С 1992 года в Москве существует филармоническая организация "Светоч", включающая несколько музыкальных коллективов. Среди них - одноименный ансамбль гусляров, который недавно с блеском выступил на Вторнике "Московского журнала" (см. отчет в № 3 за 1999 год). Для многих это явилось настоящим откровением, ведь гусли обычно представляются инструментом скоморошьим, а тут - весь спектр русской музыки: от былинной до классической и современной.
У истоков "Светоча" стоял Андрей Петрович Горшков, который и рассказал об ансамбле.
Сегодня всем ясно, что наша страна очутилась в заранее вырытой для нее яме. Обстоятельства требуют от каждого проявить свою позицию. Для меня формой проявления позиции стала организация ансамбля гусляров "Светоч". Почему? Я считаю, что все дело - в ответе на вопрос: что мы за народ? В значительной степени ответ этот дает русская музыка. Потому что музыка создается душой народной. Я не говорю об отдельных людях, но народ если иной раз и можно заставить петь из-под палки, то песню сложить из-под палки его не заставишь.
Даже и в России многие считают, что русская музыка начинается в X1X веке с Глинки, а до этого были лишь бледные эпизоды. При сем ухитряются не видеть очевидного. Карамзин приводит свидетельство византийских историков Феофилакта, Анастасия и Феофана: "Не зная выгод роскоши... древние Славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых Искусств Изящных... Северные Венеды в шестом веке сказывали Греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные... Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих, в виду многочисленных врагов, Славяне веселились, пели и забывали опасность..." И в самом деле: издревле на Руси существовала мощная музыка. Я бы даже сказал: чем древнее - тем мощнее! Другое дело, что древних произведений дошло до нас мало. Но что дошло, свидетельствует о богатейшей музыкальной культуре предков.
Возьмем русские былины. И возьмем английскую балладу "Зеленые рукава", которую на весь мир раскрутили как балладу о Робин Гуде. Так ведь русская былина несравнимо сильнее! Отчего она не исполняется? не бытует широко?.. С перестройкой на Запад хлынул поток так называемого "русского фольклора" - балалайки, гармошки, казаки, шашки, водка, селедка. Между тем русская культура - высокая культура. Что касается музыки - это хотя бы те же самые былины. Они исполнялись на княжеских пирах, а не на ярмарках! А на чем игрались? Гармошка появилась у нас только в XVII веке. Балалайка - и вовсе недавно - к XVIII веку. Что же было раньше? А раньше были гусли! Карамзин цитирует Нестора: "Сии волхвы... играли на гуслях и для того именовались в некоторых землях Славянских Гуслярами". У древних славян гусли были культовым музыкальным инструментом. Под них пелось "Слово о полку Игореве". На них играли, по преданию, все былинные богатыри, кроме почему-то Ильи Муромца. А Садко? Звучание гуслей считалось целебным и обладало свойством примирять самых лютых врагов. Гусли были, между прочим, атрибутом послов. У тех же Феофилакта, Анастасия и Феофана (Карамзин) приводится речь славянских послов к императору Византии: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей: не зная войны и любя музыку, мы ведем жизнь мирную и спокойную".
Потом гусли были оттеснены и забыты. Этому способствовала реформа патриарха Никона, когда искоренялись остатки языческой культуры: гусли пошли в костер. Сохранился упрощенный вариант домры - балалайка, а гусли уцелели как реликт благодаря традиции княжеских пиров, которая продолжалась до XVII века. Да и то сохранились не первоначальные гусли, а элементарные, треугольные.
Из вышесказанного ясно, что древняя музыка, сыгранная на настоящих древних гуслях, должна звучать чрезвычайно богато. Да и современная тоже! "Светоч" задумывался как уникальный коллектив, играющий гусельную музыку в чистом виде. Нельзя сказать, что на гуслях сегодня не играют, но в оркестрах русских народных инструментов гусли - инструмент эпизодический. Даже в ансамблях, которые носят название ансамблей гусляров, гусли составляют только первый ряд, а дальше - опять же домры, балалайки, гармошки, баяны, духовые... Причем гусли-то какие? Те самые элементарные, треугольной формы: на них играли, скорее всего, уже скоморохи, на них, скажем, русской былины не сыграешь...
Надо было искать настоящие инструменты и настоящих исполнителей. Дмитрий Локшин, ныне покойный, много лет жизни отдал гуслям, сам был блестящим солистом-исполнителем на гуслях, - по сию пору он почти никем не оценен... Вот он по старым чертежам и описаниям возродил гусли в их первоначальном виде - гусли звончатые, трапециевидные. После смерти у него осталось несколько учеников, среди них - Любовь Басурманова. (Отец ее, кстати, теоретик игры на баяне: по его самоучителю вся Россия баян осваивает.) Она подхватила идеи Локшина, и, поскольку мы были знакомы, эти идеи воплотились в "Светоче"...
Не могу не сказать о Вере Николаевне Городовской, также много сделавшей и делающей для "Светоча". Вера Николаевна - пианистка, окончила Московскую консерваторию и в 40-х годах пришла работать в оркестр Осипова. Когда ей встретился этот замечательный инструмент - гусли, она его очень быстро освоила: клавишник - щипковый инструмент! Не зная даже сначала, как за них приняться, она каким-то наитием открыла для себя и для нас звучание звончатых гуслей, уже давно забытое. Она создала школу игры на гуслях. Короче говоря, именно Вера Николаевна заложила основу основ...
"Светоч" имеет три вида гуслей. Трапециевидные, или шлемовидные, - конструкции Локшина. Это древнейшие. Более поздние - щипковые (в простонародье они назывались поповскими, потому что слушать их любили священники). И самые поздние - это уже конец XIX - начало XX века - гусли клавишные. Когда был создан Андреевский оркестр русских народных инструментов, на щипковые гусли просто поставили клавиатуру - так они появились...
Повторяю: все три вида гуслей впервые зазвучали вместе именно у "Светоча". Далее мы ввели в состав и ударные - прежде всего билы - плоские колокола, что создало совершенно особый колорит. Да ведь не все и сыграешь без ударных. "Светоч" вовсе не собирался перебиваться архаикой, мы были нацелены на всю русскую музыку - и древнюю, и классическую, и современную. Конечно, можно прощипать любую мелодию и без ударных, но классика, современная музыка в таком случае не прозвучат полнокровно.
Теперь о музыкантах, исполнителях. О тех, благодаря которым гусли, собственно, и живут, и поют. Первый состав ансамбля быстро распался: "спор славян между собою", как водится. Не отстоялась идея, не было настоящей страсти... Я чувствовал, что нельзя бросать такое дело, и искал других людей. К 1995 году состав стабилизировался. Тогда же художественным руководителем в коллектив пришла композитор Алиса Александровна Дунаевская.
Все пятеро исполнителей "Светоча" - профессиональные музыканты. Концертмейстер - Марина Афанасьева (гусли звончатые). На звончатых гуслях играет и Эдуард Козырев. Полина Еремина - гусли клавишные. И, наконец, Елизавета Синодская (гусли щипковые) - она же и композитор: пишет превосходные баллады и делает для коллектива обработки. Вообще у нас почти все сочиняют, обрабатывают. Все - молоды. Все - горячие энтузиасты гусельной музыки. Почти никто специально на гуслях не учился. Гусли оказались зовом души. Марина Афанасьева окончила музыкальное училище и Университет культуры как домристка, Эдуард Козырев всю жизнь был балалаечником. Оба долго работали в оркестре "Садко". Однажды увидели и услышали большие шлемовидные гусли - у первого состава "Светоча". Надо было решиться бросить то, чем занимался долгие годы. Это оказалось непросто, даже страшновато... Нечто подобное в той или иной степени испытали и остальные.
Особо следует сказать об ударных инструментах ансамбля. На них у нас играет Сергей Левандовский. Он заведует всем гремящим, шуршащим, трещащим и тому подобное (ксилофон, дудочки, свисточки). Но главное, как уже сказано, - билы - плоские колокола. На Руси древнейшие колокола были плоскими. Теперь их можно встретить в считанных храмах. На билах Сергей Левандовский исполняет уникальные колокольные звоны в обработке Александра Маркелова. Кстати, музыканты "Светоча" владеют всеми русскими народными инструментами - балалайками, дудочками, свирелями, окаринами, трещотками, гармошками, но это не составляет главного, используется по необходимости как фон.
С ансамблем выступает солистка Ольга Козлова, учащаяся Гнесинского училища, очень сильная и яркая певица, которой прочат большое будущее. У нее мощнейший вокал с ярко выраженным, прирожденным фольклорным оттенком.
На древнем русском инструменте - гуслях - можно, как я уже неоднократно говорил, полноценно исполнять всю русскую - да и мировую - музыку. "Светоч" это доказал. Ансамбль играет плясовые мелодии, русские народные песни, романсы, в его репертуаре есть яркие фольклорные номера, а также русская классика - Бородин, Чайковский, Лядов... В репертуаре - произведения, редко исполняемые или исполняемые только "Светочем". Визитной карточкой ансамбля является "Венок былин" - русские былины, собранные и обработанные Римским-Корсаковым. Уникальна рождественская колядка XII века, расшифрованная со старинной нотной записи - "крюков" - Львом Игошевым. Многие вещи написаны специально для ансамбля Верой Николаевной Городовской и Алисой Александровной Дунаевской. В частности, А.А.Дунаевская написала романс в память не вернувшихся с афганской войны. Он исполняется в сопровождении соло на трубе. Трубач - Олег Дориков, бывший солист Эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, сам, кстати, афганец.
Интересный и плодотворный альянс сложился у нас с заслуженной артисткой России, актрисой театра имени М.Н.Ермоловой Ольгой Георгиевной Фомичевой. С ней мы сделали литературно-музыкальную композицию "Слово о полку Игореве". Древнее "Слово" звучит в сопровождении древних инструментов, и это производит, по признаниям слушателей, необычайно сильное впечатление. "Слово" воспринимается сразу и во всей полноте, что не так-то просто достигается при чтении. Тем более, как жаловались нам многие учителя, сейчас в школах "Слово о полку Игореве" изучается вскользь и фрагментарно: "Плач Ярославны", еще что-то... Целиком произведение до учащихся не доносится. Готовясь к выступлениям в Ярославле, мы, честно говоря, побаивались: как поймут и примут "Слово", да еще в гусельном сопровождении? А его приняли "на ура". В зале же были в основном подростки.
Вообще наша аудитория - тема отдельная. Коллектив существует в значительной степени благодаря поддержке Комитета социальной защиты населения Москвы. Мы очень много выступаем на благотворительных вечерах, на елках, утренниках. Выступаем также перед инвалидами афганской и чеченской войн. Дети, старики, раненые бойцы... люди во многом обездоленные, малообеспеченные, неблагополучные. Казалось бы, что им какие-то гусли? И мы не просто играем, - мы рассказываем о нашей музыке, об инструментах, даем посмотреть, потрогать гусли, билы... Не так давно был концерт в школе милиции. Аудитория сложная - подростки, выросшие на рок-музыке, боевиках... а тут - гусли, "Слово о полку Игореве"! Начнутся смешки, вставания, хождения... Но надо было видеть, как они слушали! В который раз мы убедились, что молодежь, при всей обработке масс-культурой, имеет в душе родовую память - только пробуди ее! А бабушки и дедушки - те так вообще ходят к нам подлечиться: утверждают, что от гусельной музыки у них улучшается работа сердца...
Наши концертные выступления проходят в основном в небольших залах. Все же "Светоч" - ансамбль камерный. Это - ограничение, так сказать, естественное. Другое - как нам ездить на выступления, когда нас приглашают? Гусли столовые - не скрипка, которую взял под мышку и пошел, они весят 75 килограммов. Необходим транспорт. Потом, гусли очень зависят от погоды, и, придя с мороза, нужно час-полтора ждать, пока они оттают, а потом столько же настраиваться...
Теперь об ограничениях прискорбных. Нашим звучанием восхищаются Татьяна Петрова, Людмила Зыкина, Александра Стрельченко. И пели бы с нами, но у них свои коллективы. Все в один голос: да, хорошо, да, блистательно, но крупных приглашений нет. Только вставные номера в больших концертах. Целиком отдать концерт не решаются: гусляры для организаторов - все еще нечто сомнительное. О телевидении и говорить не приходится. Раньше там была редакция народного творчества, которая настойчиво искала именно такие коллективы, как "Светоч". Сейчас царит шоу-бизнес, а он ищет только прибыль. Для нас, собственно, на нынешнем телевидении и программы-то подходящей нет - по тону, по настрою, по характеру музыки.
Однако мы не сдаемся, выступаем много и везде встречаем теплый прием. Вспомните хотя бы мартовский Вторник "Московского журнала" в Центральном Доме работников искусств.
И в заключение - такой штрих. Сегодня в России настоящих гусляров все еще можно по пальцам пересчитать. В частности, в Москве, кроме музыкантов "Светоча", их человек пять-шесть. В этом году в Доме композиторов впервые прошло что-то вроде съезда гусляров России: людей посмотреть, себя показать. Не хвалясь скажу: "Светоч" был там признан самым сильным и оригинальным коллективом.