаются студенты МЭИ. Большой интерес вызвала работа краеведческого музея лефортовской школы № 424.
В числе юбилейных мероприятий - открытие Музея истории и культуры Лефортова, памятного знака Петру I и Лефорту работы скульптора А.Суровцева, открытые уроки и экскурсии для школьников, чествование долгожителей Лефортова, благотворительные акции.

15 сентября 1999 года
Государственная Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 12)
Сокровища Самарского музея

В рамках проекта "Золотая карта России" Третьяковская галерея продолжает знакомить москвичей и гостей столицы с коллекциями провинциальных российских музеев. На этот раз 50 произведений классиков русской живописи XVIII - начала XX века представил Самарский областной художественный музей.
В 1897 году купец и художник К.Головкин вместе со своими товарищами К.Вороновым, К.Осиповым и П.Красновым положили начало художественному отделу в Публичном музее Самары, передав ему в дар свои работы и обратившись к другим художникам с просьбой помочь собрать коллекцию живописи для города. Картины прислали М.В.Нестеров, С.Ю.Жуковский, К.Ф.Юон, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля.
В 1918 году музей пополнили поступления из местных усадеб и поместий, в том числе значительное собрание семьи Шихобаловых. Богатый человек с хорошим вкусом, близко знавший В.И.Сурикова, Павел Иванович Шихобалов, кроме работ этого художника, имел картины И.Е.Репина, Н.А.Ярошенко, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского и К.Е.Маковского. В 1919 году музею по заявке Самарского Вхутемаса прислали из Москвы 35 произведений известных авангардистов.
Сейчас Самарскому музею переданы большой особняк и деревянный дом Шихобаловых, который планируется превратить в музей-усадьбу, воссоздав здесь атмосферу начала ХХ века. В старом здании осталась экспозиция современного искусства.
На выставку в Москву было привезено лучшее. Интересен "Портрет Адама Густава фон Ульриха"(1731) И.Г.Ведекинда. Как свидетельствовали современники, этот художник, живший в России с 1725 года, "заполнил своими холстами все стены петербургских домов". До наc портретов работы Ведекинда дошло мало, и все они рассредоточены по разным музеям. Среди раритетов - полотно "Оплакивание Гектора" А.Л.Витберга, отмеченное Большой золотой медалью Императорской Академии художеств; "Альбано" талантливого, рано умершего М.И.Лебедева, несколько малоизвестных картин В.А.Тропинина.
Музей располагает хорошим собранием жанровых полотен второй половины ХIХ века, пользовавшихся успехом на передвижных выставках. Творчество И.Е.Репина и В.И.Сурикова отчасти связано с Самарским краем - сюда они приезжали работать. Украшением экспозиции в Третьяковской галерее стала уникальная пастель В.И.Сурикова "Боярышня", выполненная в 1906 году в Самаре в доме местного художника Михайлова, и полотна И.Е.Репина "Композитор А.Г.Рубинштейн" и "Бельгийский король Альберт", подаренные когда-то музею П.И.Шихобаловым. Москвичи увидели также несколько работ В.Е. и К.Е.Маковских и картину создателя музея К.Головкина "Последний снег". Русский авангард был представлен произведениями К.С.Малевича, О.В.Розановой, Д.Д.Бурлюка.

15 сентября 1999 года
Центральный Дом журналиста (Никитский бульвар, 8-а)
Сергиев Посад накануне 2000-летия Рождества Христова

В Мраморном зале Дома журналистов состоялась пресс-конференция главы администрации Сергиево-Посадского района В.Д.Гончарова и наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста.
Сергиев Посад занимает особое место в нашей истории. Седьмое столетие стоит он на радонежской земле, и все это время не иссякает сюда поток паломников. Троице-Сергиева лавра... Здесь преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву, Андрей Рублев создал Троицу. В древнейшее село Радонеж переселились из Ростова Великого родители преподобного Сергия - Кирилл и Мария, их святые мощи хранятся в ныне действующем Хотьковском Покровском монастыре. Пустынь святого Параклита, Черниговский скит с чудотворной Черниговской иконой Божией Матери, водопад Гремячий со святой водой - не перечислить всех благословенных мест этой земли.
Исторический центр города - знаменитый Троицкий монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским. В 1782 году указом императрицы Екатерины II разросшиеся вокруг Лавры поселения получили статус города и наименование Сергиевский Посад (к началу XIX века - Сергиев Посад). Сегодня в Сергиевом Посаде живет 113 тысяч человек. Это административный, промышленный, культурный, деловой и туристический центр. Архитектурный ансамбль Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На территории района расположено 250 архитектурных, археологических и мемориальных памятников. В живописной усадьбе Абрамцево, где сейчас находится историко-художественный и литературный музей-заповедник, с 1843 года жил знаменитый русский писатель С.Т.Аксаков. В Абрамцеве бывали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, актер М.С.Щепкин. После того, как усадьбу купил С.И.Мамонтов, сюда приезжали В.А.Серов, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский.
В Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике собраны богатые коллекции иконописи, художественного шитья, произведений мелкой пластики, изделий из драгоценных металлов, предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Сергиев Посад - своеобразный центр художественных промыслов, а также "столица" игрушек: здесь находится уникальный Художественно-педагогический музей игрушки и единственный в России НИИ игрушки. Сергиевская матрешка и хотьковские резные шкатулки известны не только в нашей стране.
Современные мастера продолжают традиции. Старейшее училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М.Васнецова готовят художников-прикладников. В районе работают более 100 живописцев и 300 мастеров прикладного искусства.
В Сергиево-Посадском районе сегодня 50 действующих приходских церквей. В городе две воскресные школы, православная гимназия. По словам выступившего на пресс-конференции архимандрита Феогноста, для православного монаха вторым правилом после молитвы является социальное служение. При содействии администрации района один из молодежных летних лагерей подготовлен к принятию 250 беженцев из "горячих точек". Трудные подростки привлекаются к занятиям конным спортом и морским делом в клубе "Пересвет".

15 сентября 1999 года
Российская государственная библиотека (Воздвиженка, 3/5)
К 150-летию со дня рождения И.П.Павлова

В этом году под эгидой ЮНЕСКО отмечается юбилей всемирно известного физиолога Ивана Петровича Павлова, основателя двух новых направлений в физиологии, автора учения об условных рефлексах. И.П.Павлов - первый русский ученый - лауреат Нобелевской премии (1904 г.), академик 22 национальных академий, почетный член многих отечественных и 28 иностранных научных обществ, доктор наук ряда университетов России и 11 университетов других стран. В 1935 году на XV Международном конгрессе физиологов в Ленинграде-Москве он был удостоен почетного звания "старейшины физиологов мира". Академия наук СССР учредила премию и золотую медаль его имени.
На книжной выставке, посвященной 150-летию со дня рождения И.П.Павлова, экспонировались издания многочисленных трудов великого ученого на русском и иностранных языках, в том числе первые публикации: статья "О сосудистых центрах в спинном мозгу"(Военно-медицинский журнал. CПб.,1877) и диссертация на степень доктора медицины "Центробежные нервы сердца"(СПб.,1883), воспоминания современников и учеников Павлова, фотографии и памятные медали, предоставленные научно-медицинским центром "Медицинский музей".

21 сентября 1999 года
Российская государственная библиотека (Воздвиженка, 3/5)
Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Л.М.Леонова

Здесь были представлены произведения Леонида Максимовича Леонова из фондов РГБ, в том числе первые публикации рассказов и повестей и первые издания романов - "Барсуки"(1924), "Вор"(1927), "Соть"(1930), "Русский лес"(1954), "Пирамида"(1994), а также материалы из семейного архива писателя, многие из которых ранее не выставлялись: документы, живописные, скульптурные и графические работы, реликвии. В 1920-е годы Л.М.Леонов увлекался фотографией. Удивительна серия его снимков - портретов, пейзажей, бытовых сцен, сделанных во время поездки на родину матери в деревню Ескино Смоленской губернии. Мастерски выполнены портреты Максима Горького, И.С.Остроухова, М.В.Сабашникова.
Широта и разнообразие увлечений Л.М.Леонова поражают. В юношеские годы он мечтал стать художником и, уже полностью посвятив себя литературной деятельности, продолжал рисовать, заниматься резьбой по дереву. В Переделкине вырастил прекрасный сад, на балконе московской квартиры - орхидеи и кактусы. Посетители выставки увидели деревянные изделия, выточенные Леоновым на токарном станке, безделушки из органического стекла, ватман и краски, изготовленные по его собственной технологии.
На открытии выставки говорилось, что Леонов - воплощение талантливости русского человека. Лейтмотивом звучали слова Леонида Максимовича: "Душу, душу надо устраивать, а там и все остальное устроится".

22 сентября 1999 года
Государственный Исторический музей (Красная площадь, 1/2)
500 лет первой славянской Библии

"В лето 7007 написана бысть книга сиа глаголемая Библиа рекше обеих Заветов Ветхаго и Новаго при благоверном великом князе Иване Васильевиче всеа Руси самодержце и при митрополите всеа Руси Симоне и при архиепископе Новогороцком Генадии в Великом Новегороде во дворе архиепископле. Повелением архиепископля архидиакона инока Герасима, а диаки кои писали, се их суть имена: Василь Ерусалимской, Гридя Исповедницкой, Климент Архангельской". Эти слова начертаны на первом полном славянском своде книг Священного писания - так называемой Геннадиевской Библии.
Архимандрита московского Чудова монастыря Геннадия (Гонозова) архиепископом Новгородским и Псковским поставил Великий князь Иван III в 1484 году. Активный борец с ересью жидовствующих, архиепископ Геннадий выступил с инициативой создания единого кодекса Библии, чтобы раз и навсегда положить конец многочисленным разночтениям. Масштабный труд переводчиков и переписчиков по сведению воедино книг Ветхого и Нового завета завершился в 1499 году. Это стало важнейшим событием в жизни православных славян.
Прежде Геннадиевская Библия никогда не выставлялась. Кроме нее, в экспозиции были рукописные древнегреческие тексты IV, IX, X веков, роскошно оформленные славянские рукописи X-XII веков, памятники болгарской письменности XIV века, европейские библейские переводы XV века на латинском языке. Особый интерес вызвали старопечатные книги Ивана Федорова, продолжившего дело архиепископа Геннадия. В 1580 - 1581 годах в Остроге появилась первая печатная Библия на славянском языке, основой для которой послужил список с Геннадиевской. В 1663 году она практически без изменений была перепечатана в Москве и вошла в обиход Русской Церкви. Затем переиздать Библию намеревался Петр I, привлекший к этому известных ученых - ректора Славяно-греко-латинской академии Софрония Лихуда и его ученика Федора Поликарпова, возглавлявшего Печатный двор. Однако издание не состоялось. В 1754 году при императрице Елизавете Петровне преподаватель Московской Академии Иаков Блоницкий вместе с Варлаамом Лящевским и Гедеоном Слонимским из Киевской Академии осуществили второе издание Библии, поправив текст. До сегодняшнего дня именно им пользуется Русская Православная Церковь.
Были выставлены также современные факсимильные издания отдельных книг Геннадиевской Библии, предпринятые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Экспозицию дополняли произведения прикладного искусства: иконы, золотное шитье, гравюры. Все экспонаты, кроме четырех рукописей из фондов Российской государственной библиотеки, были предоставлены Государственным Историческим музеем.
Выпуск "Летописца" подготовили А.А.Белай и Н.А.Копылова




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме