Русская Анна из Киева

Ко дню кончины

0
1165
Время на чтение 10 минут
Фото: Королева Анна. Рис. И.Томилова

Многие беды постсоветских стран связаны, среди прочего, с отторжением своего прошлого и нежеланием принять себя как есть – без надуманных обвинений, без роли жертвы и, конечно, без переписывания истории в стиле «фэнтэзи». Разумеется, закопёрщиками в этих войнах с историей остаются облечённые властью проходимцы. Но поскольку обывателя, как показала недавняя «пандемия», можно убедить в чём угодно, то байки про большевиков с атомной бомбой или многовековую государственность казахов, или прародителей человечества украинцев-ариев довольно быстро становятся верой и убеждениями миллионов. А заодно – поводом для ненависти и началом саморазрушения.

Во всяком случае, на Украине всё начиналось с милых глупостей, превращавшихся, по мере того как их создатели входили во вкус, в чудовищные, пугающие масштабами невежества и злобы выдумки. Несколько лет назад президент России, находясь с визитом в Париже, сказал о давних связях между Россией и Францией. Речь, разумеется, шла не о Березине или Бородине, но о поездке во Францию Петра I и, конечно, об Анне Ярославне – королеве Франции.

Что тут началось! Украинские патриоты, включая чиновников самого высокого уровня, принялись так громко фыркать, что бедная Анна Ярославна перевернулась в гробу. Суть же претензий сводилась к тому, что, как написал тогда заместитель главы Администрации президента Украины Дмитрий Шимкив, «Анна Киевская, королева Франции, из Киева, не из Москвы (в то время Москва даже не существовала)».

История оказалась дамой весьма капризной, не терпящей насмешек и небрежения. И главное – способной за себя отомстить, что мы и видим на примере Украины. Но поскольку у незалежных историков выявились поклонники и в России, то не стоит, пожалуй, отмахиваться от абсурдных заявлений киевских чиновников. Чтобы, не ровён час, не узнать о себе много интересного и нового в один прекрасный день и не броситься на этом основании в объятия какой-нибудь очередной семьи народов.

Так чьих же будет Анна Ярославна? Прежде всего, это младшая из трёх дочерей князя Ярослава Владимировича и Ингигерды Шведской, дочери короля Швеции Олафа Шётконунга. Как видим, Анна Ярославна – частично шведка, поскольку шведом был её дед по матери, а вот бабушка Эстрид была полабской славянкой. И если пускаться в выяснения состава кровей, то можно прийти к нежелательным и неожиданным выводам. Поэтому лучше оставить это увлекательное занятие и посмотреть, из какого государства уехала Анна Ярославна править французами.

Отец Анны – князь Ярослав – княжил в Ростове, в Новгороде и в Киеве. То есть на территории современной России и современной Украины. Но если с основанием Новгорода и Ростова всё более или менее ясно, то вокруг Киева опять сплошной туман. Годом основания Новгорода считается 859 год, Ростова – 862. Когда был основан Киев, никто толком сказать не может, точнее по сей день ведутся споры между поклонниками арийской Украины и сторонниками здравого смысла. По мнению первых, Киев был основан в 482 г. Но, правда, если немного углубиться в вопрос, то можно выяснить, что дело не в летописном упоминании или ином каком-то документальном свидетельстве. Просто на территории города были обнаружены… остатки четырёх, кажется, жилищ и осколки керамики. Одно из жилищ историки отнесли к так называемой пражской культуре V-VI вв. На этом основании решено было считать появление Киева в V в. А год выбрали, скорее всего, потому что фрагмент «Повести временных лет» 882 г. сообщает: «И седе Олег княжа в Кыеве, и рече Олег: “Се буди мати градом Русьскым”». Кстати, именно «Русьскым», а не украинским. Никаких других причин, кроме ровного счёта и желания подогнать дату под V в., не существует, чтобы так точно указывать год основания Киева.

В 1882 г. журнал «Киевская старина» выступал с инициативой отметить 1000-летие города. Но в советское время просто подарили «братскому народу» как сам Киев, так и лишние 400 лет истории. Чтобы было чем гордиться. Правда, «братья» не оценили фамильной щедрости и по сей день вопят, что-де Москвы в то время не было, а потому от зависти Россия украла у Украины сотни лет. Словно нет у России ни Новгорода с Ростовом, ни Старой Ладоги, основанной в 753 г. Не говоря уже об Аркаиме. Но если в разговоре с укро-патриотом сослаться на Новгород или Ростов, он искренне удивится – при чём тут Москва? Потому что в сознании свидомого украинца история России – это история Москвы. Когда же намекаешь, что новгородцы, ростовчане, киевляне, а потом и москвичи говорили на одном языке, у незалежных патриотов случается сбой программы. Кроме того, укро-историки почему-то упускают из виду, что в X в. Шведское королевство было, а Стокгольма не было. Германия была, а Берлина не было. Норвегия была, а Осло не было! То же самое можно сказать и про Данию с Копенгагеном. Но, конечно, самое удивительное, что даже Санкт-Петербурга в те далёкие времена не существовало.

Версия о более позднем появлении Киева поддерживается сегодня даже украинскими историками и археологами, вынужденными признать, что Киев стал городом, а не случайной стоянкой, на отрезке VIII-X вв. К слову, на месте Москвы, ведущей свой отсчёт от первого письменного упоминания в 1147 г., тоже находили обломки керамики и прочие признаки человеческого присутствия. Однако это не стало поводом приплюсовывать городу лишние века и намекать на появление здесь жизни до сотворения мира.

Если же встать на здравомысленную точку зрения и принять, что самое разумное считать годом основания Киева 882-й, то история обретает цельность и закономерность. Исчезает прародина человечества, тают невесть откуда взявшиеся города посреди безлюдной местности. Зато вырисовывается последовательность и логика событий. И нет более ничего удивительного в том, что прежде, чем стать князем Киевским, Ярослав княжил в Новгороде и Ростове. И сыновья Ярослава княжили в Новгороде. Возможно, в Новгороде родилась Анна Ярославна. Во всяком случае, источники расходятся в датах и месте её рождения. Одни называют 1025 г., другие – 1032, третьи – 1036. Место рождения – либо Новгород, либо Киев.

После смерти князя Владимира между его сыновьями началась борьба за великокняжеский престол в Киеве. Ярослав одержал верх в этой борьбе. Как известно, время правления Ярослава Мудрого – время процветания Руси. При нём в Киеве были построены Софийский собор и Золотые ворота, начато строительство Киево-Печерского монастыря. В Новгороде также возвели собор Святой Софии. Ярослав собрал большую библиотеку. При нём возникли новые города, церковь получила независимость от Константинополя, появился знаменитый свод законов «Русская Правда». Словом, это был просвещённый правитель. Неудивительно, что и дети его были недурно образованы по тем временам. К тому же Ярослав стремился укреплять связи Руси с другими государствами через брачные союзы. Сестра князя была выдана замуж за польского короля Казимира. На сестре Казимира женился сын Ярослава Изяслав. Другой сын – Всеволод – взял в жёны дочь Византийского императора. Старшая дочь Ярослава Анастасия стала королевой Венгрии. Вторая по старшинству дочь Елизавета – королевой Норвегии, а по одной из версий, ещё и королевой Дании, правда, во втором замужестве. Самая известная, благодаря литературным произведениям и кино, княжна Анна Ярославна вышла замуж за короля Франции.

Овдовевший король Генрих I сам посватался к Анне, желая не просто породниться с Киевским князем, но и укрепить связи с Венгрией и Норвегией. В Киев отправилось посольство с богатыми дарами. Прибывших в Киев посланников выехал встречать брат Анны Всеволод Ярославич, приветствовавший гостей на латыни. Анна отправилась во Францию, в Реймс – город, где короновались французские короли. Здесь были организованы сразу три церемонии – свадьба, коронация и помазание на царство, что давало Анне Ярославне право участвовать в государственных делах. На брачном контракте Анна подписалась собственным именем, король же поставил крестик. Присягать на латинской Библии Анна отказалась и принесла свою клятву на славянском Евангелии. До сих пор идут споры о том, было ли Реймсское Евангелие привезено Анной или же она привезла с собой другую книгу. Как бы то ни было, в библиотеке Реймса хранится церковнославянская рукопись, первые шестнадцать листов которой написаны кириллицей и относятся к XI в. Ещё одной реликвией, связанной с именем Анны Ярославны, был большой гиацинт или рубин, полученный ею в приданое и привезённый во Францию. Внук Анны Людовик VI поместил камень в сокровищницу королевского монастыря Сен-Дени. В XII в. гиацинт был вправлен в королевскую корону, использовавшейся при коронации. В XVII в. в описи сокровищницы была сделана такая запись: «Корона того же св. Людовика из цельного золота, украшенная очень крупными жемчужинами, между которыми один рубин, стоимостью в сто тысяч экю, в который св. Людовик вправил шип из венца Господа нашего». После Французской революции след камня потерялся.

Об Анне Ярославне написано несколько книг и множество статей. Однако не вся информация вызывает доверие. Можно, конечно, из патриотического чувства заняться противопоставлением достоинств Анны множественным недостаткам её супруга Генриха и французской знати. Но дело в том, что некоторые утверждения можно подтвердить фактами, а некоторые остаются неподтверждёнными. Например, в интернете можно наткнуться на споры о взглядах на чистоту и гигиену славян и французов. Поклонники Европы, конечно же, уверяют, что поскольку Франция была частью Римской империи, а где римляне, там непременно бани, то и в Париже бань было поболе, чем в Киеве. Однако Рим – это одно, а вот окраины Римской империи, заселённые тогдашними варварами – это совсем другое. И наличие в Риме терм вовсе не говорит о том, что галлы или германцы совершали ежедневные омовения. Нечистоплотности тогдашних европейцев и грязи на их улицах и в их жилищах есть немало подтверждений. Равно как и отсутствию у части европейцев печей. О холодных европейских домах и о бесполезности для обогрева жилищ каминов писал даже Ф.М. Достоевский.

Сохранился и документ, где рядом с крестиком, поставленным королём, стоит полноценная подпись королевы Анны. А вот повсеместно цитируемое письмо Анны Ярославны отцу вряд ли можно назвать подлинным. К большому сожалению, на это письмо ссылаются даже доктора наук, не уточняя при этом, где хранится документ, кем и когда был опубликован. Зато псевдописьмо изобилует приятными для русского уха и глаза подробностями: Анна ругает французов и Париж на чём свет стоит. Но если абстрагироваться от комплексов и желания «забить Мике баки», можно увидеть не только исторические несоответствия, но и заложенную неведомым автором издёвку в текст лжеписьма. Документов XI в. сохранилось, конечно, не так уж и много. Однако они сохранились и даже опубликованы. То есть при желании с ними может ознакомиться любой желающий. Возьмём хотя бы Изборник 1076 г. Вот «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезные». Разумеется, текст приводится на современном русском языке: «Сын мой и чадо, приклони ухо твое, внимая отцу своему, изрекающему тебе спасительное. Чадо, приблизь разум сердца своего и внимай словам родившего тебя, ибо не во вред душе твоей, но ради укрепления разума. И к царству небесному поведут тебя. Отвори сосуд сердца, и пусть стекают туда слова слаще меда, которые смогут и оживить, и бессмертным явить тебя…».

А вот на русском же современном языке отрывок из так называемого письма Анны Ярославны: «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! (Как вариант – "В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны" – С.З.) Ты говорил: французы – умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи – неймут науку, и все тут…».

Помимо того, что «князем всея Руси» начал величаться только Всеволод Ярославич, помимо того, что Анна Ярославна не могла называть себя фамилией «Рюрикович», помимо того, что никаких чертежей в XI в. быть не могло – само понятие возникло гораздо позднее – помимо всего прочего стиль этого «письма» ничем не напоминает стиль XI в. Быть может, стилизация? Да, только стилизация документа совсем иной эпохи. Более, нежели, например, Изборник 1076 г., напоминает письмо Анны Ярославны другое известное письмо: «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать <…> А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые…».

Мелодия и ритмика «письма» Анны очень близки чеховскому тексту. Но не мог образованный аристократ XI в. писать как Ванька Жуков – полуграмотный мальчишка из века XIX! Оттого и выглядит это послание из глубины веков как издёвка над доверчивым и обиженным русским народом. Ничего хорошего в копилку патриотического воспитания или гордости за страну такие подмётные письма добавить не могут. Нет никакой нужды утешаться лживыми и подложными документами, когда существуют тысячи всамделишных поводов гордиться историей страны. Ту же Анну Ярославну помнят и чтут во Франции, где есть памятники королеве. На постаменте одной из фигур была надпись: «Anne de Russie Reine de France» – «Анна Русская королева Франции». Правда, в 1996 г. украинская община добилась замены слова «Русская» на «Киевская». Мы, конечно, поздравляем соседей с победой, но сути это всё равно не изменит. Тем более что Анна ещё и «Новгородская» по праву.

Анна Русская стала не только женой, но и матерью короля. Её сын – Филипп I – правил Францией после смерти отца. Само имя «Филипп» тоже пришло во Францию с Анной. И впоследствии несколько французских королей сделались обладателями этого греческого имени. После смерти Генриха I Анна стала фактической правительницей Франции – её сыну было всего 8 лет. Официальным регентом был назначен зять Генриха I, но имя королевы упоминается в двадцати грамотах малолетнего короля: «по совету возлюбленной матери нашей Анны», «при участии и по просьбе Анны, достопочтимой королевы и матери нашей». Помимо всего прочего, Анна была настоящей красавицей. И, думается, двое королей из династии Капетингов носили прозвище «Красивый» в том числе и благодаря своей русской прабабке.

Словом, русская княжна – красивая и умная, образованная и самостоятельная – сама по себе вызывает восхищение и чувство национальной гордости. И возня вокруг её имени – будь то поползновения переписать историю и заставить новгородско-киевскую княжну стать какой-то «украинкой» или умиление фальшивыми письмами в стиле «на деревню дедушке» – занятие не просто недостойное, но и в высшей степени бессмысленное, поскольку повлиять ни на что не может. Увы, мы живём в эпоху борьбы с прошлым. Но победит в этой борьбе тот, кто первым одумается и поймёт, что жизнь – это «миг между прошлым и будущим», и посвящать её борьбе с призраками значит превратиться в соляной столб.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1.

Весьма познавательно. мудро и душеполезно, поклон талантливому автору...
Мирянин / 06.09.2023, 00:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Замлелова
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38