Кто-то должен шагнуть из окопа первым

Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»

0
789
Время на чтение 10 минут

http://www.pravpiter.ru/pspb/n379/images/379-23.jpgБорис Александрович Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, не раз выступал у нас в газете как яркий (а порою даже яростный!) публицист, бескомпромиссно и метко разящий в своих выступлениях всех врагов России, и так он смело, так отчаянно шёл в битву, что мы порой сами пугались: а можно ли ставить такое на наши страницы?.. Но после некоторых раздумий мы всё же ставили очередной материал Бориса Александровича и всякий раз получали от читателей благодарность: «Спасибо за эту статью! Хорошо, что есть люди, которые открыто называют зло злом и врагов врагами!»

Но публицистика публицистикой, а всё-таки Борис Орлов в первую очередь поэт, — большой русский поэт со своей неповторимой музыкой стиха, со своей думой, своими образами… И если кто-то из наших читателей ещё не знает его как поэта, мы хотели бы предложить вам найти его новый сборник, который называется именно так, как и должна называться книга этого автора: «ДОБРО И ЗЛО».

Куба, Конго, Египет, Чили…

Долгу чести мы были верны.

А с врагом воевать учились

Вдалеке от своей страны.

От Испании до Афгана

Мы вкусили беду и вину.

И в чужих воевали странах,

Чтоб в свою не пустить войну.

Гул отдалённого боя — то тише, то громче, — но на каждой странице этой книги всё-таки слышен, даже если стихи совсем не о войне, даже если автор просто любуется русской осенью или вспоминает детство. Какая-то тревожная струна звенит и звенит, делая мирную лирику более пронзительной, более горячей.

http://www.pravpiter.ru/pspb/n379/images/379-24.jpgСборники стихов обычно читают так: раскроют где придётся и читают первое, что попадётся на глаза. Своя правда в таком чтении есть: всё-таки каждый стих, он самоценен, — но в данном случае я посоветовал бы вам читать «Добро и зло» подряд, от начала до конца. Здесь стихи расставлены не случайно, не хаотично, в их последовательности есть логика, есть мысль… Какая? Вот тут я бы не хотел предвосхищать результат ваших поисков: эту главную мысль поэта каждый должен найти сам, самостоятельно потрудиться душой, и этот труд будет не напрасным.

Книга наполнена раздумьями пожившего, много повидавшего, многое понявшего человека. Я поначалу даже хотел назвать эти стихи философской лирикой, — но нет: «философия» — слово слишком академическое… Именно раздумья! Не профессорские умствования, а вот сидит за столом большой, сильный мужчина: он один в полутёмной комнате, за окном осенняя мгла, шумят деревья под ноябрьским ветром, и в сердце у человека шумят ветра прошедших годов; он как будто не видит ничего вокруг, он погружён в свои мысли, он думает о своём пути, о пути своей Родины (эти две дороги для него нераздельны!); он пытается понять, где, когда, почему были допущены те или иные ошибки, он считает поражения и готовится к победам, и верит в конечную победу, и уже знает, как он её достигнет.

Ночь — для слёз, а совсем не для песен.

Для чего я живу — где ответ?

Окна дома туман занавесил,

Но с небес заструился рассвет.

Вот таким мне видится лирический герой этой книги, и кажется мне, что именно так книга и была написана: за один осенний вечер, от сумерек до полной темноты, не отходя от стола, пока чай в стакане не остыл. (Не воспримите мои слова буквально: конечно, книга требовала долгого и упорного труда, но цельность её такова, что она порою кажется созданной на одном дыхании.)

Между чёрным и белым — контраст

Над Невою в гранитной оправе.

Этот город меня не предаст,

Но и памятник мне не поставит.

Сплетни кружатся, как вороньё,

И парят, словно чайки, легенды…

Настоящее имя моё

Под запретом до траурной ленты.

То ли свет, то ли снег с облаков

На ладонях у кариатиды.

Возвращаю долги… И врагов

Начинаю прощать за обиды.

…Удивили меня стихи из первого раздела книги: Древняя Греция, античный Рим, Троя, Овидий, Плиний, Ахилл, Херсонес… Море — не с точки зрения моряка (каким оно обычно предстаёт в стихах Бориса Орлова), а с точки зрения приморского жителя или даже туриста… Откуда это здесь, в книге суровой и мудрой? А ничего удивительного: сквозь картины античного Средиземноморья явственно проступает современный Крым, Крым прифронтовой, Крым, готовящийся отразить возможный удар. Это с одной стороны. А с другой: отступая в Элладу и Рим, автор хочет острее приглядеться к собственной душе, на фоне вечных образов понять масштаб собственной жизни…

Я воин царя Леонида,

Мы встанем с ним у Фермопил…

И всё же основной фон книги — крепкая русская осень, не золотая, а та самая, пушкинская: «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» И как всегда, осень несёт особую свою свежесть, особую трезвость, особую мудрость. Я говорю «осень», а разумею «поэзия», «стихи».

Старый сквер и дождлив, и жёлт.

Нет влюблённых, грустит скамья.

То ли я мимо лета прошёл,

То ли лето — мимо меня.

И вот на фоне этого лирического ноября вы вдруг находите стихи, подобные этому:

Тянет с Запада новой войной…

В чистом поле и в тесной засаде

Не один я, когда за спиной

И отец мой, и дед мой, и прадед.

Меч надёжен, и зорок мой глаз.

Это наша земля! Успокойся!

Здесь врагов побеждали не раз:

Наши предки — надёжное войско.

Вот голос Бориса Орлова, хорошо знакомый нашим читателям! Вот когда следует вспомнить, что книга называется «Добро и зло» и что стихи в этой книге громят зло, как опытные солдаты. Всё, что может вызвать в душе поэта образ врага России, — ненависть, возмущение, презрение, — все эти чувства вы найдёте в стихах сборника. Как всегда, Борис Орлов не миндальничает, но называет вещи своими именами, весьма далёкими от пресловутой «толерантности». Притом в банальную грубость он не скатывается, он и в ненависти остаётся поэтом, создающим такие яркие и хлёсткие образы: «На «мерседесе», словно на метле, по улицам летает бизнесвумен»; «Стреляет по мне телебашня, как дот»; «Человек с двойной моралью тайно хочет жить с тройной»; «Защемило эпоху в дверях, словно хвост у собаки»

Вот так и уравнивается авторучка со штыком, вот так и

идёт народная война

С всемирным каганатом.

Но это всё — о зле. А что же о добре?

Главное добро для Бориса Орлова — Родина. И можно много говорить о том, как любовь к Родине проявляется в его стихах: нежных и тонких, когда речь идёт о родине малой, и колокольно-звонких, когда речь заходит о судьбах России… Но эта тема для Бориса Орлова настолько всеобъемлюща, настолько естественна — поистине как дыхание, — что для раскрытия её потребуется отдельная статья. Остановимся лишь на одной её грани — на русской вере, на православии. Православная тема звучит в стихах поэта как весть об удивительном открытии, которое автор сделал сам — возможно, даже неожиданно для себя, — и теперь делится этой драгоценной находкой с читателем. Он не щеголяет цитатами из святых отцов, не изображает из себя богослова, но православная вера для него так же несомненна, как вера в Россию. Он из тех, кто идёт к вере в Бога от любви к Родине: если Россия — православная страна, — значит, русский человек не может не быть православным. Разговор о Боге, о Церкви, о небесном Борис Орлов ведёт не часто, тема эта вдруг загорается в его стихах, как зарница летней ночью, и читатель безоговорочно верит в искренность автора, в выстраданность и естественность для него этой темы.

Казалось, всё… Нет больше сил.

Спустился с неба ангел.

«Здесь русские?» — меня спросил

И встал на правом фланге…

…Озарились и храм, и скит.

Сила духа — небесный свет.

Битва кончена. Враг разбит.

Торжествует Новый Завет.

Итак, битва добра и зла, объявленная в заглавии сборника, заканчивается торжеством Нового Завета, Откровения Божия. Так Борис Орлов видит исход тысячелетней войны России с силами тьмы. Отзвуки этой войны пронизывают всю поэтическую ткань сборника — не важно, чему посвящён тот или иной конкретный стих. Живая душа поэта — русского офицера, моряка-подводника — не может забыть об этой войне и в самых мирных пейзажах глубинной России, и в снах о детстве, и в мечтах об античности.

Свой крест терпеливо неси —

Он легче, чем Крест Христа.

Наш путь — ко Святой Руси,

Собьёшься — возьмёт пустота.

Про лёгкую жизнь забудь,

Прощенья грехов проси.

Тяжёл и тернист наш путь,

Но он — ко Святой Руси!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43