Переживая прошлое, думая о будущем

Предисловие к сборнику стихов А.Альпидовского

0
436
Время на чтение 7 минут

Этот поэтический сборник отличается от тех книг, которые до этого выпускал Андрей Альпидовский в издательстве «Вертикаль. ХХI век» тем, что в нём автор решил представить на суд читателей свои ранние произведения, которые долгое время (порой – несколько десятилетий) пролежали в ящике его письменного стола.

В первую очередь такой шаг говорит о творческой смелости поэта, о его уверенности в своих литературных силах.

Ради справедливости стоит отметить – эта уверенность пришла к Альпидовскому не сразу. В противном случае он не держал бы под спудом долгие годы свои творения, которые были написаны как бы только для себя или под влиянием определённых обстоятельств.

Но со временем приобретая всё больший поэтический опыт, Андрей Дмитриевич, видимо, осознал, что и ранние его труды имеют свою литературную ценность, если их несколько доработать. Не все, но над поэмой о первой любви «В ожидании разлуки» пришлось, насколько мне известно, основательно потрудиться. Также, как и над другим большим произведением «Безутешный звонарь. Поэма о колоколе сердца».

Я, как давний читатель не только поэзии, но и очерково-публицистических текстов Альпидовского, его полностью в этом решении поддерживаю.

Безусловно, некоторая дополнительная работа, редактура над поэмами автором была произведена с точки зрения теперешнего жизненного опыта. По-другому и быть не может – сейчас Альпидовский в своих оценках иной, чем это было тридцать и даже более лет назад. Но звучание поэтического слова, его образность, построения фразы в строке говорят о том, что Андрей Дмитриевич быстро прошёл школу ученичества и начал ставить перед собой серьёзные мировоззренческие, духовные вопросы, которые попытался разрешить, создавая поэтические произведения.

Некоторые могут отметить некую подражательность в ранних творениях нашего автора известным русским поэтам. Например, в «Последнем поезде. Поэме об огне души».

Не станем этого полностью опровергать, хотя ради справедливости и заметим – ничего страшного в том нет, что именно в подобном стиле видел начинающий стихотворец возможность высказаться «об огне души». Другого, по неопытности, не нашёл. Но зато как искренне звучит теперь та далёкая поэтическая строка (даже, если сейчас она несколько обновлена):

Мимо проносятся леса, деревни,

Храмы забытые, вечностью скованные.

Свет не пробьётся на лики древние

Через забитые рамы оконные.

Кресты, погосты – просто не видно,

Где это видано –

будто на кости

обсосанные,

выдавлено

небо на сосны,

сосны корабельные.

И на костях –

облака стяг

разодранный. Солнце оробелое –

на закате, ниже,

руки ободранные

лижет,

жилистые.

И дальше уносится, мимо –

дымом

кадила.

Всё было. Всё уходило

в илистое…

В книге Альпидовский вспоминает не только о первой любви, оставившей в душе юного стихотворца столь яркий эмоциональный след. Тут собраны и воспоминания о студенческих временах, и о службе в армии, и сказки, что сочинял детям.

Так и кажется – собирая книгу поэт перелистывал страницы памяти. Они, эти страницы, разные по значимости, по душевному отклику – но все дороги. Ибо это и есть его состоявшаяся судьба.

Однако, в сборник «Путь к себе» включены не только ранние произведения, но и стихи, созданные в нынешнее время.

Поэт использует разные формы для выражения – от афористичных четверостиший до развёрнутых стихов-раздумий.

В первых много юмора, самоиронии и ироничного взгляда на окружающий мир:

Мне твердили оптимисты:

– Соберись ты, подтянись ты!

Я попробовал разок

Подтянуться – и не смог.

Или:

За что, Всевышний, был тобою

На мне сей знак запечатлен?

Былое вижу, как живое.

Живое видится, как тлен.

Вторые иного звучания. В них невозможно было миновать и оценки давних событий, которые коснулись рода Альпидовских. Теперь, в зрелом возрасте наступило время их вновь как бы пережить, осознать с высоты собственных прожитых лет.

Мой прадед Богу служил в деревне,

И в чудных звуках молитвы древней

Я слышу голос его спокойный,

Когда склоняюсь перед иконой.

В сутане чёрной казался рослым,

Внезапно умер, а мог быть сослан.

Упал, как колос в широком поле,

Обрёл навеки Покой и Волю.

Мой дед подростком семью покинул,

Чтоб не шипели: «Попович!», в спину,

Чтобы не сгинуть врагом народа,

Рабом безвестным в «стране свободы».

Не миновать и тех скорбных событий, свидетелями которых нам всем пришлось быть сейчас.

Спасибо, парни, что воюете Zа нас,

Войны мы в ваши годы не видали,

Но книги нужные тогда уже читали,

И передали вам из уст в уста наказ.

Вы по наказу в бой вступили с палачом,

Следам злодеев остывать не позволяя,

И Землю в верном направлении вращая,

Нас прикрываете собой – к плечу плечо.

И всё-таки:

По тропинке, что из детства,

До покосов дошагать,

И сметав стога, вглядеться

И в луга, и в берега.

И влететь в речные воды,

Детский ощутив восторг,

Позабыть про все невзгоды,

Отрешиться от тревог.

А потом лежать, вдыхая

Запах сена, на копне.

Жизнь хорошая такая

На родимой стороне!

Стихи Андрея Альпидовского, представленные в его новой книге, помогут многим читателям: и оценить прошлое, и пережить нынешнее, и с оптимизмом и оценочно посмотреть в будущее.

Можно ли большего требовать от поэта?

Валерий СДОБНЯКОВ, Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Сдобняков
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество
По страницам критических статей Н.А. Некрасова
09.03.2024
Шелехов
Рассказ
29.02.2024
Бог есть любовь и потому смерть – такое же благо, как и жизнь
По книге «Переписка Л.Н.Толстого с сестрой и братьями»
19.02.2024
Русофобия героев в произведениях А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова
Роман «Люди сороковых годов» и повесть «Заячий ремиз»
12.02.2024
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48