Религиозность Пушкина

Общество 
0
219
Время на чтение 4 минуты

Религиозность Пушкина - глубина его духовной природы. К нему и можно и должно подойти с вопросом, во что верить и как жить. Его значение в этом отношении для характеристики русского художественного слова - огромно. Он стоит во главе той литературы, которая "никогда не замыкалась в сфере чисто художественных интересов, а всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово". К нему, быть может, наиболее приложимо мнение западноевропейской критики о русских писателях, старых высоких мастерах русского слова: "нас поражает эта серьезность русских во всем: они как будто не пишут, а священнодействуют, не пьют, а причащаются. Они постоянно в заколдованном кругу вопросов: "зачем" и "почему", выйти из которого зачастую не могут иначе, как с помощью креста или молитвы".
К такому поэту, как Пушкин, естественно подойти с религиозными запросами. Что он творил не только временного, интересного и важного в социальном, бытовом, эстетическом отношении, но и что оставил он миру вечного, непреходящего, какие законы и основы души человеческой он отобразил и в своей личности и в своем творчестве? В широких массах, не имеющих возможности проникать в глубь художественных созданий поэта, существует совершенно ошибочный взгляд, что Пушкин в своем творчестве не имеет никакого отношения к религии, а если известно о нем что-либо, то скорее отрицательное и легкомысленное. Правда, поэт в минуты понижения своей духовной напряженности и утонченности духовного зрения обронил несколько вольных стихотворений, заметок, анекдотов. Но в них ли Пушкин, в них ли его подлинный гений прозорливости духовной и его красоты творческой? Бывают минуты и целые периоды в жизни не только великих художников слова, но и кисти, и звуков, и форм, минуты слабости духа, торжества греховного в человеческой природе, какой-то искусительной охоты и посмеяться и пошутить над тем, что божественно прекрасно, бывают минуты кощунства и лукавства и обольщения у святых людей - и, может быть, у них еще сильнее и ужаснее, чем у "детей ничтожных мира", но жития их полны самобичевания и упреков за дерзновения и богохульство.
Величайшие образы евангельские горят перед человечеством влекущей и зовущей силой любить человека во грехе его; и мытарь, и грешница, и блудный сын, и разбойник на кресте - у всех у них всегда в глубине души горел святой огонь любви к Богу и человеку. И для нас, земных, эти образы начертаны в вечное руководство жизни. Не минуты их греха и потемнения нравственной природы, а восторги прозрения, высокие созерцания святыни - это есть их подлинное величие - источник нашей бодрости и утешения. Пушкин велик не в мелких прегрешениях плоти и духа, а в тех творениях, где подлинно горит божественный свет его поэтических озарений, и да простит ему Господь его слабости и падения, за которые он от всей полноты души платил раскаянием и жаждой примирения и прощения (стихотворение митрополиту Филарету).
"Я думаю, - замечает Смирнова в своих воспоминаниях, - что он серьезно верующий, но он про это никогда не говорит. Глинка рассказал мне, что он раз застал его с Евангелием в руках, причем Пушкин сказал ему: "Вот единственная книга в мире, - в ней все есть". Барант сообщает Смирновой после одного философского разговора с Пушкиным: "Я и не подозревал, что у него такой религиозный ум, что он так много размышлял над Евангелием". "Религия, - говорит сам Пушкин, - создала искусство и литературу, - все, что было великого с самой глубокой древности: все находится в зависимости от религиозного чувства. Без него не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности". Незадолго до смерти он увидел в одной из зал Эрмитажа двух часовых, приставленных к "Распятию" Брюллова. "Не могу вам выразить, - сказал он Смирновой, - какое впечатление произвел на меня этот часовой; я подумал о римских солдатах, которые охраняли гроб и препятствовали верным ученикам приблизиться к Нему". Он был взволнован и по своей привычке начал ходить по комнате. Когда он уехал, Жуковский сказал: "Как Пушкин созрел и как развилось его религиозное чувство! Он несравненно более верующий, чем я".
Как мог Пушкин написать своего знаменитого "Пророка", которого так любил читать в собраниях Достоевский, голос которого звенел и потрясал при последних словах:

              Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
              Исполнись волею Моей
              И, обходя моря и земли,
              Глаголом жги сердца людей!

Как можно при отсутствии или при неглубоком религиозном чувстве так проникновенно понять и в таких чеканных стихах воссоздать по VI главе книги пророка Исайи этот глубочайший библейский образ?
Какое мистическое постижение божественности поэтического творчества носил в своей патетически религиозной душе Пушкин, если он написал свое "верую" - в стихотворении "Поэт", и доселе дышащем правдой определения сущности поэта и его служения. Каким отшельническим величием учителя жизни, его одиночества, подобного одиночеству анахоретов, уходивших от мира и уносивших мир в своей душе, любя его и молясь за него и отзываясь на все его скорби и муки, дышат другие лирические произведения Пушкина ("Эхо", "Поэту")!
Печать глубочайшего религиозного понимания лежит на стихотворении "Отцы пустынники", - в этом поэтическом переложении великопостной молитвы св.Ефрема Сирина видна та умиляющая сила благодатных воздействий Церкви, о которой поэт говорит, что она его, падшего, свежит неведомою силой.
Достоевский на открытии памятника Пушкину в Москве дал почти целиком исповедническое истолкование внутреннего смысла всех основных поэм Пушкина: "Смирись, гордый человек... не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собой. Победишь себя в себе, усмиришь себя и станешь свободен, как никогда и не воображал себе".
В изображении Пушкина Татьяна - олицетворение нравственной силы, религиозного понимания долга. "Я другому отдана и буду век ему верна". Если бы она поступила и сказала иначе, это был бы не Пушкин. Очевидно, нравственное чутье Пушкина, его природная моральная красота вложила эти слова самоотвержения, как высшего религиозного закона, в уста любимого поэтом женского образа.
Подлинное величие Пушкина в изображении им красоты человеческого духа, в религиозном понимании жизни и в той бодрости духовной, которая излучается из его верующей души и говорит в его бессмертных творениях.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28