Речь пойдет о творчестве старейшего московского живописца Михаила Михайловича Шемякина. Нам дорого имя его отца - замечательного художника и педагога, одного из любимых учеников В.А.Серова, Михаила Федоровича Шемякина, члена Товарищества передвижников. Дедом по материнской линии был профессор Московской консерватории, известный скрипач Иван Войтехович Гржимали, в квартире которого, в здании консерватории на Большой Никитской, в 1908 году и родился Михаил Михайлович. Он рос в окружении выдающихся деятелей искусства: в доме Шемякиных-Гржимали часто бывали Репин, Касаткин, Нежданова, Шаляпин, Скрябин, Игумнов, Гольденвейзер. В 1939 году Михаил Шемякин окончил графический факультет Московского полиграфического института, где занимался у П.Павлинова, М.Родионова, К.Истомина. Однако главным учителем, поставившим ему руку, был отец. И хотя рисунки свидетельствуют о безусловном графическом мастерстве Михаила Михайловича, жизнь свою он, как и отец, отдал живописи.
Портрет в искусстве обоих Шемякиных доминирует. Роднит их и виртуозность рисунка, всегда удачная композиция, броскость, характерность типажа. Но Михаил ни в коей мере не копировал стиль отца. Его живописная манера и образная система совершенно самостоятельны.
С 1928 года Шемякин участвовал в выставках, в 1930-е годы много рисовал, занимался книжной графикой, писал акварелью и маслом. Его дипломом была серия литографических портретов первых лауреатов международных музыкальных конкурсов. В 1944 году он стал членом Московской организации Союза художников. Пора ученичества окончилась.
Во всех самых значительных полотнах Шемякина, представленных на всесоюзных и московских выставках ("Ремесленники", "После трудового дня" ("Комсомолки колхоза"), "Рассказ о далеких мирах"), мы видим художественное исследование характера человека, удивление и восторг перед красотой и разнообразием мира.
Вот мажорная картина "Весна". Центральный образ полотна - девушка с веточкой цветущей яблони в руке - символизирует пробуждение жизни. "Кадровое" решение композиции, пленэрная яркость пейзажа, тональная глубина высокого синего неба подчеркивают ощущение звонкой радости бытия, весеннего цветения, пленительной женственности.
Живописцу особенно удаются женские образы - пластика открытого юного лица, выражение ясности душевного состояния. Таких портретных изображений немало: "Этюд девушки в венке из полевых цветов", "Задумалась", "Студентка с острова Куба", "Портрет жены", "Этюд в восточном стиле", "Таня Авакова", "Подружки". Счастливо избегая сентиментальной фальши, автор с любовью увековечил лица известных и неизвестных женщин, привлекающих прежде всего своей естественностью. В односеансных рисунках с натуры много наблюдательности, точного попадания в "характер" и "доминирующее настроение". Удачны графические зарисовки детей, стариков. Так мог рисовать лишь человек, обладающий тонким душевным слухом.
Особый пласт творчества Шемякина составляют портретные изображения известных музыкальных деятелей. В разные годы он выполнил портреты дирижера Константина Иванова, пианиста Виктора Мержанова, скрипачки Лианы Исакадзе, молодого исполнителя Дмитрия Рацера, композитора Наринэ Хагагортян, альтистки Нины Мачарадзе.
Десятки пейзажей и натюрмортов передают поэзию и очарование тех мест, где он побывал. Более всего привлекала его природа русской средней полосы. Много проникновенных пейзажей и этюдов создано в деревнях Парамоново, Стреково и Шуколово Московской области. Это "Старая церковь в Шуколове", "Летний день", "Утро", "Лес", "Цветут вишни и одуванчики", "Пейзаж с сарайчиком", весенний пейзаж с вымерзшими яблонями, осенние мотивы, композиции с овражками и лужайками. Не раз Михаил Михайлович писал раскрытые в сад окна, создавая насыщенные светом и воздухом композиции.
Особняком стоит картина "На иной планете", разворачивающая перед зрителем безмолвное пространство Космоса. Астрономическая тема в творчестве художника не случайна. Михаил Михайлович - астроном-любитель, вот уже тридцать лет он ведет общественную работу во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе при Академии наук СССР, его статьи, посвященные изучению Луны, опубликованы у нас в стране и за рубежом.
Но, наблюдая в телескоп иные миры, Михаил Михайлович Шемякин служит своей кистью красоте земной.