Носик - Ахматовой

Отповедь на недавнюю книгу Б.Носика об А.Ахматовой и Модильяни.  

Общество 
0
191
Время на чтение 8 минут

Подобно тому, как появляющийся на страницах гоголевской повести персонаж, выдающий себя за статского советника, несет несомненный отпечаток потустороннего мира, так и недавняя книга Б.Носика "Анна и Амедео. История тайной любви Ахматовой и Модильяни" ("Радуга", 1997, 25000 экз.), названная автором "документальной повестью", - явление инфернального порядка. Хотя с обывательской точки зрения автора можно уличить скорее в нечистоплотности и пошлости. Однако при ближайшем рассмотрении деталей и эпизодов, изложенных в книге, трудно отделаться от ощущения: что-то тут не чисто. Одна из примет поведения нечистой силы - пародирование действительности, ее окарикатуривание.
Так и книга Носика - более или менее успешная пародия на литературоведение при всей кажущейся серьезности приводимого в ней фактического материала и простодушности авторской манипуляции им. Это, если уж быть более точным, импровизация на тему того, что было, или могло быть, или даже того, чего и вовсе не было и не могло быть никогда. Суетливое бегство автора от подлинной документальности (как черта от ладана) лишний раз подчеркивает маргинальность его изысканий.
Стиль повествования своей бравурно-бульварной интонационной окраской копирует то плохой французский сентиментальный роман осьмнадцатого века, то школьное сочинение на тему "Я и Ахматова" и обнажает выразительное зияние пустоты на месте автора. Здесь отсутствует то светлое начало, которое исстари именовалось идеалом. Двухсотстраничное доказательство правдоподобной (на самом деле - лживой, но об этом ниже) гипотезы, что Ахматова и Модильяни были любовниками, скорее может служить пародией на идеал.
Обратимся к фактам.
На 9-й странице автор, иногда надевающий маску лирического резонера, отчего его "документальная повесть" невероятно раздута (вся сенсационность его выдумки на самом деле могла бы вполне уместиться в нескольких строках), выказывает себя блестящим специалистом в области метеорологии: "...искристую зиму, томительную и праздничную северную весну и великолепную багряную осень девочка проводила в Царском..." Кто бывал или жил в Санкт-Петербурге, тот знает, что "северная весна" - самое тоскливое, пасмурное и грязное время года и что "праздничной" ее мог назвать только человек, ни разу не бывавший ни в Царском Селе, ни в Санкт-Петербурге.
С 13-й страницей Б.Носику и вовсе не повезло. "Был еще брат Виктор, убитый большевиками..." - пишет он, имея в виду брата Ахматовой, который на самом деле умер в 1976 году (эти сведения, кстати, имеются у Лукницкого, биографа Ахматовой, и у Надежды Мандельштам). Большевики тут ни при чем. Следом Б.Носик делает еще одно потрясающее открытие. Оказывается, Ахматова "отца не любила", "редко упоминала о семье" и была чуть ли не равнодушна к матери. Здесь достаточно назвать два источника, а именно: "Северные элегии" и опять-таки записки Лукницкого, где встречаются достаточно частые упоминания о семье и, в частности, о том, что Ахматова с необыкновенным трепетом относилась к своей матери и к отцу (она 12 суток не отходила от постели умирающего отца, а когда он умер, у Ахматовой открылся туберкулез, явившийся следствием стресса; кроме всего прочего, она полгода никуда не выходила из дома, это общеизвестный факт).
Может, Носик имеет в виду письмо семнадцатилетней Анны Горенко Сергею Штейну, где есть такие строки: "Уважать отца не могу, никогда его не любила"? Но об этом, как и о самом Штейне, Ахматова всю жизнь мечтала забыть.
Идем дальше. Страница 17-я: "Ее век и ее среда эти волшебные отношения между мужчиной и женщиной (прочие сочетания, кажется, в ее жизни большой роли не сыграли) ставили превыше всего на свете..." Интересное слово - "кажется". Извинительное в речах мечтательной барышни, но не в "документальной повести". Здесь уже сентиментальность снижена до пошлого шепотка на ушко. "Священное есть главное в жизни и без священного жизнь становится унижением и пошлостью", как однажды заметил замечательный русский философ Иван Ильин.
Эта хлипкая почва, сотканная из "кажется", мелких неточностей и вранья, постепенно становится настоящей трясиной, которая и засасывает автора с головой. Страница 21-я: "...этот шепелявый бесцветный второгодник Коля Гумилев..." Не знаю, не знаю, вроде бы никто из современников Гумилева не находил его "бесцветным". Видимо, этот портрет Гумилева надо воспринимать как рефлексию автора по поводу собственного отражения в одном из осколков разбитого зеркала реальности.
На этой же странице Б.Носик ни с того ни с сего, этак словно похлопывая Анну Андреевну по плечику, доверительно называет ее Аннушкой. Хотя почти никто и никогда не называл ее так. Единственный раз, перед смертью, в 1937 году, Аннушкой назвал Ахматову Осип Мандельштам, прощаясь с ней на Московском вокзале в Ленинграде. Надежда же Мандельштам однажды образно выразилась: "Аннуш - вы бешеная кошка!" Помнится, Аннушкой в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" звали героиню, разлившую масло. Но, видит Бог, - это не Анна Ахматова...
21-я страница: "В семнадцать она, вероятно, отправила и Гумилеву (а не только другу С.фон Штейну) это многообещающее послание: "Я умею любить, умею покорной и нежной быть..."
И опять - "вероятно", очередная подмена "документальности". И это естественно, поскольку послание предназначалось Голенищеву-Кутузову, а фон Штейн был всего лишь поверенный, своего рода письмоносец. И только. Факт, кстати, общеизвестный.
Обилие оборотов типа "вероятно" и "кажется" превращает "документальную повесть" в дешевый сентиментальный роман, которыми балуется в последнее время издательство "Радуга". Вот вам типичный пример стиля "дамского романа", коего поклонником, "кажется", является Носик: "Ей надоело затянувшееся аж за второй десяток лет девичество..." Хотя раз уж мы затронули столь деликатную тему, следует отметить, что, выйдя замуж за Гумилева, Ахматова не была девственницей, и Гумилев не мог изжить переживаний по этому поводу до конца своих дней. Впрочем, никакими документальными сведениями на сей счет мы не располагаем, а потому возвращаем пальму первенства знатоку девических грез Б.Носику. Компенсируя недостаток документального материала, он живописует: "Неловкие их, зачастую попросту унизительные усилья на то восхитительное забвение страсти, о котором они столько читали, столько слышали и даже писали..." И тут же, на странице 72-й, доверительным тоном "старого гамена" Носик сообщает: "Она же, полная мыслей, воспоминаний о читанном, выдуманном, полуиспытанном, вряд ли могла его поощрить, подбодрить, научить чему-либо". Наш герой словно пытается наложить эпизоды Камасутры или своего сексуального опыта на взаимоотношения двух великих русских поэтов - Ахматовой и Гумилева. Восхищает эта суперосведомленность автора, для которого нет таких щелей и замочных скважин, куда бы нельзя было засунуть свой нос.
Отдается дань и изрядно уже разоблачительно-публицистическому пафосу. "Отсюда, может, и вечный ее поиск (более поздние ее браки, возможно, и были бы, впрочем, более долговечными, не прими к той поре истинно американский размах деловитый большевистский отстрел интеллигенции)". Опять обратим внимание на эти бесконечные "может", "возможно", бы да кабы. Что же касается браков Ахматовой, то большевики к их частотности не имеют никакого отношения. Известно, что после первого ареста мужа Ахматовой, Пунина, в 1935 году она обратилась с письмом к Сталину и через некоторое время Пунин был выпущен. В 1938 году, задолго до его второго ареста, Ахматова уходит от Пунина. Но вряд ли фраза, брошенная Пуниным Ахматовой на прощание: "Выдайте мне расписку, что я отдал вам все ваши вещи...", - может послужить обвинительным актом против пресловутых большевиков.
На 107-й странице Носик пишет: "Ты будешь ночевать у меня, - сказала она, - и ничего не будет на стене - ни блондинки из Мальдорора, ни портрета брюнетки..." Эта реплика Ахматовой Модильяни - словно из крутого эротического романа. Источников, сколько-нибудь подтверждающих ее, Носик не указывает. Ибо их нет.
124-я страница обременяет совесть Носика еще одной ложью: "Об этом ожидании, об этом письме и о том, кто должен был прислать его, и были ее тогдашние стихи: "Сегодня мне письма не принесли: забыл он написать, или уехал..."
Адресатом этих строк был Голенищев-Кутузов. Мотив ожидания письма часто встречается у Ахматовой в те годы, к примеру, в очерке "Слепнев": "В Херсонесе три года ждала от него письма и письма так и не получила"; "Я ждала письма, которое так и не пришло. Я часто видела это письмо во сне; я разрываю конверт, но оно или написано на непонятном языке, или я слепну..."
Что касается Херсонеса, то это было в 1905-1908 годах, задолго до встречи с Модильяни. Следовательно, и письма от него она ждать никак не могла. Пребывание Ахматовой в Слепневе относится к июлю 1911 года, куда она приехала из Парижа. И поскольку письма от Модильяни приходили в это время достаточно часто, то вряд ли навязчивая тоска по ним могла перекочевать в ее сон без посторонней помощи, в данном случае - Носика.
Другие строки Носик приводит на странице 131-й:
И томное сердце слышит
Тайную весть о дальнем.
Я знаю: он жив, он дышит,
Он смеет быть не печальным.
Но ведь там есть вензель: "С.С." (Сергею Судейкину).
На 176-й странице Носик пробует подражать "Анне Карениной": "Ахматова сознавала по временам недопустимость подобной вседозволенности, она каялась, но, покаявшись, грешила снова". Ведь как ни крути, Ахматова - тоже Анна.
И так везде и повсюду. На 174-й странице Носик уличает Ахматову в преступной связи с Ольгой Судейкиной, на 181-й в "полудворянском" воспитании (это что-то, видимо, из разряда "полубеременности"), на 186-й странице в строке "под сводами вонючего подвала" произвольно правит Ахматову (вместо "вонючего" здесь должно быть "зловонного"), на 195-й странице приводит к ней на квартиру "английских студентов", которых там и в помине не было. Кое-где богохульствует. "Амедео рассказывал Анне, что ходил на крестный ход в русскую церковь. Она запомнила из этой истории только смешной, как ей показалось, анекдот о христосовании".
Как-то Ардов, близко знакомый с Ахматовой, сказал ей: "Откуда этот человек знает, о чем Пушкин говорил своей жене, когда они оставались одни". Несомненно, что если бы Анна Андреевна, не приведи Господь, прочла книгу Носика, она бы назвала ее словом, которое было в ее устах самым ругательным, - "смрадная".
От откровений Носика веет не только потусторонним смрадом, но и банальным плагиатом. В 1996 году в Санкт-Петербурге в издательстве "Арсис" небольшим тиражом (900 экземпляров) вышла книга Натальи Лянды "Ангел с печальным лицом. Образ Анны Ахматовой в творчестве Модильяни". Эта не претендующая на сенсационность лиричная книга, несомненно, и послужила основой бредовой фантазии Носика. Во всяком случае, фотографии с репродукций Модильяни, посвященных Ахматовой, им, видимо, взяты из скромного каталога выставки. Впрочем, если бы Носик вместо разглядывания обнаженной ахматовской натуры добавил кое-что в свою книгу из этого источника, все бы было не столь скверно...
Так какой же вывод можно сделать? Перед нами банальная, плохо скроенная мистификация, отдающая серным запахом. Несколько слов о том, с каким энтузиазмом и воодушевлением писала об этой книге наша пресса, как будто в унижении великого русского поэта нашла наконец возможность для самоутверждения. Телеканал "Культура" отдал на откуп Носику несколько передач. Кстати сказать, в "Культуре" Носик угнездился довольно-таки прочно и основательно, продолжая баловать неискушенного телезрителя своими "баснями", да так, что порою хочется покропить экран святою водой.
"Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно..." - писала Ахматова в 1912 году. Что ж, видимо, наступило такое подлое время, когда каждый желающий ничтоже сумняшеся может глумиться над чувствами поэта.
Однако не хочется все же заканчивать на минорной ноте. Носиков много, а Анна Андреевна Ахматова - одна. И думается, что не померкнет величие этого имени от мельтешения чертовщины вокруг него. Своего рода заклинанием, оберегающим от дурного глаза, могли бы послужить другие строки Ахматовой:
Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 06:11
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52