Русская государственность и украинство

О чем предупреждали газеты столетней давности

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
433
Время на чтение 5 минут

Сегодня, в очередную годовщину Переяславской Рады, положившей начало воссоединению Великороссии и Малороссии, уместно вспомнить как и когда начался процесс зарождения «украинства» («мазепинства», как часто называли его до революции) и существовавшее братство и единство стали рушиться, что в конце концов привело к отпадению Украины от России.

Украинское движение, сразу же встретившее сочувствие и поддержку части русской интеллигенции за свой оппозиционно-демократический характер, зародилось примерно в середине XIX века. В 1863 году власть уже констатировала, что «существование малороссийской партии, которая желала бы самостоятельного развития народной жизни в Малороссии, ни для кого не тайна». А то обстоятельство, что организационные центры украинского движения находились в австрийской Галиции, давало властям все основания подозревать идеологов этого движения в сепаратизме, а значит ‒ начать борьбу с ним. Накануне Первой мировой войны, как сообщал Департамент полиции, ряд украинских националистических объединений, в частности «Союз освобождения Украины», состояли на содержании правительства Австро-Венгрии с целью ослабления Российской Империи и отторжения от нее этого края. Начавшаяся мировая война подтвердила эти опасения. Уже 25 августа 1914 года «Союз освобождения Украины» выпустил обращение «К общественному мнению Европы», в котором утверждалось, что война ведется за уничтожение идеи «панмосковитизма». Как заявляли украинские сепаратисты, «только свободная, тяготеющая к тройственному союзу Украина могла бы своей обширной территорией, простирающейся от Карпат до Дона и Черного моря, оставить для Европы защиту от России, стену, которая навсегда бы остановила расширение царизма и освободила бы славянский мир от вредного влияния панмосковитизма».

Союз освобождения Украины

Не удивительно, что в годы Первой мировой войны на «украинскую угрозу» обратили внимание не только консерваторы, писавшие о том, что «мазепинство» является «политическим движением, всецело созданным, субсидируемым и руководимым Австро-Германией», но и либералы. П.Б.Струве, еще в 1912 году, предупреждавший, что «русское прогрессивное общественное мнение должно энергично, без всяких двусмысленностей и поблажек, вступить в идейную борьбу с "украинством", как с тенденцией ослабить и отчасти даже упразднить великое приобретение нашей истории ‒ общерусскую культуру», с началом войны выступил с нашумевшей статьей «Австро-германское "украинство" и русское общественное мнение», вызывавшей бурную полемику в либеральном лагере. И даже доктор славянской филологии, профессор Харьковского университета А.Л.Погодин, выступавший в 1914 году с критикой Струве, к январю 1915 года тоже забил тревогу.

Размышления профессора А.Л.Погодина, опубликованные ровно сто лет назад в газете «Утро России», представляют, как нам кажется, интерес и сегодня, в связи с чем мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ними.

Погодин А. Русская государственность и украинство

Рекламный плакат газеты *Утро России*

Добровольно признаваемая русская государственность зиждется на единстве русского государственного языка. По отношению к народам, за которыми должны быть признаны права на автономию, каким является польский, или по отношению к народностям, говорящих не на русском наречии, этот пример, конечно, допускает ряд ограничений: естественно, чтобы управление и обучение в автономном Царстве Польском происходило на польском языке; естественно также обучение на тех или других стадиях школьного преподавания на национальных языках у литовцев, латышей, эстонцев и т. д. Принципу единой государственности это уважение к национальным правам народностей не противоречит.

Совсем иное дело - единство русского народа в трех главных его разветвлениях, великорусском, малорусском и белорусском. Это единство создало могущество русской государственности, а так как во имя свободного экономического, политического и национального развития России оно необходимо, то добровольное и взаимно благожелательное сохранение этого народного и государственного единения является предпосылкой самого существования России. Если бы малорусский народ потребовал национального обособления в виде обособления языка в управлении и школе, то вслед за таким национальным отчуждением, несомненно пошло бы и государственное. Другими словами, национально обособленная «Украина», занимающая сплошную область от средней России до единственно незамерзающего русского моря Черного, развилась бы несомненно, в отдельную государственную область, стремящуюся к полному государственному отчуждению и распадению теперешней России.

Для тех, кто знаком с современными украинскими чаяниями, это не подлежит никакому сомнению. Но это же настолько ясно и само по себе, что можно удивляться, почему об этом умалчивают сторонники «украинского» движения из среды русской интеллигенции, не принадлежащей к «украинской» среде. Я думаю, что это происходит от двух причин: во-первых, прежде всего и больше всего от неискренности. Многие думают, что украинская затея просто невинное интеллигентское увлечение, что оно, все равно, не имеет никаких видов на будущее, а потому, не относясь серьезно к «украинству», не прочь «поглаживать его по головке», в душе посмеиваясь над ребячеством «украинофилов».

Если бы многих из русских сторонников украинства спросили начистоту, что они считают возможным представить в смысле национальных уступок украинскому движению, тогда, - я совершенно в этому убежден, - украинские вожди видели бы в лагере своих противников и многих из тех, кого они, по недоразумению, считают своими «друзьями». И рано или поздно, но это наступит.

Карта Украины, составленная украинскими националистами в 1919 году

Вторая же причина благожелательного отношения русской интеллигенции к украинскому движению заключается в излишней доверчивости и недодуманности. Нам продолжает казаться, что русскому национальному единству ничто не угрожает, хотя в действительности угрозы уже есть. Не забывайте, что во многих окраинных областях основа русской государственности, великорусская народность, расположена довольно тонкой полосой. Нам необходимо охранить ее, чтобы сохранить и государственность. Недодуманность наша в украинском вопросе очень велика. Мы говорим: «Пусть они учатся в низших школах по-малорусски», забывая, что логическая необходимость ведет от низшей школы к высшей. Пусть учитель объясняет детям все непонятное на их собственном языке, пусть в суде свободно общаются свидетели и подсудимые на том языке, который им знаком, но пусть принцип останется неизменным: русский народ один, русский государственный язык должен господствовать на всей территории распространения русского народа. Ведь и сам этот народ и язык его создавались из слияния всех русских наречий и племен, о которых говорит еще наша первоначальная летопись. Разве язык Гоголя по своему словарю и структуре чисто великорусский язык, разве на образование нашего литературного языка не оказали сильнейшее влияние западнорусские и киевские ученые? Не будем же делить наше духовное наследие, драгоценное, когда оно составляет единое целое. Не будем его дробить на кусочки и говорить: «Это мое, а это твое». Все это «наше», общерусское достояние, на котором основаны и сила, и значение нашего общего государства. Нет сомнения, что разумная русская политика, внося культуру и экономическую помощь в темную массу галицийского крестьянства, еще более укрепит действительно существующую и, к счастью, еще не разрушенную «украинцами» связь великороссов с малороссами в границах одной государственности.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Русская государственность и украинство

Украинство не могло появиться без видимых причин. Сваливать его появление только на предательство русских интересов части малороссийской элиты или на нехороших поляков и австро-венгров просто упрощать и недоговаривать. Во-первых, должен быть носитель украинской идеологии. Им стал новорожденный этнос галицких украинцев. Он появился в результате смешения в течение нескольких веков галицких русин с поляками, венграми, германцами, волохами, евреями. Отрицать невозможно, поскольку это был свершившийся этногенетический факт. Однако, его не заметили ни сто лет назад, И сегодня стараются пройти мимо. Во-вторых, на рубеже 19-20 вв. украинцы получили своё имя или этноним. Поговаривают, что к этому приложили руку всё те же поляки. Австрийцы же запустили его в государственный оборот. И не только. Можно говорить о международном заговоре против России в исполнении Запада, это поддержка революционного пожара внутри Российской Империи с целью её ослабления и развязывания полномасштабной войны с ней. В этой большой игре украинцам Галиции отводилась особая роль идеологического тарана. В-третьих, с началом первой мировой войны украинцы при поддержке австрийских властей получают возможность очистить Галицию от своих этногенетических и культурных соперников - русин. Удалось, десятки тысяч уничтожены, несколько сот тысяч бежали в Россию, миллион мигрировал на запад. Но ещё раньше начиналась миграция галицких украинцев на восток к Днепру. Этому способствовали несколько причин: культурная близость русского мира в лице малороссов; массовый исход малороссов на восток для освоения новых земель Империи на Левобережье Днепра, Северном Кавказе и Дону, в Поволжье, Средней Азии, Сибири. В-четвёртых, к началу 20 века в русском народе сложились несколько основных субэтносов - великороссов, малороссов, белороссов, поморов, казаков; в Сибири начинает складываться субэтнос сибиряков. Речь идёт не об этнографических группах, но о субэтносах. Это разнообразие не отменяло единства русского народа. Но уже малоросская элита тяготилась петербургским доглядом и желала быть самостоятельной в принятии решений. Один из её представителей гетман Скоропадский писал о том, что они не хотели разрыва с русским народом, ни культурного, ни хозяйственного. В то время как украинская идеология галичан была агрессивно настроена ко всему русскому, к России. Так сложились два стремления, украинство и восточное малоросское.Первый опыт украинского государственного строительства в гражданскую войну был неудачен. В-пятых, Второе дыхание украинизация Малороссии и малороссов получила с полного одобрения большевиков. Для чего им это понадобилось? Нужно учесть тот факт, что с февраля 1918 г. начинается русское сопротивление новой власти. Восстания следуют одно за другим. Только на Тамбощине насчитывалось до 40 тысяч активных повстанцев, в Сибири до 60 тысяч. Это оценка чекистов. Видимо, можно предполагать, что разделение русского народа на части, с отрывом малороссов и белорусов через политические проекты "советской Украины" и "Белоруссии". А также на основе малоросского диалекта срочно создаётся украинский новояз. За золотые рубли, во время гражданской войны, при ужасающем голоде и разрухе большевики заказывают учебники никогда не существовавшего "украинского языка". О котором тот же Скоропадский писал "на пять слов четыре польских или немецких". Но даже и тогда, когда стало ясно, что галицкие украинцы тайно поддерживают германцев, украинский проект не был свёрнут. "Национализация" русского мира, противоестественная, губительная для русского народа продолжалась. Остроты поубавилось. Но выросли поколения людей приученные к извращённой большевистской лжи. В 1960-70-е мы уже привыкли и к "украинскому" языку, и к "украинским" песням. Украинизаторы при гос. поддержке большевиков добились своего. Они по сути подчинили своей идеологии малороссов. Что проявилось во всей своей "красе" после распада СССР. Только за последние лет 10-15 17 млн. живущих на Украине русских превратились в "украинцев". Незнание этногенеза, его развития, привело к тому, что русские сдали свои позиции не только на Украине, но и в Беларуси.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04